{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Настоящее и будущее столичного рынка аренды автомобилей.

Московский рынок каршеринга, согласно исследованию JPMorgan, — один из самых быстроразвивающихся в мире. К концу 2017 года автопарк столичных операторов насчитывал около 2,5 тысяч автомобилей, через год — около 16 тысяч, а в июне 2019 года — более 23 тысяч. Почему случился такой резкий взлёт и каковы перспективы рынка в ближайшем будущем — в нашей статье.

Главный драйвер роста — поддержка мэрии

Экономика совместного потребления — мировой тренд. Миллениалы и представители поколения Z (люди, родившиеся после 1996 года) делают ставку не на владение, а на пользование. По оценке РАЭК, в 2018 году капитализация российского рынка онлайн-сервисов совместного пользования выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом и составила 511 млрд рублей. И каршеринг — один из ключевых секторов новой экономической модели.

Операторов активно поддерживает московская мэрия. В первую очередь через субсидирование парковки. С 2015 года сервисы могут приобрести льготные разрешения на парковку на всех платных стоянках города. Для них стоимость годового абонемента на одну машину составляет 24 тысячи рублей. В то время как для обычного автомобиля — 370 тысяч. Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.

Каршеринг помогает разгрузить дороги за счёт рационального использования автомобилей — они постоянно задействованы. Для многих горожан поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины: не приходится тратиться на парковку, бензин, страховку и обслуживание.

По данным JPMorgan, мэрия ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тысяч машин. Тогда на каждую машину будет приходиться примерно 500 жителей и Москва догонит по этому показателю мировых лидеров: Торонто (498), Мадрид (500), Штутгарт (515) и Нью-Йорк (525).

Пока бизнес на инвестиционной стадии

Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки.

Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф — три рубля за минуту, — который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины. А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти.

Каждый оператор стремится выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки.

Что будет дальше

На июнь 2019 года в Москве работают 15 операторов. При этом «большая тройка» занимает 82% рынка. Дальнейшая консолидация приведёт к формированию естественной олигополии. Это случится в течение ближайших двух-трёх лет, когда закончится инвестиционная фаза и бизнес станет прибыльным.

При олигополии игроки борются прежде всего за лояльность потребителей, внедряя новые продукты и услуги. Показательный пример — Германия, где рынок уже достиг точки насыщения в результате серии слияний и поглощений.

Крупнейший оператор Share Now имеет 21,1 тысячи автомобилей, но они распределены на 16 стран, и внутри Германии компания соперничает с двумя сопоставимыми по возможностям конкурентами. Сейчас немецкие операторы развивают концепцию комплексной мобильности: пользователи составляют удобный и быстрый маршрут, используя разные сервисы в одном приложении.

Помимо каршеринга, это может быть райд-хейлинг (сервис поиска попутчиков и водителей для коротких поездок), поиск и бронирование места на парковке, разделение оплаты между попутчиками, аренда велосипедов, самокатов, электромобилей. Вероятно, российские сервисы тоже пойдут по такому пути. YouDrive, например, уже тестирует аренду катеров.

Виктория Синичкина,

директор, консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли, PwC Россия

В США другая рыночная структура. Там есть ярко выраженный лидер — оператор Zipcar, который контролирует более 80% рынка. В 2013 году для диверсификации бизнеса его купила крупная компания Avis Budget Group, предлагающая долгосрочную аренду автомобилей.

В Москве появление нового крупного игрока возможно только в ближайшие два-три года, пока рынок не до конца сформирован. После этого попытка составить конкуренцию зрелым игрокам, скорее всего, окончится неудачей. К тому моменту город уже достигнет точки насыщения — порядка 30 тысяч автомобилей каршеринга.

Несмотря на консолидацию ведущих операторов, более мелкие игроки смогут удержаться на плаву — если сосредоточатся на нишевых продуктах. Скажем, прокат электромобилей или премиальный сегмент. Однако их влияние на рынок окажется минимальным.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Anton

"аренда становится полноценной альтернативой покупке машины"
Это не совсем так.
Во-первых, есть возрастной ценз (например, в Мск это 2 года водительского стажа, а в США можно получить права с 16 лет, но каршеринг с 18-21 года)
Во-вторых, ты ограничен локацией

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

За два года почти перестал ездить на своей машине и выставил ее на продажу. Думал ее оставить для редких поездок, но раз в год продлевать страховку, два раза менять шины, ездить на мойки и начинаешь думать как поскорее ее бы продать.
В Москве парковка практически везде платная, доехать на своей машине до метро не представляется возможным. В маршрутке сесть получится только на конечных остановках маршрута.
Лично в моем случае я должен либо платить 3420 рублей в день за парковку в центре, либо трястись в маршрутке/метро, либо пользоваться такси, либо каршерингом (что примерно в 1.5 раза дешевле такси). Каршеринг, из этого всего, самый приятный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"Каршеринг, из этого всего, самый приятный вариант."
Самым приятным вариантом в таком крупном городе, как Мск, должен быть ОТ. Если самым приятным является производная от личного авто, то Дпетранс работает плохо

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Он зарабатывает. Делимобиль.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

ОТ может победить только при условии пессимизации автомобилей. Ну или может у вас есть конкретные примеры таких городов?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

это 2 взаимосвязанных процесса. Необходимо делать ОТ все более удобным и, наоборот, личный транспорт все менее удобным для эксплуатации

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

И всё же, есть ли какие-нибудь примеры больших городов с ОТ, который удобнее машин?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Нет, конечно. Личный автотранспорт до определенного момента удобнее, чем ОТ, даже в таких городах, как Мумбаи или Мск, где пробки достигают рекордных значений + за стоянку надо платить немало по ППС. задача города сделать невыгодным использование личного транспорта по крайней мере в центре и проблемных точках дорожной инфраструктуры и пересадить как можно больше народа на ОТ.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

Так в центре ОТ как раз и так неплохо и не очень понятно, как этому мешает каршеринг. Если запретить машины совсем, то кому от этого станет принципиально лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Речь не идет о запрете машин полностью. Машина в мегаполисе должна стать не комфортным средством передвижения, а инструментом на случай острой необходимости. Во всех остальных случаях это должно быть дорогим удовольствием.
Проблема каршеринга точно такая же, как и проблема личного транспорта в целом: с утра люди все едут в центр, вечером все едут из центра + цель каршерингов всегда оставлять ТС в трафике, тем самым усложняя его. Более того, машины каршеринга в той же Мск у того же Яндекса нельзя парковать на подземных или крытых и частных стоянках, т.е. они остаются на проезжей части чаще всего.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

Да что мы, собственно, всё о Москве, давайте посмотрим на центр Лондона: двухэтажные автобусы, обширнейшее метро, чёрные кэбы и, наконец, платный въезд. Помогает ли это избавиться от пробок - да нифига, по вечерам стоят эти самые кэбы. А ведь каршеринга в Лондоне практически нет и машины регулярно пессимизируют, т.е. проблема в целом не решается.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

ситуация с пробками в Лондоне много лучше, чем в Мск в часы пик, при этом, в Лондоне нет практически 100500-полосных магистралей из центра города радиусами уходящими во все направления

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

В том-то и дело, что в Лондоне всё равно всё плохо даже несмотря на различные меры - просто посмотрите пробки на гуглокартах прямо сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

ситуация с пробками в Лондоне намного лучше, чем в Мск, в этом дело
https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/?population=MEGA

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"В маршрутке сесть получится только на конечных остановках маршрута"
ужасно, что они вообще существуют. Интермодальность ОТ в Мск по-прежнему слабая, если брать весь город

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"В Москве парковка практически везде платная, доехать на своей машине до метро не представляется возможным"
прекрасно

Ответить
Развернуть ветку
105 комментариев
Раскрывать всегда