Подготовиться к пандемии до её начала: американский ритейлер разрабатывал план на случай ЧС с 2005 года — и это помогло Материал редакции

В компании H-E-B есть штатный специалист по подготовке к непредвиденным ситуациям и чёткий порядок действий на случай ураганов и эпидемий. Пересказ материала Texas Monthly.

В закладки
Аудио
Сотрудники нового склада H-E-B в Сан-Антонио, 21 марта 2020 года. Тамир Калифа​

Пандемия коронавируса заставила американцев запастись товарами первой необходимости. Стало ясно, насколько важны продовольственные магазины и аптеки для нормального функционирования общества.

Розничные сети с трудом справляются с задачами, которые навязывает пандемия: одни ограничивают вход в магазины, создавая очереди, другие пускают всех и нарушают рекомендации по расстоянию между покупателями.

Сеть супермаркетов H-E-B приобрела репутацию компании, знающей, как вести себя в кризис. Ещё в начале марта 2020 года её магазины ограничивали количество определённых товаров, которые может купить один человек.

H-E-B также расширила условия для больничных, ограничила близкие контакты, сократила часы работы, чтобы успевать наполнять полки товарами, организовала для сотрудников горячую линию о коронавирусе и прибавила им зарплату.

Сеть не в первый раз хорошо справляется с катастрофой. После урагана Харви в 2017 году H-E-B помогала пострадавшим на берегу Мексиканского залива: у неё есть несколько перевозных кухонь и водовозов.

Глава H-E-B Крейг Бойан (слева) и директор по подготовке к чрезвычайным ситуациям Джастен Ноакс Тамир Калифа​

До пандемии

Джастен Ноакс, директор по подготовке к чрезвычайным ситуациям, рассказал, что план на случай эпидемии H-E-B разрабатывала с 2005 года, после появления вируса H5N1. В 2009 году, когда началась эпидемия свиного гриппа, компания действительно воспользовалась наработками и с тех пор время от времени к ним возвращается.

По словам главы компании Крейга Бойана, должность директора по подготовке к ЧС — штатная позиция. Неприкосновенный запас существует почти на каждом складе. Вода и прочие важные продукты всегда готовы к быстрой отправке.

15 января муниципальный комитет по здравоохранению города Ухань заявил, что вирус передаётся от человека к человеку. Тогда же H-E-B начала внимательно следить за ситуацией, так как она работает с китайскими поставщиками. 2 февраля менеджеры смахнули пыль с плана по реагированию, сравнили его с действиями в Китае и принялись разрабатывать возможные сценарии.

Бойан рассказывает, что с января он постоянно общался сначала с розничными торговцами из Китая, а затем из Италии и Испании, где эпидемия распространялась очень быстро. Директор хотел уловить изменение спроса на те или иные продукты.

Свою модель реагирования компания построила как на основе китайских мер по защите граждан, так и на основе того, что происходило в 2009 году, во время эпидемии H1N1. Менеджеры пытались понять, как действовать, если случится эпидемия, особенно в районе Хьюстона, самого большого города Техаса, имея те ресурсы, которые были у компании, и откуда брать новые.

Китайские ритейлеры поделились подробной информацией о том, что происходило в самом начале пандемии — от вопросов гигиены до обслуживания городов на полном карантине. Ещё они рассказали, какие действия предприняли бы в самом начале кризиса, чтобы создать задел.

Сотрудник заворачивает в плёнку ящики с хлебом перед погрузкой в грузовик Тамир Калифа​

Подготовка сотрудников

В Техасе первое заражение коронавирусом зафиксировали 12 февраля. В течение месяца появился недостаток некоторых продуктов, и 14 марта H-E-B сократила рабочие часы — с 8:00 до 20:00 (обычно магазины работают дольше).

Ноакс утверждает, что переход на такой график был частью плана: чтобы у сотрудников было время выставить товар на полки. Начальник отдела кадров Тина Джеймс узнала, не хотят ли сотрудники из офисов помочь в магазинах и на складах. Практически сразу откликнулись 800 волонтёров.

«Делаем работу веселее посреди кризисной ситуации»

Оперативный штаб

4 марта H-E-B открыла оперативный штаб для работы в чрезвычайных ситуациях в Сан-Антонио. Он состоит из менеджеров, отделы которых пострадали сильнее всего. Вместе они могут оперативно принимать согласованные решения.

Для участников штаба организовали доставку горячего двухразового питания, а также сделали магазин внутри склада, чтобы они могли купить консервы, туалетную бумагу и прочие необходимые продукты домой.

Карта Техаса, на которой отмечены магазины H-E-B и случаи Covid-19. Офис оперативного штаба на складе H-E-B Тамир Калифа​

Поспевать за спросом

В начале марта розничные магазины США заметили нехватку базовых товаров, H-E-B ограничила их продажи в одни руки. В первую очередь это коснулось медицинских масок, чистящих средств и антисептиков. Но никто не предвидел высокого спроса на туалетную бумагу. Директор сети говорит, что всё ещё не понимает, почему вокруг неё сложился такой ажиотаж.

Многие компании в Техасе меняют направление бизнеса. Labatt, поставлявшая продукты в школы и рестораны, которые сейчас закрыты, теперь вместе с H-E-B продаёт курицу-гриль и мясо. А производители пива поставляют в супермаркеты яйца. Крейга Бойана очень радует, что различные компании сотрудничают и поддерживают друг друга.

Крейг Бойан Тамир Калифа​

H-E-B спешит с открытием нового склада, который должен был заработать спустя несколько месяцев. Также компания переоборудовала некоторые склады под хранение только мяса, так как спрос на него значительно вырос.

Мясокомбинаты фирмы работают круглосуточно и производят только 50 самых популярных наименований (в обычных условиях несколько сотен). Меньший ассортимент позволяет избежать задержек при перенастройке оборудования и ускоряет доставку.

Сотрудники оперативного штаба (слева направо): глава отдела корпоративной безопасности Куинси Куарлс, менеджер безопасности рисков Хоакин Джеймис, директор по подготовке к чрезвычайным ситуациям Джастен Ноакс Тамир Калифа​

Неизвестные переменные

Самая большая проблема — продолжительность пандемии. Ноакс приводит в пример ураган: когда он окажется рядом, примерно понятно, когда ветер утихнет. Здесь же неясно, когда закончится кризис.

Дважды в день команда изучает новости из Европы и Китая, чтобы спрогнозировать развитие событий в Америке, но пока сложно сказать что-то конкретное. Тина Джеймс замечает: в случае локального кризиса H-E-B может предположить, кого из партнёров он коснётся. Во время пандемии сделать это невозможно.

11 марта президент Трамп выступил с обращением к американцам, в тот же вечер NBA объявила о прекращении матчей и актёры Том Хэнкс и Рита Уилсон сообщили, что у обоих обнаружили коронавирус. После этого H-E-B пережила новый пик закупок.

Специалист по контролю запасов Майкл Лис отмечает, что с прилавков сметают бытовую химию, сахар и воду. «К нам приезжают грузовики, наполненные только бутылками воды, и это ненормально», — говорит он.

Сотрудник H-E-B на складе Тамир Калифа​

Лис признаётся, что многие сотрудники, в чьи обязанности не входит наполнение полок, приходят пораньше, чтобы помочь ночным сменам. По праздникам, к примеру, на ряду с консервами стоит три ящика с товарами, сейчас же — и по 700 ящиков.

Усвоенные уроки

Любой опыт — это урок и повод для совершенствования. Мы поддерживаем бизнес, пытаясь быстро и человечно адаптироваться к новым условиям и одновременно корректируя цепочки поставок и работу магазинов.

Крейг Бойан
директор H-E-B

Джастен Ноакс говорит, что как только в компании заметили увеличение продаж медицинских масок и антисептиков, он понял: покупателей волнует происходящее. Это стало главным поводом к переходу на план ЧС.

Самый важный урок, по его мнению, — следить за покупательским спросом и реагировать на него. Диа Кампос, глава отдела по связям с правительством и общественностью, вспоминает: после урагана Харви в компании поняли, что клиенты хотят обратной связи. Они хотят знать, что H-E-B сделает, чтобы помочь местным жителям.

Полуприцепы, припаркованные у нового склада H-E-B в Сан-Антонио Тамир Калифа​

У H-E-B есть свой медицинский совет, поэтому сеть предложила помощь и советы партнёрам. Это сглаживает панику. «Мы понимаем, что значимы для партнёров, и они в ответ помогают нашим покупателям», — уверена Тина Джеймс.

Y’all remember when Titanic was sinking and the band was still playing?

Here’s H-E-B version of it while people are freaking out over the corona virus

Schertz, TX https://t.co/b0DOYoqlw0
«Помните сцену, в которой Титаник тонет, а оркестр продолжает играть? Вот версия H-E-B: пока люди сходят с ума из-за коронавируса». (Благодарный покупатель прислал исполнителя мариачи в магазин)
{ "author_name": "Алина Окунева", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043d\u0430\u043a\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0435"], "comments": 55, "likes": 55, "favorites": 142, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 117624, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 11 Apr 2020 15:47:59 +0300", "is_special": false }
SEO
Кунг-фу SEO: миллион посетителей из поиска для туроператора «Путёвка.ком»
История о том, как агентство «Альфа.Сайт» помогло увеличить целевой трафик из поисковых систем на 839% за полгода…
Объявление на vc.ru
0
55 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
26

 директор по подготовке к чрезвычайным ситуациям

Четко. 

Ответить
8

у нас такого в стране, похоже, нет,  а у них - сотрудник в компании

Ответить
2

Есть, только он совсем старенький и не совсем в уме, его больше интересует как лигитимно на горшке просидеть.....

Ответить
0

Как е нет. Министр по ЧС, а в организациях ответственный ГОиЧС, только работают, так же как и большинство, спустя рукава

Ответить
10

Не увидел каких-то конкретных мер кроме изучения текущего спроса и более быстрого пополнения полок. Как будто другие ритейлеры это не делают) Зачем этот пафос с директором, штабом и прочей ерундой?!

Ответить
24

1) сокращение времени работы
2) ПРивлечения дополнительного персонала, для наполнения торгового зала
3) Уменьшение ассортиментной матрицы, для максимального наполнения товарами.
4) Анализ спроса, для максимально быстрого пополнения.
5) Ввод дополнительных санитарных правил, для обработки продуктов, выкладки продуктов и обслуживание клиентов.
6) Сокращение выдачи, продуктов в одни руки.
 
Наличие тех же масок и антисептиков, очень важный фактор для розницы.

Да все понятно, но насколько быстро вы адаптировали свою сеть, тем меньше вы потеряли денег, а возможно и заработали.

Теперь пробегитесь по нашим сетям, и гляньте сколько крыжиков вы можете поставить.

Ответить
–6

Да нет никаких проблем у нас в магазинах, заходи да покупай. СПб.

Ответить
19

Ага, масок и антисептиков прям завались. 

Ответить
–19

руки же есть?? Голова??)) Сделай сам.. Марля итд- в свободном доступе)) Антисептиков - гор,Красное белое ломится от них, мыло тоже никто не отменял))

Ответить
5

Марля, серьезно? А че не рыболовную сеть сразу?

Ответить
1

Ну все же нужен спирт от 60%. Я купил 96% по объявлению. Легально похоже не купить. 

Ответить
0

речь идет про продуктовые, их там и не было никогда

Ответить
0

Речь идёт про сетевые супермаркеты. А почему в штатах есть, а у нас нет? 

Ответить
0

Абсолютно не согласен, СПб. 
Хорошо адаптировались только ребята из метро, судя по всему они полностью продались Сбербанку и его новому Сбермаркету. 
У остальных даже чеснок купить нельзя, цены выросли на обычные позиции в 2-3 раза, на популярные от 20% роста. 
Товарная Матрица сократилась в ноль, многое просто теперь не купить. 
В той же Польше ситуация сейчас куда лучше 

Ответить
3

Кстати, в отношении продуктов я какой-то просадки не заметила. Кроме злополучных чеснока, лимонов, имбиря. Всё, что первой необходимости - в наличии, и даже доставка начала возить. Может, я как-то очень просто питаюсь :))) 

Ответить
3

Пропало молоко и вся кисломолочка
Теперь вместо 5-10 позиций их 1-2, цены выросли с 50 рублей за литр до 80. Вместо нормальных круп теперь только фасовка какая-то, пропадает заморозка, неделю назад я нигде не смог найти любимые вареники сибирские. 
Появляются всякие сомнительные новые товары, пропадает нормальный хлеб, меньше стал выбор сыра, колбас, мясо стали завозить редко, свежее, цены сильно выросли. 
Да почти по всем позициям всё поменялось. Я за месяц купил три разных сорта помело по разной цене в одном магазине, и нет, это не Матрица в три позиции по помело, это ребята одну позицию закрывают впопыхах чем есть. Это не нормально.

Ответить
5

Чувак, ну извини, что кончились твои любимые сибирские вареники 😂

Ответить
3

Это в СПб молоко подорожало и кисломолочка пропала? В каких магазинах? Не вижу проблем с этим

Ответить
0

магнит среднего размера, не покидаю территорию района, соблюдаю карантин 

Ответить
4

По Магниту нечего сказать, он трэшевый в СПб, я туда не ходок)) Дикси, Лента, X5 всех калибров - проблем нет

Ответить
0

Они далеко от дома, стараюсь не нарушать карантинную зону в километр. 

Ответить
2

А что у вас в Питере такая кисломолчка дешёвая, 50-80₽ за литр. Это точно молоко? 
Во Владивостоке нормальное молоко только стартует от 90₽, а так 100-120₽.
Я про молоко, которое не хранится по 6 месяцев в тетрапаках, а нормальное, со сроком не больше 10 дней.

Ответить
0

Просто это не молоко, а какая-то дрянь. Впрочем, впаривание низкокачественных продуктов в СПб идёт уже давно — местные и забыли, наверное, какого вкуса должны быть нормальные продукты.

Ответить
0

Спасибо за ответ. Мы окопались и самоизолировались, и в магазине я давно не была (хотя окей под окнами).
Насчет мяса предполагала, и заранее забила морозилку. Нет, я не паникер. Просто у меня деть, который не все ест - проще иметь под рукой.
А с молочкой, хлебом, сыром видимо мне пока везёт. 

Ответить
0

Продавцы выкладчики все в перчатках масках? У нас далеко не все.

Ответить
0

Хожу в магнит у дома, всё без масок и перчаток 

Ответить
1

Путин ограничил цены на маски, логично из перестали закупать, никто не хочет себе проблем

Ответить
7

Момент славы для Директора, который 15 лет болты пинал.

Ответить
13

Прочитай сначала статью, момент про ураганы

Ответить
12

Это тебе не Перекресток, который орал на каждом углу, что в 2020 году завоюет рынок онлайн доставки, а когда вдруг свалилась такая удача, оказалась, что все система говно, а персонала нет.

Ответить
3

Тяжеловато внезапно начать выполнять в 5-10 раз больше заказов. Утконос в середине марта вообще предлагал мне ближайшую доставку на 1 апреля.

Ответить
6

Чтобы стать лидером рынка нужно именно с такой скоростью развиваться. Т.е. это была их мечта! Но на деле оказались лишь пустыми амбициями.

Ответить
0

Лидеру рынка, чтобы стать лидером рынка, мало вести себя как лидер рынка. Надо быть лидером рынка

Ответить
5

15 января муниципальный комитет по здравоохранению города Ухань заявил, что вирус передаётся от человека к человеку.

У меня, конечно же, нет доступа к заявлениям муниципального совета какой-то там китайской перди, но именно этот пункт очень важен. Вся серьезность  ситуации с вирусом вызвана исключительно ложью Китая и ВОЗ. На текущий момент в официальном таймлайне от ВОЗ (https://www.who.int/news-room/detail/08-04-2020-who-timeline---covid-19) в районе 14-15 января красуется заявление вида:
 Dr. Maria Van Kerkhove noted in a press briefing there may have been limited human-to-human transmission of the coronavirus (in the 41 confirmed cases), mainly through family members, and that there was a risk of a possible wider outbreak. Dr. Kerkhove noted that human-to-human transmission would not be surprising given our experience with SARS, MERS and other respiratory pathogens.

В то же самое время, в официальном твиттере ВОЗ (https://twitter.com/WHO/status/1217043229427761152?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1217043229427761152) за ту же дату находится следующее сообщение:
 Preliminary investigations conducted by the Chinese authorities have found no clear evidence of human-to-human transmission of the novel #coronavirus (2019-nCoV) identified in #Wuhan, #China🇨🇳.

Я, конечно, допускаю, что аж на следующий день целый муниципальный совет какой-то там китайской жопы доказал передаваемость вируса от человека к человеку, но мы-то помним, что это было не так? Следующие два месяца (пока в Италии трупы не начали сжигать) нам тупо врали, рассказывая про ОРВИ, а сейчас пытаются переиграть ситуацию, выставив себя героями.

Я это все к чему? В действиях ритейлера я не увидел ничего особенного. Пятерочка или Перекресток также стоят полные продуктов (даже лимитов в одни руки не вводилось). Ну и уж тем более не мог обычный ритейлер из Техаса знать про всю эту ложь заранее. Журналисты просто здесь хайпуют и отрабатывают нативочку.

Ответить
1

Эта китайская пердь по количеству населения сравнима с Москвой, если что. А по остальным параметрам превосходит 😁

Ответить
3

Маркетинг. Ложь. 

Живу в Техасе, постоянно пользуюсь их магазинами, последние несколько недель большинство полок были пустые, только сейчас они стали опять заполняться, доставка до дома не работает до сих пор, в итоге в магазинах стало очень людно. В Whole Food ситуация все это время была сильно лучше!

Ответить
2

Хм, статья несколько приукрашена, но в целом верна по моему опыту. Живу в Хьюстоне. 

Возможно вы один раз зашли на доставку, увидели, что все слоты доставки забиты, и больше не проверяли? Если зайти ночью, то слоты появляются, причем появляются уже на сл. день. Ночью заказал, после полудня привезли. 

Доставка работает. Некоторые позиции недоступны в магазине, но доступны в доставке.
В частности санитайзеры и туалетная бумага. Чего нет, так это перчаток почему-то.
Выбор мяса сильно сократился, но оно есть и на полке и в доставке.....

Из моего стандартного списка покупок есть все. Из нестандартного - перечислял выше.
...почему то пропали салфетки-антистатики для бельевой сушильной машины, но есть на амазоне и ибейе :)

Ответить
0

Вот и подтянулся реальный отзыв от туда. Интересно для кого они тогда пишут такие хвалебные оды себе, если по факту не все так гладко?!

Ответить
2

Они в них воздух что ли возят?

Ответить
0

почему?

Ответить
0

Огромный обьем и две оси всего

Ответить
0

Может чипсы возят.

Ответить
0

так у америки две двускатные оси всегда были, а длина да, длинный

Ответить
0

оси переставляются в зависимости от общего веса груза и распределения по прицепу.

Ответить
0

Это я знаю.
Просто интресно что у американцев менее строгие ограничения по длине автопоезда, но при этом более строгие по нагрузке на ось и полную массу.

Ответить
–9

Проактианость, 
Русский Ваня пока - реактивный 

Ответить
2

В оправдание "русского вани" - количество вариантов такое, что можно весь день писать планы.

Ответить
1

на видосе с музыкантами видно, почему такой коронавирусный апокалипсис в США. Все, мля, как на рождественскую закупку подарков вышли...

Ответить
0

Мораль где? Ну, укомплектована продуктовая сетка сомнительными должностями - и что? Насколько четче волмарта и других они работают? 🤔 Что можно купить только у них, когда остальные выпали в out of service?

Или это типичный рассказ эффективных менеджеров об эффективном менеджменте?

Ответить
0

Вспомнился фильм- Взрыв из прошлого.

Ответить
0

Ритейл за 3 недели увеличил штат курьеров в несколько раз и продолжает это делать, но по прежнему спрос больше чем предложение в этом сегменте. То, что сайт перекрестка, утконоса и сбермаркета почти ложится в полночь тоже подспорье для айтишников) сбермаркет кстати перестал показывать слоты сразу в 12, а перенес это на глубокую ночь, и все стали заказывать утром.

Ответить
0

Прям красавцы, браво!!! Это прям новое готовое направление в каком-нить аудите.

Ответить
0

За что браво-то?

Ответить
0

Ну как минимум за то, что таким решением они наверняка сэкономили себе кучу бабла на фоне конкурентов. Про аналоги я не знаю, зато знаю какой бардак случается, когда к подобным вещам не готовы - посмотрите хотя бы на школы, которые силами малопродвинутых в ит учителей пытаются решить на коленке вопрос удаленного обучения. 

Ответить

Прямой эфир