Ozon и новая комиссия: как выжить поставщикам дешевых товаров
Взгляд поставщиков маркетплейса на новую комиссию Ozon, которая принудительно вводится для всех с 1 апреля 2020 года.
Ozon анонсировал изменение структуры комиссии — вместо фиксированной ставки теперь будет гибкий «конструктор». Многие поставщики отреагировали без воодушевления и даже негативно. Сначала это выглядело как страх перемен, а затем ребята открыли калькуляторы (на Яндекс.Диске?) и начали считать — результаты подсчетов их не обрадовали.
Мы как поставщики в этом не участвовали — наши цифры нам были известны, и новая схема комиссии для нас выгоднее, комиссия снизится примерно на 7%. Что говорят коллеги?
«Товары до 250 рублей уже выживать не смогут»
- «Добавятся очереди на поставку, придется возить мелкими партиями»
- «Вероятно, товаров ниже 300-500 рублей не станет со своих складов»
- «Получается что доставка клиенту и отказ от заказа — 150 рублей, в один конец 75 р. Если кол- во заказов около 300 в день, то оплата доставки к клиентам получится 22500. Плюс Ozon возьмёт комиссию. Где искать выгод? »
- «В целом, шляпа полная с этими новыми условиями Озона. На первом же примере получил выгодный расчет, при котором 95% от выручки мы будем платить Озону за комиссию и доставку...»
Кого откровенно душит новая схема?
- Продавцов одежды. Платные покатушки — история на рынке не новая, но стоимость их достаточно высока, если сравнивать с конкурентами. Примерка с возвратом и невыкупом обойдется поставщику в 150 рублей за единицу. Но примерить всё еще негде… 3-5 поездок с возвратом, и многим ребятам будет уже дешевле выкупить самим у себя, чем платить комиссию.
- Продавцов товаров с ценой до 300-500 рублей. Низкие цены, простые бюджетные товары в активно растущей категории FMCG? Не, не слышали, с новой комиссией можно начать работать себе в убыток из-за фиксированных платежей, которые в сумме могут быть почти сравнимы с ценой.
- Поставщиков, которые привезли большую партию товара по низкой цене. Как быть тем, кто завез товары только что? Продавать себе в убыток? Или забирать? А если забирать, то не будет ли и за это комиссии?
Вариантов, как продолжить выгодно работать с Ozon по новой структуре комиссий, если вы продаёте недорогие товары, несколько.
- Постараться распродать уже закупленные/завезённые нам товары
Прежде всего — с помощью конкурентных цен. Мы, в свою очередь, активно развиваем инструменты, которые помогают продавцу это делать. Например, недавно запустили автоприменение рекомендованной цены. Это значит, что не нужно постоянно отслеживать рекомендованную цену и вручную назначать её на товар — достаточно один раз выставить нужную настройку, и цены будут обновляться автоматически.
Все магазины, цены на которых мы отслеживаем — проверены нами, но продавец может добавить и свою ссылку. Например, на неизвестный нам, но важный для него небольшой магазин.
И, конечно, советуем активно пользоваться маркетинговыми инструментами: участвовать в акциях Ozon и настраивать рекламные кампании самостоятельно. Например, сейчас мы тестируем новый формат — повышение в каталоге. Он максимально ненавязчивый: товары показываются клиенту в числе первых 36 позиций и смешиваются с результатами органической выдачи — то есть с остальными товарами категории, которую просматривает покупатель.
- Новые партии товаров закупать/привозить комплектами
Особенно подходит для повседневных товаров — тем более учитывая, что наши клиенты всё чаще покупают их большими упаковками: это удобнее и экономичнее, чем поштучно.
- Продавать товары с наших складов
Если товары небольшие, до 1 литра, то доставка будет стоить всего 35 рублей (вместо 75₽). Да и в целом она будет быстрее, чем при отгрузке со своего склада.
«Продажа со складов Ozon» — одна из двух схем работы с Ozon Marketplace, при которой продавец заранее поставляет нам товары, а всё остальное мы берём на себя. Сами собираем товары, упаковываем заказ и передаём его службе доставки Ozon. Модель хороша ещё и тем, что не требует собственного помещения для хранения товаров.
При этом мы понимаем, что всё равно для части дешёвых товаров новый подход может быть невыгодным. Дело в том, что сейчас наши затраты на логистику таких наименований зачастую превышают заработок с комиссии от них. Чтобы мы могли развивать площадку для продавцов и улучшать предложение для покупателя — экономика должна сходиться как у продавца, так и у платформы, поскольку мы также несем затраты на размещение товаров, их обработку и доставку до клиентов. Такой подход позволяет обеим сторонам эффективно управлять своими процессами.
— Представители Ozon Marketplace.
Логика в этом, несомненно, есть, но и недовольство поставщиков можно понять. Продолжим следить за ситуацией и рассказывать о ней здесь и в телеграм-канале «Маркетплейсы. Главное». Интересно, предпримет ли Ozon что-то для смягчения условий — сделает модель более эффективной, увеличит сроки, позволит выйти из этой ситуации без потерь тем, кому она катастрофически не подходит, или всё останется как есть?
Через три недели узнаем.
Добрый день, представитель ОЗОН. Являемся поставщиком обуви от двух компаний. На складе Озон хранится товаров на большую сумму. В связи с плохими продажами и введением тарифа за размещение товаров, торговля идет в огромный убыток. Счета стали приходить с апреля, счета на оплату не покрывают выручку с продаж. Убыток составил почти пол-миллиона. Первая причина: ОЗОНОом не правильно посчитанные объемы, практически в два раза завышены, написаны претензии об исправлении ошибок и последующим пересчетом, тишина. Затребовали несезонный товар на возврат 10 мая, более 2000 пар, ждали 14 дней, подтвердили, приехали, выдали 2 (ДВЕ!!!) пары и сказали больше нет. Написаны снова претензии с требованием оплатить утерянный товар, тишина. Нет, прислали СМС: "Уважаемый партнёр приносим вам наши глубочайшие извЕнения, по данной ситуации". Снова направили требование на возврат всего товара, что есть в личном кабинете. Снова претензии. Сегодня 16,06,2020 , нет товара, нет денег, нет ответов. Прошло больше месяца, ни на одну претензию, ни на один запрос в личном кабинете и в техподдержке нам ни ответили, что же происходит и когда всё это прекратится, Поскольку плата за хранение продолжается ЕЖЕДНЕВНО, напрашивается вывод, что ОЗОН занимается мошенничеством при работе с поставщиками. Товар не вернули в назначенное время, скорее всего его продали ещё в сезон, поставщику не заплатили, следовательно возвращать нечего, зато затраты за хранение на складе ОЗОН за каждый день идет ОГРОМНЫМИ СУММАМИ... И поражает безысходность данной ситуации: НИКТО НИ ЗА ЧТО не отвечает в этой компании, нет ни одного человека на связи, которому можно указать на огромное количество претензий. Молчание и промедление со стороны ОЗОН приводит к колоссальным убыткам Поставщика при торговле на их площадке. По условиям, должны вернуть товар в течение 14 дней, на сегодня срок возврата составляет 36 дней!. За ненадлежащее исполнение договорных условий у ОЗОНа расплачивается Поставщик. Так как статистика показывает, что они по –прежнему насчитывают нам хранение за товар, который по их вине в назначенное время не был выдан на возврат.
НЕ будем говорить о том, что о планировании с 1 апреля 2020 новых условий, приходили радостные рассылки, без конкретных просчетов, о том, что просчитать , на какие суммы мы "попадем" на тот момент было совершенно нереально, что счета на оплату размещения были получены только в середине мая за весь апрель, что объемы товаров (в литрах) завышены вдвое, что только к июню в личном кабинете появился более менее прогнозируемый просчет предстоящих затрат.
Я очень прошу Дать обратную связь на этом форуме обращение #2281680, Обращение #228064, Обращение #370625, Обращение #370797, Обращение #396871, Обращение #396963, Обращение #396939, Обращение #397013, все претензии, отправляемые на [email protected], приходят авто ответ, ожидайте ответа, без присвоения номера входящего. Направлены заказные письма Почтой России. Следующим этапом похоже, исковое в суд. Стена непробиваемая.
Анна, здравствуйте! Попробуем разобраться в вашей ситуации — отпишусь, как будут новости
Спасибо.