Без даты больше траты: что ждет data-тренд в 2024 году?
Согласно недавнему исследованию каждая вторая компания планирует сократить расходы в 2024 году. Одни планируют урезать маркетинг, другие логистику — у каждого респондента свои планы на этот счет. Объединяет всех то, что цель каждой компании на будущий год – пересмотреть бизнес-процессы и оптимизировать затраты.
АЭРО поговорили с экспертами data-направления, чтобы узнать, какое влияние оказывает работа с данными в крупных российских компаниях, ощущается ли нехватка кадров и как будет развиваться data-driven подход в 2024 году.
Всё больше компаний внедряют у себя data-driven подход, когда с помощью ИИ происходит сбор и анализ данных для принятия последующих решений, влияющих на бизнес. На основе данных можно грамотнее выстраивать процессы внутри компании — выявлять точки роста бизнеса и определять, что приносит компании прибыль, а какие расходы, наоборот, не дают ожидаемого эффекта. Однако, по оценке консалтинговой компании Gartner из-за некачественных данных в среднем компании теряют около $13 млн ежегодно.
Для эффективной работы с данными компании особенно нуждаются в квалифицированных кадрах. Так, за первое полугодие 2023 количество резюме data-соискателей выросло на 105% — такие результаты получили разработчик eCommerce-решений АЭРО и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru в своем исследовании. Предложение как всегда реагирует на спрос, поэтому по итогам 2023 года эксперты прогнозируют рост количества соискателей по работе с данными почти в 2 раза.
Как компании работают с данными
Data-driven культура в России находится на этапе стремительного развития. Никита Зеленский, руководитель отдела по работе с данными в Whoosh, сравнивает этот процесс с запряганием телеги — сначала ее долго готовят, зато потом быстро едут, и в случае с развитием data-driven, телегу уже начали запрягать. По его словам, стейкхолдеры стали чаще смотреть в сторону data-driven при принятии решений. Конечно, уже есть ИТ-локомотивы, но преимущественно нашу экономику составляют большие компании, которые со своей низкой маневренностью тоже начинают постепенно вставать на рельсы data-driven подхода. Как только они поймут наиболее удачные области применения данных, смогут многое сделать для экономии и повышения эффективности собственного бизнеса.
В ПАО Промсвязьбанк (ПСБ) технологии data сбора, обработки и анализа информации в маркетинге используются для разработки и адаптации персонализированных сервисов, продуктов и услуг для клиентов. С помощью data-driven подхода компания оптимизирует бизнес-процессы и повышает операционную эффективность банка. Алгоритмы позволяют ПСБ анализировать поведение клиентов и предсказать, какие продукты или сервисы могли бы заинтересовать конкретного клиента в данный момент времени и в каких каналах коммуникации.
Также большие данные успешно применяются в кредитном анализе и автоматическом формировании кредитных предложений для клиентов ПСБ. Так, в сегменте малого и среднего бизнеса банк уже отказался от сбора документов для кредитного анализа от компаний и формирует решение о размере кредита благодаря анализу big data. Данные позволяют точно настраивать кредитные модели и их ценообразование с учетом персонального риска. Благодаря автоматизации кредитного процесса, ПСБ уже установил кредитные лимиты компаниям МСБ на общую сумму свыше 2,5 трлн рублей.
Этот тренд мы видим даже в новостях СМИ — читатели становятся более вовлеченными в те статьи и новости, которые содержат в себе информацию на основе big data. По его наблюдениям, малые предприниматели тоже начинают осознавать, насколько ценными могут быть данные для оптимизации своих операций, принятия решений и повышения эффективности.
Data-направление активно развивается и в компании «Детский мир» — в портфель проектов входят отчетность для топ-менеджмента, clickstream-аналитика, CVM (customer value management).
По словам Head of Analytics Okko Александра Кондрашкина, в этом году, как и во всех предыдущих, приоритет у data-направления очень высокий. В сервисе Okko данные пронизывают буквально все процессы: фильмы и сериалы на главной странице подбираются с помощью ML, в поиске нужный контент так же подбирается персонально. Помимо этого, данные помогают принимать более эффективные и правильные решения и по продукту (тестирование нового функционала), и по контенту (решения о том, какие фильмы и сериалы закупать, продлевать и производить) и по маркетингу (как продвигать контент и подписки результативнее).
Что остается за кадром
В июне 2023 спрос на data-специалистов увеличился вдвое — об этом говорят результаты исследования Авито.Работа (+108%) и совместного исследования АЭРО и hh.ru (+105%). Компании стали активнее нанимать кадры для работы с данными, особенно в добывающей отрасли (+79%), металлургии (+50%) и химическом производстве (+74%). Причем положительная динамика наблюдается не только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани (как сообщают данные Авито.Работа), но и в регионах. В частности, спрос на профессионалов по работе с данными вырос в Северной Осетии (в 8 раз), Ленинградской области (в 6 раз), ЯНАО (+366%), Амурской области (+217%), Ставропольском крае (+185%), Забайкальском крае (+150%), Орловской (+122%) и Владимирской (+117%) областях.
Наблюдается и рост числа соискателей: по данным Авито.Работа за год кандидаты на 31% чаще стали откликаться на вакансии data-аналитиков. При этом на рынке труда возникает разрыв спроса и предложения.
Прогнозы на 2024 год
Федор Скородумов из Тинькофф, считает логичным рост data-driven культуры в компаниях в течение 2-3 лет. С увеличением объема данных и развитием технологий аналитики предприниматели будут все более зависеть от данных для выявления трендов, понимания потребностей рынка и принятия обоснованных стратегических решений как для игроков крупного, так и малого бизнеса.
Основными сложностями Антон Александров из «Детский мир» видит путь развития культуры работы и развитие платформы данных. По его словам, необходимо также постоянно быть курсе последних новостей инструментов, и поддерживать их обновление.
По словам Елены Мелиховой, в ПСБ продолжат вести постоянную работу по развитию и совершенствованию систем и процессов управления данными. «Это направление имеет для нас стратегическое значение и является одним из приоритетных для достижения поставленных перед банком целей», — говорит Мелихова.
Александр Кондрашкин из Okko верит, что в ближайшие годы рост data-направления будет продолжаться, особенно после того как появился ChatGPT, который дал новый стимул к применению данных в разных сферах. Свою версию технологии начали развивать крупные игроки, у рынка появляется понимание, какие ещё процессы можно улучшить, вместе с этим растет спрос и на инфраструктурные проекты, которые упрощают применение технологий. Всё это сильно стимулирует спрос на сильных дата-специалистов.
В 2024 году почти в 2 раза вырастет количество соискателей по работе с данными — такой прогноз дают Aero и hh.ru исходя из своего исследования. Поскольку data-направление активно развивается, большинство компаний стремятся нанять опытных специалистов — заметнее всего увеличился спрос на соискателей с опытом работы от трех до шести лет – на 22%, на кандидатов с опытом более шести лет – на 13%.