«Не продаём H&M, потому что могут вернуться»: глава Lamoda — об иностранных партнёрах и росте доли российских брендов Статьи редакции
Выжимка интервью РБК с Максимом Гришаковым.
- После февраля 2022-го российский рынок покинули крупные иностранные бренды, на фоне этого правительство разрешило параллельный импорт товаров. По словам главы Lamoda Максима Гришакова, компания продолжает работать только с брендами и проверенными поставщиками: кто-то «рано или поздно вернётся» и с ним можно будет продолжить сотрудничество. Например, некоторые товары, несмотря на возможность ввоза без разрешения, ритейлер не продаёт: GAP, H&M, Ralph Lauren и другие.
- Тех, кто ушёл «некрасиво», не было: все дали Lamoda возможность закупиться «впрок», чтобы потом можно было долго распродавать запасы. Например, до сих пор доступна одежда от Uniqlo. Некоторые закрыли магазины, но продолжили поставлять товары непосредственно Lamoda. Среди тех, кто продолжил оптовые поставки в страну, РБК указывает Hugo Boss и Adidas.
- В рамках параллельного импорта Lamoda сотрудничает только с партнёрами, которых хорошо знает и которые «могут доказать, что у них подлинный товар». В основном это дистрибьюторы ушедших брендов.
Стратегия и технологии
- В обороте половину занимают собственные продажи — когда компания сама закупает товар у производителей. Ещё половина — это бренды, торгующие в формате маркетплейса. Доля последних растёт и к концу 2024-го превысит 55%, но увеличивать её до 70% или 80% Lamoda не стремится, чтобы «сохранить селективный подход» и «быть уверенной, что предлагает клиентам уникальный высокоспросовый товар».
- У крупных компаний товары закупают напрямую, с новыми партнёрами стараются сотрудничать через маркетплейс. Если бизнес расширяется, поэтапно с брендом начинают работать в формате ритейла. На платформу «любых продавцов» не пускают, так как Lamoda специально подбирает ассортимент.
- Главное направление в стратегии — улучшение и технологизация маркетплейса. Lamoda инвестирует в развитие ИИ: технология подбирает для покупателя образы на основе того, чем он интересовался раньше. По количеству разработчиков ритейлер не может конкурировать с «Яндексом» и «Авито», но у него больше 700 технических специалистов, которые «работают с пользовательским опытом»: что клиент видит на сайте, как выглядят баннеры, каталоги и карточки товаров.
- На один товар приходится обычно один продавец. Маркетплейс развивают не для того, чтобы «пришло 15 компаний, которые будут продавать один и тот же товар» — это усложняет контроль качества, так как сложно понять, кто привозит подделки и реплики, а кто делает неправильные поставки. В будущем могут появиться один-два авторизированных партнёра, которые будут продавать похожий ассортимент в растущих категориях — товаров для дома, красоты.
- Компания фокусируется на росте прибыли, и не хочет «показывать какие-то нереалистичные темпы роста за счёт сжигания больших маркетинговых бюджетов».
Российские бренды
- До 2022 года доля иностранных брендов превышала 60% в денежном выражении, сейчас показатель снизился до 55%. Российские компании инвестируют в розницу, что влияет на fashion-сегмент, в котором работает Lamoda: покупатели знакомятся с брендом в офлайне, а потом покупают вещи на платформе.
- При отборе российских брендов ритейлер учитывает у компании наличие широкого ассортимента, соответствие модным трендам, а также «понимание, что товар может продаваться». Для молодых дизайнеров есть раздел «Шоурум» — там аудитория знакомится с брендом, а Lamoda после решает, есть ли смысл представить его на своей платформе.
Спортивные магазины
- В 2023 году Lamoda начала открывать магазины со спортивной одеждой и обувью под брендом Lamoda Sport. Первые точки появились на месте бывших магазинов Adidas. У неё же ритейлер взял в аренду этаж в бывшем офисе компании. Кроме того, большая часть сотрудников Lamoda Sport — это бывшие сотрудники Adidas. Но какой-то договорённости с компанией не было: Lamoda искала сотрудников с опытом и «фактически нанимала с рынка».
- За три года компания хочет запустить 300 магазинов, при этом уклона на Москву и Санкт-Петербург не будет. Одна из самых «продающих» в пересчёте на квадратный метр точек находится в Южно-Сахалинске. «Видимо, потому что там конкуренции меньше, покупатель не избалован брендами и хорошей качественной розницей», — отмечает Гришаков.
- В планах — оборудовать Lamoda Sport пунктами выдачи заказанных на платформе товаров и запустить «геолокальную» доставку, которая позволит быстро доставлять покупателям, живущим в радиусе 5 км от магазина, где есть нужная вещь.
- Интерес к спортивному сегменту появился, потому что вся ниша освободилась после ухода иностранных игроков. С другой стороны, сменилось и отношение к спортивной одежде: она теперь «не только для бега или йоги, но и для повседневной жизни».
- Компания среди задач на 2024-й поставила цель «увеличить фокус на новые растущие товарные категории». Например, она думает о «стильной электронике» — спортивных браслетах и чём-то, что может «сравниться размером с коробкой для обуви». Тренажёры, телевизоры и смартфоны Lamoda продавать не будет.
Конкуренция с маркетплейсами, «российская полка» и планы на развитие вне России
- Площадка находится в «особенной нише» с «достаточно высоким средним чеком» — более 5000 рублей. «Если хочется подешевле и небрендовое», это можно купить на другой платформе. В общем объёме рынка одежды Lamoda по оценкам собственных аналитиков занимает 9%, но в сегменте брендовых товаров — больше 50%. За товары, которые «стоят 100-500 рублей» компания не конкурирует.
- У ритейлера 800 собственных пунктов выдачи, ещё 65 тысяч работает в партнёрстве с «Почтой России» и X5 Group. Наращивать собственную сеть до «десятков тысяч» точек компания не планирует — одежду не покупают так часто.
- В введении «российской полки» Lamoda смысла не видит. Компания заводит российские бренды на платформу, но покупателям на сайте показывает «образы», а выдачу персонализирует с помощью ИИ, поэтому у всех она отличается.
- По данным на май 2024-го, ритейлер работает кроме России в Казахстане и Беларуси. В 2024 году Lamoda увеличит инвестиции в эти страны, а затем будет анализировать возможность выхода на другие рынки. Ориентируется ритейлер на «русскоговорящее пространство, потому что создавать бизнес на другом языке — это колоссальная стоимость».
23K
показов
8.7K
открытий
Вернутся 100% когда все утихнет, поэтому правильно делают. HM в России бешено популярен
30 лет ждать долго
Только вот куда они будут возвращаться непонятно, раньше тц на этапе строительства закладывали для них площади, теперь почти везде их уже попилили и поделили. Можно будет "вернуться" только через онлайн.
Вернутся, сразу после конфискации всего иностранного капитала в рф 👍
Это как простоватый такой мужик после смены на заводе сам с собой на кухне выпивает и говорит тихо "Да вернутся, совсем скоро они вернутся", подразумевая жену и детей, которые бежали от его пьяных дебошей.
Даже если вернутся, как прежде уже не будет.
ПрипАлзут к лету 2022, 2023, 2024, 2025 ..................
кто именно? Ламода, которая не хочет продавать у себя ХМ, хотя возможность есть?
Вернется не вернется, а могли бы продавать уже сейчас.
если еще будет потребность в их возвращении через несколько лет
Только вот один большой вопрос возникает, когда же это все утихнет и будет все хорошо
Само собой, денежка никогда не бывает лишней
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Сейчас придет патриот и скажет, что Ламоду давно пора национализировать, ибо на народные деньги что это они себе позволяют?
Не несите бред 🤦
Интересно тебе живётся в мире собственных фантазий.
Маркетплэйс здорового человека
Даже не хочется маркетплейсом называть
До марта 2022 закупался на YOOX.
Если добавлять в избранное, после отслеживать цену, ждать снижения и распродажи, а в первые полчаса с начала распродажи промокод 20% ещё можно было применить, — после всего этого цена становилась приемлемой для покупки.
Для примера: рюкзак из прессованной кожи Moschino появился на сайте дороже 92.000р, я выкупил 2 шт по 16.800р. Снижение в 5,5 раз от первоначальной цены там наблюдал часто.
В первой половине февраля 2022 я оплатил 7 посылок, и только 2 из них получил. Остальные пять развернули со склада в Аэропорту Болоньи уже после прохождения итальянской таможни и вернули на склад YOOX.
— Кинули!!!
Сумму более 2000€ за оплаченные, но не отправленные пять посылок YOOX так и не вернул.
Причину объяснил так:
— Карта, с которой производилась оплата заблокирована.
Отправить оплаченные заказы на другой адрес в Словении или Германии YOOX отказался.
Предоставить ваучер на ту же сумму, для оформления нового заказа с немецкого аккаунта также отказались.
НУ это другое, там же святые и честные все...
В разделе о компании: "Reflecting the values of its Gen-Z and millennial community"
значит это такие values
Очень скучаю по эйчику... Хоть и не особо роскошные вещи, но по базе они лучшие
Качество за их прайс было сомнительным. Да, хорошо по дизайну, но по тканям грустно. Вот чего действительно не хватает, так это Зары и Юникло.
Почему все инфоцыгане так любят этот жест сложенных ладоней?
Шпилеобразное положение рук, "домиком" по мнению психологов обозначает уверенную или всезнающую позицию.
Также "домик" позволяет удержаться от сцепления пальцев в "замок", который в свою очередь говорит уже об агрессивности, негативных эмоциях, разочарованности и желании скрыть это.
Психологи такие психологи...
В общем, помогает сконцентрировать внимание и сосредоточиться
"Летом на коленях приползут!"
Прошло одно лето затем другое...
...и вот уже...
"потому что могут вернуться..."
Мрази, не ценят нашей доброты.
Что-то не пойму. Не если вернётся H&M, то в чём сложность перестать продавать? :)
Потому что воровать у тех, с кем рассчитываешь сотрудничать в будущее такая себе идея
Надо зайти посмотреть.
Или я чего-то не понимаю?
Так они тупо свои склады ликвидировали. Что им оставалось делать, сжигать?
Вернутся, это без вариантов, дело времени
тут будут уже китайцы
Однозначно вернутся, дело времени
зачем ждать чтобы кто-то вернулся, и так не плохо развивается рынок
да вернутся многие бренды, только уже ценник будет другой и приходить будут через прокладки, тут умным быть не нужно и так все будут делать, от того что вернутся мы к ним уже ходить не будем, цена уже будет и качество скорей всего другим
Так все узнали, что Lamoda еще существует
Когда они ушли, был удивлён, сколько людей оказывается покупал там шерпотреп. Потому что с таким же успехом можно было одеваться на рынке, с их то качеством товара. А я ещё думаю, кто же эти люди, которые в ХД что-то берут и главное где они? (магазины эти чаще всего пустыми видел). А оказывается во они, на VC сидят. Предприниматели и инвесторы...
Мой опыт с Ламодой был очень грустный. Откровенная паль, ещё и в описании враньё. Покупал кеды Фред Перри, купился на то, что быстро доставят. В итоге получил обувь для дачи.
это было бы конечно хорошо если бы они вернулись, но что то очень слабо в это верится