Чем занимаются системные аналитики в «Тинькофф»

Рассказываем о задачах и зовём на One Day Offer, который состоится 30 июля. На нём можно пройти все собеседования онлайн — и за один день.

Перед One Day Offer лиды системных аналитиков Анна Мелешкина и Евгений Зингер рассказали, какие задачи решают в компании и какие особенности есть в их работе.

Кто такой системный аналитик

Системный аналитик — связующее звено между бизнесом и командой разработки. Он получает от бизнеса идею новой фичи и ищет решения, как ее технически реализовать в доменных сервисах и системах. Основной артефакт его работы — это спецификация, на основе которой разработчики реализуют фичу.

В «Тинькофф» нет департамента системных аналитиков, они входят в команду разработки. В компании есть продуктовые и платформенные проекты. Продуктовые делают для клиентов банка. Например, проект дебетовых карт или мобильного приложения «Тинькофф Инвестиции». А платформенные разрабатывают для других проектов в компании, как продуктовых, так и платформенных. Например, разработка, масштабирование и поддержка собственной CRM-системы.

Этапы работы над проектом и задачи системного аналитика

Чтобы описать задачи системного аналитика, раскроем этапы разработки проекта.

Планируем проект. Системный аналитик уточняет у бизнес-заказчика детали задачи и добавляет больше контекста, чтобы в работу попадали более четкие таски. На этом этапе они могут вообще отбрасываться или уходить в другую команду. Например, заказчик хочет, чтобы менеджеры больше продавали кредитных продуктов для юрлиц. Для этого ему нужно трекать время, которое они тратят на продажи. Он приходит в команду CRM, потому что через нее продавцы получают задания, и просит выгрузить статистику.

Системный аналитик объясняет, что его сервис только создает задание для продавцов, но время их работы не отслеживает. Зато система WebOffice собирает статистику о том, сколько продавцы обрабатывают заявок в день и сколько на каждую тратят времени. Поэтому он отправляет заказчика в ту команду.

Собираем требования, валидируем и верифицируем. Здесь системный аналитик добивается полной конкретики по задаче. Например, заказчик хочет выдавать новый тип кредитов юрлицам, за которые поручается государство. Аналитик выясняет:

  • можем ли мы сделать это как надстройку к существующему продукту;
  • на каких каналах привлечения он будет доступен;
  • какие отличия от существующих продуктов;
  • какой у него будет флоу;
  • как менеджеры будут взаимодействовать с клиентом по этому продукту.

Результат работы системного аналитика на этом этапе — однозначные, непротиворечивые и полные бизнес-требования. Обычно это верхнеуровневое описание в Jira и более детальное в Confluence.

Проектируем архитектуру. Здесь системный аналитик проектирует и согласует решение с коллегами. Он много обсуждает задачу с другими командами, если для нее нужна интеграция с другими системами. Результат его работы — общее описание технической логики реализации и интеграционная диаграмма участвующих систем с выделением ответственности.

Пишем спецификацию задачи. Системный аналитик продумывает детальную итоговую постановку задачи для команды разработки. Результат — техническая документация в Confluence или через подход «документация в коде».

Разрабатываем решение. На этом этапе системный аналитик отвечает на вопросы разработчиков, вносит изменения в документацию, помогает тестировщикам с тест-кейсами — валидирует их или что-то добавляет. Также он участвует в обсуждении, как мониторить новую фичу. Первый результат этапа — команда понимает, что и зачем делает. Второй результат — инструкции и метрики, которые отслеживает вторая линия поддержки или дежурный на проде.

Релизим фичу на прод. После релиза системный аналитик сопровождает фичу на проде и разбирает инциденты на уровне третьей экспертной линии поддержки.

Системный аналитик частично отвечает за консистентность новой фичи. Бывает, что бизнес-заказчик приходит с одной хотелкой, но забывает согласовать ее со смежной системой. Аналитику важно собрать все хотелки и проверить, что никого из заказчиков не забыли.

Например, в работе у системного аналитика была задача на новые тексты СМС при одобрении заявки. Второй заказчик — бизнес-аналитик от направления привлечения клиентов — принес задачу на доработку текстов СМС при закрытии заявки. А одобрение — это частный случай ее закрытия. Получилось, что логика формирования текстов в одной задаче противоречила логике в другой.

Системный аналитик собрал заказчиков вместе, и в результате обсуждения они выработали общую для всех типов закрытия заявок логику текста.

С кем работает системный аналитик

В компании есть системные аналитики, аналитики DWH, риск-аналитики, продуктовые и бизнес-аналитики.

Больше всего системный аналитик соприкасается с бизнес-аналитиками, поскольку они ставят задачи на разработку. Бизнес-аналитики собирают требования бизнеса и приносят их системным аналитикам, а те их валидируют и просят бизнес-аналитика доработать, когда чего-то не хватает.

Также системные аналитики взаимодействуют с продуктовыми, поскольку те запрашивают данные для построения отчетов по всей функциональности сервиса. Значительная часть работы системных аналитиков — консультирование. Они знают ответы на все вопросы о продукте и связанных с ним системах, и это главная ценность их экспертизы для бизнеса. Либо знают, кто в команде может ответить на вопрос.

Какие сложности в работе возникают

Свои задачи аналитик зачастую делает одновременно — это основная сложность. Не всегда он просто пишет документацию и отдает ее. Он одновременно может писать документацию к одной фиче, сопровождать вторую фичу на проде и отвечать на вопросы нескольким заказчикам по другим проектам. Нужно уметь одновременно делать много дел и не проигрывать ни в одном из них.

Еще иногда нужно поработать с black box — «черным ящиком». Это готовый продукт, к которому нет документации. Аналитику нужно понять, как он работает, и описать его либо доработать. Такое нечасто, но случается. Это такой реверс-инжиниринг: аналитик смотрит в код, изучает его, описывает, а если нужно дорабатывать, то описывает, как это сделать. Или при сбое системный аналитик проводит расследование по логам и разбирается, что происходит.

Мы стараемся не допускать «черных ящиков». Для этого ведем документацию о работе сервиса и поддерживаем ее в актуальном состоянии.

Навыки и инструменты системного аналитика

Soft skills: мультизадачность, системное мышление, высокая коммуникабельность, адекватность и стрессоустойчивость. Под системным мышлением мы понимаем умение мыслить глобально, сразу обо всем скоупе систем и продукте. Аналитик мыслит архитектурой большого количества систем, и, когда возникает потребность доработать сервис, он понимает, какой эффект доработка может оказать на смежные системы и процессы.

Hard skills: корректное ведение документации, техническое понимание реализации интеграций, баз данных, ООП и предметно-ориентированного проектирования — DDD. Важно, чтобы человек знал классы систем и понимал, что такое доменная ответственность.

Основные инструменты системного аналитика — это Jira, Confluence и GitLab. Зависящие от проекта инструменты — IDEA, Camunda Modeler, Postman, SoapUI и другие.

Куда расти системному аналитику

Первый вариант — это горизонтальное развитие: например, до руководителя аналитики. Второй — это вертикальный менеджерский путь до тимлида, затем руководителя отдела, технического директора департамента и дальше наверх.

В компании постепенно формируется новая специализация — архитектор. Это человек с очень большой экспертизой продумывания решений больших систем. Он отлично разбирается в интеграциях и понимает, как большое сложное решение с точки зрения ИТ и бизнеса разложить на системы, микросервисы, основные потоки данных. Эта роль чем-то похожа на solution-архитектора, только менее опытного в разработке.

Преимущество работы системным аналитиком в «Тинькофф» — это окружение из заинтересованных в результате профессионалов. Здесь не встретить того, кто «по дружбе» занимает свое место и будет противиться любым изменениям. Все вокруг — высококлассные специалисты, открытые к общению, улучшению и переменам.

Еще один плюс — почти не бывает работы в стол. Если появилась задача, то она действительно важна, и это не имитация бурной деятельности в попытке потратить свободное время сотрудника. Также в «Тинькофф» системный аналитик — не технический писатель. Он глубоко погружен в технику и архитектуру и может принимать решения по интеграциям без множества согласований архитектурных комитетов.

Если вы системный аналитик в поиске работы, приглашаем на One Day Offer 30 июля. Для участия нужно:

  • До 27 июля отправить заявку и приложить резюме или портфолио.
  • Когда организаторы проверят заявку, они отправят тестовое задание, которое нужно выполнить за три дня.
  • Через два дня после отправки тестового вы получите ответ.
  • Если прошли тестовое, вы получите приглашение на встречу в Зуме.
0
55 комментариев
Написать комментарий...
Иван Петров

После всех ваших зашкваров у вас есть желающие работать?

Ответить
Развернуть ветку
Heather Morris

не понимаю я таких комментаторов. по-моему зашквар - обсирать компании, которые еще продолжают работать и делать классные продукты. И причем тут сотрудники вообще, да Тиньков чуть ли не последняя нормальная компания на рынке осталась. Даже интересно стало посмотреть, какие компании для вас норм

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

Что классного сделал ТКС для клиентов? Перегруженный излишней инфой мобильный банк-клиент с невозможностью быстро добыть инфу по используемым продуктам (да, это нынче стало трендом, к сожалению, у всех)? Или сам банк, в котором нет филиалов, и в случае блокировки моего счета я буду вынужден ехать в нерезиновую, где и там меня пошлют? Или может, тем он хорош, что пользуется моими устаревшими данными, и не может доставить мне карту по новому адресу, и полгода эту проблему невозможно было решить через поддержку, а сайт не давал изменить адрес доставки, потому что в его базе устаревшая инфа?
ТКС хорош только тем, что он есть. Чтоб можно было сравнить и заценить минусы этого шлакобанка относительно других шлакобанков...

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Добрый день.
Мы делаем наше приложение не только информативным, но и удобным, чтобы у вас была возможность осуществить любую операцию быстро и без проблем. Если расскажете подробнее, чем приложение неудобно для вас — будем рады над этим поработать, чтобы стать лучше.

У нас нет офисов, потому что мы являемся полностью онлайн банком, наши сервисы позволяют решать вопросы дистанционно.

Что касается вашей ситуации с данными и доставкой карты — хотим все проверить детально.
Напишите, пожалуйста, нам в личку ваши ФИО и дату рождения, чтобы мы могли рассмотреть ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда