Точка «5G»: как сети «пятого поколения» изменят нашу жизнь
Похоже, именно телеком стал той отраслью, которая медленно и верно заставляет граждан погружаться в новые технологии и цифровую реальность. Все эти 3G, 4G, LTE, NFC, IoT и прочие странные аббревиатуры, за которыми стоят серьёзные технологии, уже давно перешли из лексикона специалистов в лексикон обывателей. И, что самое интересное, все понимают, о чём идет речь.
Сегодня мы поговорим про сети 5G, которые станут доступны для коммерческого использования только в 2020 году, но дают о себе знать уже сейчас. Что в этих «пятых» сетях нового, откуда такой хайп и как поменяется рынок в условиях 5G.
Что такое 5G
Начнём с азов. Чтобы представить, как 5G повлияет на нашу жизнь, нужно сначала понять, как оно устроено. Вопрос этот я попросила прокомментировать эксперта, генерального директора макрорегиона «Москва» Tele2 Игоря Жижикина.
У сетей 5G есть еще одна особенность. Например, базовая станция 4G может получиться из базовой станции 3G удаленно, переустановкой ПО. Это значительно упрощает переход от сетей третьего поколения к 4G. К сожалению, в случае с 5G это не работает, требуется замена оборудования. А значит, процесс потребует существенных финансовых вложений от операторов связи.
Но операторы всё равно заинтересованы в развитии новых сетей, проводят активное тестирование уже сейчас и показывают устройства, работающие в новых сетях. Понятно, что операторы связи — коммерческие предприятия, и просто так деньги тратить не будут.
Зачем нам вообще 5G
Что такого привлекательного в этих новых сетях? Почему именно переход на 5G считают родоначальником будущей новой технический революции? И нужен ли нам вообще этот переход?
Даже если сейчас случится чудо, и в одну ночь операторы возьмут, да и построят сеть 5G, для нас ничего не изменится. Потому что для работы в сети нужны специальные устройства. А их пока нет, есть только опытные образцы. Так, В 2017 году на Международном телекоммуникационном форуме в Барселоне компания ZTE представила первый в мире смартфон, работающий на гигабитных скоростях. Также сейчас ведутся разработки 5G-модемов.
При этом сети LTE и LTE advanced вполне могут удовлетворить все потребности абонентов, а дома и в офисе у нас есть высокоскоростной проводной интернет, который способен давать ещё более высокие скорости. Так зачем нам 5G и почему все с ним так носятся?
То есть обывателю такие скорости на самом деле не нужны. Эти скорости, а главное, быстрый отклик, нужны для общения машин. Хотя проводной интернет реально окажется под угрозой, если сотовая сеть способна дать хорошие скорости при условии гораздо большей мобильности. Тут всё будет зависеть от доступности устройств и самого мобильного интернета.
Так что конкуренция проводного и мобильного интернета, скорее всего, перейдёт в ценовую плоскость: при хорошей доступности 5G-устройств и мобильного интернета перспективы проводного интернета окажутся совсем не радужными.
5G: для людей или для машин
Как мы уже говорили выше, в стандарте 5G важны не только высокие скорости, но и сверхбыстрое время отклика. Именно этот показатель даст импульс для развития М2М. Время отклика критично для беспилотников и организации цифрового городского пространства.
«Умным» домам, «Умным» городам и системам безопасности тоже нужны хорошие скорости, маленький отклик и поддержка большого количества устройств одновременно.
Приведу пример. 12 июня «Мегафон» в партнёрстве с КамАЗом показал первый в России беспилотный шаттл, работающий в 5G. Сам шаттл разработан КамАЗом совместно с ФГУП «НАМИ», на нем можно проехать от фан-зоны к стадиону «Казань Арена» во время ЧМ-2018. Дело в том, что презентация шаттла стала возможной только в организованной «Мегафоном» тестовой зоне 5G, в сетях четвёртого поколения сделать это бы не удалось.
Во время презентации для журналистов я расспросила создателей шаттла о перспективах городского автомобильного движения вообще и в сетях 5G в частности.
Так что, похоже, цепочка такая: 5G нужен для машин, а вот уже сами машины — для людей. Хотя представить такую реальность даже немного страшно: на всех простых работах — роботы, по городу снуют беспилотники, повсюду камеры, датчики, микрофоны. Всё просто, безопасно и удобно.
Безопасно ли? Как показывает опыт с беспилотником, сбившим велосипедиста, а также разбившийся о стену дрон Почты России, ошибки «человеческого фактора» вполне свойственны и машинам. Хотя машины в целом всё же точнее и не подвержены эмоциям.
Но, кроме гипотетической опасности «восстания машин», такие технологии таят в себе вполне реальный риск безработицы. Учитывая, как много функций может взять на себя искусственный интеллект, можно прогнозировать существенную безработицу, особенно в сфере физического труда.
Перед показом первой VR-трансляции футбольного матча в сети 5G от «Мегафона», Сергей Солдатенков, генеральный директор ПАО «Мегафон», как раз затронул эту тему. Он считает, что рутинные процессы будут заменены роботизированными цифровыми решениями, а люди смогут посвятить себя более высокоинтеллектуальным профессиям, масса которых появится в связи с той же цифровизацией.
Уже сейчас компании испытывают кадровый голод и находятся в поиске сотрудников, которые будут работать с новыми технологиями. А дальше потребность в квалифицированных сотрудниках будет только расти. Проблема в том, что не все смогут переквалифицироваться. По мнению Сергея Солдатенкова, без работы могут оказаться от 4 до 10 млн человек в России. И это проблема уже самого ближайшего будущего.
Так что помимо интересных перспектив, переход на 5G таит в себе и определённые риски как для компаний, так и экономики в целом. Хотя многие риски со временем можно нивелировать. Людей можно обучить, ПО оптимизировать, процессы сделать более эффективными. Всё новое «рождается в муках». Зато будущее, о котором мы в детстве мечтали, читая фантастические романы, уже через несколько лет может стать реальностью.
Автобус норм, но вот 5г)))) отъезжаю за 117км от мск, не то что инет, связь через раз работает.
117 км?? Вы попробуйте съехать с Новой Риги ( ~30 км от МКАД)на бетонку в сторону Звенигорода - там километра 2 чёрной дыры) связи нет вообще у МТС, и Edge у мегафона)
Комментарий удален модератором
Под вышкой в теории и не должно хорошо работать, сигнал направлен в стороны вокруг вышки)
меня удивляет только один момент у этих пидарасов (биг три) бабла хоть жопой жуй, а они суки жмотятся воткнуть вышку там где она так нужна
Не всегда жмотятся, поверьте. Нельзя просто так прийти и воткнуть вышку. Сначала нужно получить кучу разрешений, которые не всегда получаются.
честно, мне, да в принципе и любому клиенту на это должно быть сильно по хуй. есть отделы, которые сидят на зп, вот и пусть бегают получают, стараются и тп. оправдания в этом случае не работают. я плачу бабки, ты даешь мне связь. всё ровно.
Ваши "бабки" часто не окупят строительство дополнительной БС. Если бы окупали, поверьте, её бы уже построили. Не нравится? Ну походите по рынку, поищите.
есть подозрение, что вы не работаете ни в одной из этих компаш, соответственно рассказы про "не окупаемость" вышек я пожалуй пропущу мимо ушей и лишний раз напомню, конечного потребителя эти вопросы ебать не должны.