(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93808461, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93808461, 'hit', window.location.href);

Маркировка пива: правила, условия и штрафы

С 1 апреля 2024 нельзя продавать пиво и пивные напитки в кегах без маркировки. Не успели промаркировать — пейте дома сами. Скоро запрет дойдет до пива, медовухи и сидра в алюминиевых и стеклянных банках. В статье разбираем, кто отвечает за маркировку, когда что маркировать, как рознице и ресторанам не утонуть в отчетах и не закрыться.

Содержание:

Что такое маркировка пива и слабоалкогольных напитков

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков — это закрепление за бутылкой или кегом уникального кода Data Matrix. По коду отслеживают: откуда привезли товар, кто произвел, на каком этапе продажи находится и сколько продали.

DataMatrix похож на QR-код, но им не является. DataMatrix имеет большую защиту. И если 30% этикетки повреждено, информацию все равно можно узнать.

Данные передают в государственную систему мониторинга Честный Знак. Это делают все участники оборота: производители, импортеры, логистические компании, оптовики, розница. Так государство видит весь путь каждой единицы товара по цепочке и может отследить, откуда контрафакт.

В чем отличие от ЕГАИС

Раньше алкоголь отслеживался ЕГАИС. Крепкий алкоголь — бутылками, пиво — партиями. Контролировали с помощью акцизной маркировки.

Производители и импортеры платили акциз на весь алкоголь. Но клеили акцизную марку только на крепкий алкоголь.

Теперь пиво отслеживает ЕГАИС и Честный Знак — платим акциз и за маркировочный код на каждую бутылку и кег.

Маркировочный код Data Matrix клеится на каждую бутылку или кегу. В коде зашифрованы данные о продукции и изготовителе.

Какие сведения розница передает в ЕГАИС, а какие в Честный знак?

В ЕГАИС — прием и списание товара: приняли 7 ящиков Балтики, кег Жигулевского прокис.
В Честный знак — какой кег поставили на кран, сколько бутылок или литров из кеги продали.

На кассе сканируем только Data Matrix, но узнают о продаже 2 системы. В Честный Знак пойдет информация о каждой позиции — в среду продали 30 алюминиевых бутылок Балтики. Или — открыли 2 кега, с каждого продали по 20 литров, в чеках зафиксирован литраж.

В ЕГАИС идет информация об общем объеме проданных напитков— сегодня бар открыл 3 кега.

Бесплатная интеграция с ЕГАИС и Честным Знаком есть в МоемСкладе. Здесь можно:

  • принять или отклонить товарно-транспортную накладную в один клик;
  • отправить акт списания;
  • провести инвентаризацию: сравнить остатки в ЕГАИС и МоемСкладе и если есть расхождения, составить соответствующий акт;
  • проверить коды маркировки при приемке и списать их при продаже.

Куда наносить маркировку, и как это выглядит

Заказчик или импортер наклеивают двухмерный код Data Matrix на каждую кегу и бутылку.

Код Data Matrix на кеги можно нанести:

  • на стикер;

  • на этикетку;

  • на набор товаров;

  • на групповую упаковку;

  • на термоусадочный колпачок;

  • на крышку-пломбу;

  • на потребительскую упаковку, в том числе вторичную.

На бутылке наносят на крышку или этикетку. Главное, чтобы код читался и был не меньше 13×13 мм. Заказывает коды маркировки производитель или импортер в Честном знаке.

Приклеить код маркировки можно куда угодно, главное, чтобы читался

Некоторые делают наклейки с Data Matrix, а потом ламинируют или покрывают лаком. Так делать можно, но код может не считаться. И тогда вы не сможете ввести товар в оборот.

Какие слабоалкогольные напитки и пиво маркируем и не маркруем

Список товаров, подлежащих маркировке:

  • солодовое пиво и пивные напитки;
  • сидр, медовуха, пуаре и другие напитки крепостью до 7%.

Не подлежит маркировке:

  • танковое;
  • крепкий алкоголь;
  • безалкогольное пиво крепостью до 0,5%.

Танковое продают на розлив, но перевозят и хранят в контейнерах 250—1000л. Если танковое пиво в баре разлили по бутылкам при покупателе или заранее — маркировать все равно не нужно. А вот если на заводе разлили пиво в кеги или бутылки — нужна маркировка.

Чтобы определить маркировать товар или нет, смотрим на код ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Маркируем:

  • Пиво солодовое и напитки пивные. Коды ТНВЭД: 2203 00, 2206 00; Коды ОКПД-2: 11.05.10.120; 11.05.10.130; 11.05.10.160;

  • Сидры. Коды ТНВЭД: 2206 00 310 0; 2206 00 510 0; 2206 00 810 0; Коды ОКПД-2: 11.03.10.211; 11.03.10.212;

  • Прочие напитки с фактической концентрацией спирта не более 7% (медовуха, пуаре). Коды ТНВЭД: 2206 00 390 1; 2206 00 590 1; 2206 00 890 1; Коды ОКПД-2: 11.03.10.210

Не маркируем:

  • Безалкогольное пиво код ТНВЭД: 2202 91 000 0, Коды ОКПД-2 11.05.10.110, 11.07.19.129

Перечень продукции, подлежащей маркировке, определен в Постановлении Правительства № 2173 от 30.11.2022 Об утверждении Правил маркировки пива.

http://actual.pravo.gov.ru/content/content.html#pnum=0001202211300039

Если не знаете код, спросите у поставщика или смотрите в сертификате или декларации соответствия.

Сроки маркировки

Продавать без маркировки пиво и пивные напитки в кегах с 1 апреля 2024 нельзя. Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительских упаковках — можно до 15 января 2025.

Барам, магазинам и ресторанам с 1 июня 2024 года нужно передавать сведения о продаже пива в потребительской упаковке через онлайн-кассу.

Что делать с остатками

Остатки не маркируются. Не успели продать — пейте сами.

Стоимость кода маркировки для пива

Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.

Кто отвечает за маркировку

Если выпускаете, храните или продаете пиво — значит, отвечаете за маркировку. Покупателя для себя это не касается.

Все участники обязаны зарегистрироваться в Честном знаке.

Производители

  1. Фиксируют в ЕГАИС, сколько сделали пива.

  2. Заказывают коды маркировки в Честном знаке и наклеивают их на товар. Вводят в оборот — отчитываются в Честный Знак.

  3. Когда товар передают оптовику или рознице, формируют УПД.

Импортеры

  1. Фиксируют в ЕГАИС, сколько ввозят пива.

  2. Заказывают коды маркировки в Честном знаке.

  3. Своему поставщику отправляют готовые этикетки или файл для печати. Поставщик их наклеивает на товар и отправляет.
  4. Когда прошли таможню, импортеры отчитываются в Честный Знак, что пиво ввели в оборот.
Импортер фиксируют в ЕГАИС количество пива, и в Честном знаке заказывает коды маркировки.
Маркировка в Честном Знаке для импортера выглядит так

Экспортеры

Везут в ЕАЭС — маркируют.
Везут за пределы ЕАЭС:

  • не маркируют, если изготовили и сами отвезли;
  • маркируют, если в России передали кому-то, чтобы отвезли.

Розница и общепит: маркировка разливного в кегах

О приемке пива у поставщика и о списании информировать Честный Знак не нужно. Только о подключении кега на кран и о продаже.

Поставщик в накладной должен указать конкретный кег, а грузчик ее отгрузить. Если вам привезли не ту тару — продать вы ее не сможете. Поэтому, принимаете товар проверяйте:

  • наличие кода DataMatrix;
  • статус кода "в обороте";
  • название, литраж и остальная информация в коде соответствует этикетке.

Отчет о подключенных кегах и их срока годности отправляем в Честный Знак.

Если на кеге 2 срока годности: для открытого и закрытого, то указываем для открытого.

Код сканируем перед каждой продажей разливного пива. Неудобство возникает, если кег в одной части магазина, а касса в другой.

На кассе выбирают необходимый товар, кран и объем продажи. Если в чеках получится, что литров продано больше, чем в кеге — будут проверки и штрафы. Но так как без пены и пролива пива не обойтись — меньше можно, больше нельзя.

Про пиво в бутылках и упаковках

Каждая бутылка маркируется. Когда бутылки складывают в упаковку, на нее наносят общий код-агрегат. В общем коде — информация о товаре. Он нужен, чтобы не скрывать упаковку каждый раз, когда надо проверить товар. Расформировали упаковку — уничтожили общий код.
При продаже сканируем код с каждой бутылки.

Для розницы записали видеоинструкцию —как подавать сведения в Честный Знак, и как выводить коды из оборота после продажи. Смотрите тут.

Возврат и перемаркировка пива и слабоалкогольных напитков

Пиво и слабоалкогольные напитки — продовольственные товары. Меняют или возвращают такие товары, если они плохого качества. Если покупатель вернул пропавшее пиво, то перемаркировать и снова продать не получится.
Если пиво скисло, код в Честном Знаке не списываем, а просто оформляем возврат в ЕГАИС.

Что нужно магазину, бару и ресторану для маркировки

  1. Усиленная квалифицированная электронная подпись. ИП и компании получают ее в налоговой.
  2. Заключить договор с ОФД.
    Если уже работаете, проверьте интеграцию с налоговой и Честным знаком
  3. Регистрация в ЕГАИС и в Честном Знаке.
  4. Сканер 2D-сканер штрихкодов.
  5. Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2. и возможностью добавлять коды маркировки в чек.
  6. Товароучетная программа. Например, МойСклад.

Штрафы

Если пиво ввели в оборот и продажу без маркировки, допустили ошибки в документации или решили схитрить — штраф или лишение свободы до 6 лет.
Наказание зависит от размера партии и статуса нарушителя:

Шесть лет тюрьмы дают за крупные партии. Полный список на сайте Честного Знака.

На ютубе выложили инструкцию, как теперь работать с ЕГАИС, как вести учет, чтобы точно не нарваться на штрафы: https://www.youtube.com/watch?v=hE2mNvUErEw

Зачем маркировка нужна покупателям

С маркировкой покупатели могут самостоятельно проверить товар в мобильном приложении Честный Знак. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в Честный Знак, а тот – в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор проверит и оштрафует нарушителя.

Титры

Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Анна Тыщенко, Эвелина Астапова
0
67 комментариев
Написать комментарий...
Lily Q

Перемудрили чёт с этими кодами, всю романтику из пивасика вынули.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

У меня возможно шиза какая-то, то банки считаю в принципе одной из самых негигиеничных тар. Верхняя часть собирает всю пыль на полках, плюс может кто угодно руками трогать. Нужно мыть всегда это горлышко, но никто этого не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Serg L.

В каких то странах большинство банок сверху фольгой закрывают, во франции точно.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Mart

Только часть. Больше половины так и стоит в обычном виде, по крайней мере из того что я видел во Франции.
Но решение отличное.

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Из банок надо просто наливать в стакан, это более гигиенично) Банки лучше любой другой тары сохраняют содержимое, так как они вообще не пропускают свет, а внутри покрыты пластиковой пленкой и контакт напитка с металлом полностью отсутствует. А пить из банок, даже чистых вообще не понимаю как: алюминий на губах же металлический привкус имеет.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда