{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

OZON и Wildberries монополисты на рынке маркетплейсов и что с этим будут делать?

В 2023 году рынок электронной коммерции в России продолжил демонстрировать значительный рост, особенно за счёт деятельности крупных маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon. По исследованию Data Insight, в первом полугодии 2023 года эти две платформы продемонстрировали рост на 35%, а в июне-июле их совокупная доля в объёме всех онлайн-заказов достигла 77%, что на 9% больше, чем в предыдущем году.

24 января ФАС России установила , что Wildberries и Ozon коллективно занимают доминирующее положение на рынке, приходясь вместе на 80% российского рынка. Важно отметить, что само по себе доминирующее положение на рынке не считается нарушением, однако случаи злоупотребления этим положением могут стать поводом для антимонопольных мер. В ответ на это, представители Wildberries выразили своё ожидание такого заявления ФАС, указывая на активное расширение и рост бизнеса, а также на вклад компании в развитие индустрии через инвестиции в скидочные кампании и увеличение спроса и объёма продаж. По данным АКИТ, доля всей интернет-торговли в общем объеме розничных продаж немного превышает 13%, а на все маркетплейсы, включая нишевые и специализированные, в общей сумме онлайн-продаж приходится 57%, то есть порядка 7% в общем розничном обороте.

Исследование Mediascope выявило, что Ozon и Wildberries занимают ведущие позиции среди маркетплейсов в России по охвату аудитории старше 12 лет, достигая 71,6 и 71,5 млн пользователей соответственно в декабре 2023 года. Они опережают Avito с 62,9 млн и «Яндекс Маркет» с 48,3 млн. E-commerce составляет 4% от общего времени, проведенного в интернете, с фокусом на одежду, товары для дома, гаджеты, и косметику. Wildberries привлекает в основном женскую аудиторию, в то время как Ozon — мужскую, при этом Wildberries имеет высокий процент уникальных пользователей (10,6%), в отличие от Ozon (6,9%) и «Яндекс Маркета» (2%). В основном потребители ищут на маркетплейсах одежду и обувь (13% от всех запросов), товары для дома (9%), гаджеты (8%) и товары по уходу за собой (4%). Фактически на текущий момент Wildberries и OZON занимают доминирующее положение на рынке маркетплейсов и могут диктовать свои правила всем участникам рынка.

При этом жалобы на Wildberries, Ozon возникают и у покупателей, и у продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.

Продавцы жалуются на высокие комиссии за продажу, дорогую логистику, необоснованные штрафы и блокировку кабинетов. Расходы продавца на маркетплейс (комиссии + расходы на логистику + эквайринг + возвраты +брак) сейчас составляют от 30% до 50% от стоимости товара, возможно, конечно колебания в большую или меньшую сторону. В группах продавцов регулярно приходится читать, что продавец не учел все расходы на площадку и по итогам месяца ушел в нормальный минус.

Правила взаимодействия между маркетплейсами и ПВЗ также не всегда четкие и справедливые. Например, не всегда понятно, как и когда маркетплейсы могут менять условия сотрудничества или вводить штрафы. Это создает риски для владельцев ПВЗ, которым сложно быстро адаптироваться к изменениям или оспорить несправедливые штрафы - вспомни забастовки владельцев работников ПВЗ Wildberries весной и летом прошлого года.

Многие покупатели недовольны маркетплейсами из-за задержек с доставкой, проблем с возвратом товаров и недостатком информации о продуктах. Иногда покупатели сталкиваются с неверной или неполной информацией о продуктах, да и очень часто попадаются нечестные продавцы, которые продают подделки брендов, а иногда и просто небезопасный товар без каких либо-сертификатов. На vc, например, писали

Что со всеми этими проблемами делать на данный момент мало, кто понимает. В Гос. Думе хотели еще к концу 2023 году принять закон о регулирование деятельности маркетплейсов, но воз и ныне там. Основная задача регулирования маркетплейсов - обеспечение интересов всех участников рынка: сотрудников отрасли, партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов, продавцов на этих площадках и потребителей. В проекте закона предусмотрен запрет на изменение договора оферты чаще одного раза в год, что является компромиссным решением между позициями продавцов и маркетплейсов. Кроме того, законопроект затрагивает вопросы штрафов для продавцов, блокировки личного кабинета продавца и продажи собственных товаров маркетплейсами, а также ответственность маркетплейсов за продаваемые товары. Предлагается запрет на продажу собственных товаров маркетплейсами с оборотом более 150 миллиардов рублей (сюда попадает и Wildberries и OZON), если аналогичные товары уже представлены на них.

Недавно в Общественной палате опять провели слушания по данному законопроекту, представители маркетплейсов ожидаемо против. Заместитель генерального директора Ozon предупредил, что новые правила для маркетплейсов могут привести к увеличению цен на товары. В ходе обсуждения в Общественной палате, он отметил, что платформам придется поднять комиссии для продавцов и посредников, что, в свою очередь, скажется на цене товаров для конечных покупателей. Это связано с тем, что маркетплейсы будут вынуждены компенсировать потери из-за новых ограничений законодательства.

Представители Минпромторга пока не определились с позицией по предлагаемым изменениям. В дискуссии также участвовали другие крупные онлайн-платформы и производители, которые выразили опасения по поводу некоторых аспектов законопроекта. В частности, вызывают беспокойство предложения о запрете изменения условий договоров чаще одного раза в год, продажи товаров под собственными марками маркетплейсов и усложнение процедур наложения штрафов и блокировки аккаунтов недобросовестных продавцов.По мнению Минаева из Ozon, такие меры могут привести к тому, что все маркетплейсы будут вынуждены устанавливать завышенные тарифы на весь год вперед, чтобы обезопасить себя от возможных финансовых потерь, что неминуемо скажется на повышении цен для покупателей. Он также отметил, что запрет на продажу товаров под собственными торговыми марками может дополнительно спровоцировать рост цен на рынке. Представители Яндекс Маркет опасаются, что запрет штрафовать недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, а также блокировать их личные кабинеты приведет к тому, что на рынке появится много контрафакта, фальсификата и небезопасной для потребителя продукции.

Судя по всему принятие закона будет откладываться, все закончится обсуждениями, переговорами, созданием согласительных комиссий и так далее. Происходит классическая ситуация "too big to fail", когда аппаратный /экономический/общественный вес маркетплейсов превзошел влияние депутатов, которые видимо хотели набрать себе очки за счет принятия резонансного закона.

Также долго томить не буду, поддержи автора - подпишись на телегу

Просто нажми ссылку и жми подписаться!

0
3 комментария
Фулфилмент ОператороФФ

Согласны, что слишком часто маркетплейсы меняют условия оферты, а так же правила упаковки, требования к товарам и т.п. Селлерам, которые стараются просчитывать все моменты своего бизнеса, иногда сложно отследить эти изменения.
Но есть фулфилменты, которые готовы взять на себя эту часть работы селлера. Их специалисты ежедневно отслеживают и анализируют изменения, которые происходят на площадках, и всегда быстро адаптируются к изменениям.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Харламов
Автор

Спасибо за комментарий и нативную рекламу вашего сервиса - мне не жалко рекламируйтесь!

Ответить
Развернуть ветку
Smart Seller
Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда