«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Разработка уникальных архитектурных решений обеспечила «Розе Хутор» возможность внедрения принципов эволюционной архитектуры и заложила основы для полного перехода на сервисы.

Роза Хутор — нетипичный для электронной коммерции проект. С точки зрения ИТ это определяется двумя особенностями:

  1. Продажа услуг, а не товаров;
  2. Переработанная платформа «1С-Битрикс» с измененной логикой.

Гринсайт — интегратор Ensi и команда поддержки прошлого решения

Предпосылки

Сотрудничество Гринсайта и Розы Хутор началось еще в 2018 году — за это время проект прошел несколько комплексных этапов. Перед переходом на эволюционную архитектуру совместными усилиями была запущена обновленная версия сайта курорта на базе платформы «1С-Битрикс».

При дальнейшем развитии онлайн-ресурса потребовалось существенно изменить главную страницу. В ответ Гринсайт предложил разделить фронтенд и бэкенд «1С-Битрикс», выделив клиентскую сторону в отдельный React-сервис. Так выросли скорость работы и удобство пользователей, а внутренняя команда Розы Хутор получила опыт разработки на новом стеке. В последствии были переработаны и другие страницы сайта — это одна из возможных стратегий для постепенного перевода платформы на сервисную архитектуру.

Стратегия постепенного переезда подразумевает вынесение части бизнес-процессов в независимый сервис. Доступ к функциональности реализуется через API.

Разбираем стратегии переезда на сервисные IT-решения

В случае Роза Хутор постепенный переход был избран, исходя из ряда условий:

  • Много налаженных интеграций;
  • Уникальная реализация части компонентов: например, системы управления доступом к услугам на смарт-картах посетителей;
  • Ограниченные сроки перед началом нового сезона.

Бронирование отелей и управление ски-пассами

Первым шагом стала разработка инструментов бронирования отелей и управления ски-пассами.

Инструмент для бронирования отелей объединяет гостиницы курорта, актуализирует информацию по номерному фонду и дает возможность менеджеру управлять бронированием, квотами, номерами и отелями.

Инструмент управления ски-пассами и прогулочными билетами позволяет добавлять новые и редактировать имеющиеся билеты, модерировать тарифы, даты и условия.

Разработка инструмента продажи пакетных туров

Весной 2022 года появилась задача по запуску онлайн-продажи пакетных туров. Каждый тур включает бронирование отеля и вариативный комплекс услуг, соответственно, сервис должен обеспечивать управление:

  • Списком отелей;
  • Доступными и занятыми номерами;
  • Датами заезда и выезда;
  • Услугами, записываемыми на смарт-карты посетителей;
  • Услугами отелей;
  • Ценами;
  • Квотами и прочим.

Помимо гибкой конфигурации, эти параметры необходимо и правильно друг с другом склеивать — производить перерасчет стоимости и доступности услуг в зависимости от условий каждого из туров.

Для реализации этой функциональности был создан сервис Bundle, разработанный с применением шаблона Ensi Skeleton.

⚡ Ensi Skeleton — универсальный шаблон новых сервисов Ensi, который консистентен архитектуре платформы. Он используется для быстрой разработки уникальных решений, соответствующих требованиям бизнеса.

Bundle подключен к фронтенду панели администратора через API Gateway на стороне «1С-Битрикс», что делает его Headless-решением.

⚡ Headless-приложения не имеют собственного интерфейса: бэкенд интегрируется с любой клиентской стороной, поддерживающей API. Headless доступен для всех сервисов Ensi.

Продажа пакетных туров была запущена незадолго до новогодних праздников в декабре 2022 года — наиболее прибыльный период сезона. В течение двух последующих месяцев производилась отладка.

Разработка PIM для услуг

Следующим в очереди на развитие стоял сервис управления товарным контентом — PIM.Специфика екома Розы Хутор особенно отразились на требованиях к этой системе, поскольку базовая логика оказания услуг отличается от продажи товаров ритейлерами.

Прошлая версия системы работала с двумя типами предложений:

  1. Услуги отелей;
  2. Услуги, записываемые на смарт-карты посетителей.

Однако их не было достаточно: некоторые мероприятия на территории курорта (например, концерты) не попадают ни в одну из категорий.

Для решения этой задачи в PIM были реализованы «универсальные услуги» — они включены в пакетные туры. Также был доработан интерфейс параметров карточек с услугами, в котором появились новые статусы и атрибуты.

Усиление инхаус-разработки

Роза Хутор искала способы наращивания компетенций внутренней команды разработки, и переход на новую архитектуру стал важным шагом на пути к этой цели сразу по нескольким направлениям:

  1. Новые возможности. Сервисная модель освобождает бизнес-процессы от ограничений монолитной платформы;
  2. Новые задачи. В планах появляются масштабные цели;
  3. Новые методы. Инхаус-специалисты перенимают новый подход к разработке;
  4. Новые сотрудники. В команду уже привлечены новички, поддерживающие и развивающие сервисы Ensi;
  5. Новый стек. Бизнесу проще найти разработчиков на PHP, Laravel и React.

Команда Гринсайта организовала дополнительное обучение разработчиков, проводила Code Review, а также онбординг специалистов.

Команда

С октября 2021 года в разработке участвовали:

Гринсайт

  • Аккаунт-директор;
  • Руководитель проекта;
  • Архитектор;
  • UX-проектировщики;
  • Системные и бизнес-аналитики;
  • Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
  • DevOps;
  • Тестировщики.

Роза Хутор

  • Руководитель проекта;
  • Системные и бизнес-аналитики;
  • Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
  • DevOps;
  • Тестировщики.

Результаты

К декабрю 2023 года Роза Хутор обновила сайт, запустила несколько уникальных инструментов, предложив клиентам удобные возможности приобретения услуг курорта.

Не менее важное достижение — это первые несколько шагов к изменению подхода развития собственного ИТ. Помимо инструментов насыщения функциональности, переход на эволюционную архитектуру способствует углублению компетенций в ИТ, формированию технологической независимости и фокусировке на совершенствовании бизнес-процессов. Кроме того, Роза Хутор наглядно показывает, что ограничения и нетипичность используемого решения не становятся критическими причинами сохранения устаревшей платформы.

0
4 комментария
Глеб Гвайта

Насколько вообще обычный товарный PIM можно адаптировать под услуги? Стоит ли пытаться натянуть сову на глобус?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Обычный товарный монолитный PIM, может быть, не всегда легко адаптировать под услуги. Но в Ensi одна из идей, на которой стоим, возможность легко адаптироваться под процессы каждой конкретной компании (а не навязать зашитую в системе логику). Можно сказать, что решили типовую задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Цыганков

А вся вот эта архитектура используется в других каналах? Или все новые сервисы — это чисто для сайта?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

На данный момент речь о разных проявлениях онлайн-канала

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда