Калифорния и коронавирус: что там происходит и как реагирует ритейл
Рассказывает Андрей Загоруйко, директор по развитию бизнеса Joom в США.
13 марта глава Белого дома объявил режим чрезвычайной ситуации в США. Вот что я наблюдаю здесь спустя две с небольшим недели.
Новая реальность
Мы все столкнулись c новой реальностью.
В России полноценный карантин только начинается, мы же в Калифорнии сидим дома уже третью неделю. Сначала было непонятно и немного страшно: что же дальше? Теперь уже просто хочется, чтобы карантин поскорее закончился и все стало как раньше. Рестораны, спортзалы, школы, детсады, бассейны, библиотеки, пляжи, парки, детские площадки — неполный список мест, закрытых для посещения. Ходить можно только в магазины с продуктами.
Путешествовать по стране пока не запрещено, но крайне не рекомендуется. На шоссе стоят патрули и при отсутствии внятной причины для поездки разворачивают назад.
Люди пытаются совместить работу из дома с воспитанием и 24/7 присмотром за детьми. Так как школы перестали выполнять роль социально приемлемой «камеры хранения», родители столкнулись с необходимостью принять на себя образовательный и воспитательный удары в полной мере. Среди вышедших на карантин есть две категории людей:
- Бездетные: какие сериалы на Netflix посмотреть еще? Прочитал восемь книг с утра, что еще посоветуете? Выспался на год вперед! Порекомендуйте набор упражнений для мышц всего тела! Работаю эффективно как кит и топор!
- С детьми: поднимите зарплату учителям до миллиона долларов в год! Кто сейчас доставляет вино? Желательно ящиками! Подскажите контакты психотерапевта, который принимает после часа ночи по Zoom!
В соцсетях — лихорадочные рассылки и посты: «Кто знает, где можно купить санитайзер?». В магазинах — длинные очереди. Чтобы покупатели соблюдали социальную дистанцию, на полу сделали отметки через каждые два метра. Не хватает даже самых базовых продуктов: поставщики не справляются, а рядовые сотрудники магазинов ничего не знают.
Чего там Amazon
Недели две назад с Amazon пропали вообще все предметы первой необходимости. Параллельно с этим компания начала работать над проблемой и запретила загружать на свои склады что-то, кроме них.
До сих пор на Amazon нельзя купить ни туалетной бумаги, ни антисептика для рук (в обычных магазинах их тоже нет). Непрозрачные условия и деприоритизация non-essential-товаров привели к панике мерчантов, которые завалили официальный форум поддержки потоком непонимания происходящего.
Что ещё?
Amazon даёт приоритет цифровым продуктам (например, мотивирует покупателей выбирать вместо бумажной книги электронную), а также дает скидки за «несрочную доставку».
- Доставка обычного, non-essential-товара даже с подпиской Prime занимает от 3-4 недель ⚠️.
- Amazon Fresh (доставка еды) практически не работает: нет слотов на ближайшие три дня.
Многие магазины ввели время для шоппинга для пожилых людей. Например, в продовольственные магазины Amazon с 7 до 8 утра могут заходить только люди старше 60 лет.
И ещё немного наблюдений
- Онлайн-заказами и, в частности, доставкой еды по необходимости начали пользоваться даже те, кто до сих пор не делал этого. После того как пандемия закончится, у компаний, которые умеют доставлять продукты, будет армия новых лояльных клиентов.
Доставкой продуктов в 2019 году пользовались 4% американцев. Вряд ли после кризиса все начнут заказывать в онлайне, но в том, что это число увеличится в разы, уже никто не сомневается. Вопрос только в перестроении логистики, найме людей (или создании роботов) для оперативных и качественных доставок.
- Интерес ко всему, кроме жизненно необходимых продуктов и товаров для работы из дома, утих. Продажи одежды, товаров для обустройства дома и уж тем более вещей из лакшери-сегмента упали до нуля.
Что будет дальше
Скорее всего, мы сейчас находимся только в начале очень непростой весны и сложного лета. Есть несколько мнений о том, что произойдет «после» (когда бы оно ни наступило).
Вариант №1: люди начнут яростно ходить в рестораны и бары, общаться, здороваться за руки и тереться лицами друг об друга. Потребление сервисов резко возрастет, рестораны и кафе будут переполнены ликующими людьми, которые с удовольствием будут оставлять на чай не 10, а 100 процентов.
Вариант №2: после нескольких месяцев в изоляции мы поймем, сколько лишнего и ненужного было в нашей жизни. Станем ходить в рестораны только по праздникам, не будем покупать лишние вещи, а котировки семейных ценностей и мудрых книг взлетят до небес.
Но скорее всего, мы окажемся где-то посередине, так как количество безработных и связанные с этим финансовые проблемы уже не позволят вернуть «всё как было». Речь, опять же, только про США. Как будет в России — покажут ближайшие несколько недель.
Что же с новыми рабочими местами? Их есть у нас. Правда, в основном у тех, кто развозит и пакует продукты.
- Instacart планирует нанять 300 тысяч человек (а его работники запланировали забастовку на этот понедельник).
- Walmart хочет нанять 150 тысяч временных сотрудников.
- Amazon — 100 тысяч.
- CVS и Dollar General — по 50 тысяч.
И, кстати говоря, быть временным сотрудником не так и плохо:
Фотографии и картинки с мест событий
Рассказывайте, что там у вас! 🦠
В долине не замечаю ни очередей в магазин, ни недели доставки с Амазон, ни отсутствие воды и даже тб. Единственное чего нет это санитайзеров. Спирт тоже в волгринс исчез, но наверняка где-то есть
Вот только недавно заказал абсолютно не essential запчасть для очистителя бассейна, даже выбрал no rush чтобы типа помочь кому сильно надо быстрее. В итоге доставка ну на пару дней дольше прайма. UPS overnight икру заказывал, привезли ровно ко времени на след утро, хотя зачем-то заранее извинилась.
Комментарий недоступен
Доставка замедлилась, но незначительно. Вместо 1-2 дней стало 3-4. По-крайне мере в нашем районе так. Доставка обычный прайм