«Яндекс.Касса» предложила маркетплейсам сервис для автоматического распределения платежей между продавцами Статьи редакции
Сервис отправит деньги продавцу, а комиссию, если она есть, — площадке.
«Яндекс.Касса» запустила сервис для маркетплейсов — он позволит автоматически распределять деньги между разными продавцами из одного заказа. Об этом vc.ru рассказал представитель компании.
Для маркетплейсов установка и использования решения бесплатны, но с каждого платежа «Яндекса.Касса» будет получать комиссию по действующим тарифам — от 1% в зависимости от категории товара.
Сам маркетплейс при использовании такого решения не должен будет оформлять платёжные поручения и проводить деньги через свой расчётный счёт — средства поступят продавцам напрямую. При этом в заказе может быть до 100 товаров разных продавцов. Это позволит онлайн-магазинам сократить документооборот и нагрузку на бухгалтерию, рассчитывают в «Яндекс.Кассе».
Кроме маркетплейсов инструмент подойдёт агрегаторам, франшизам и сервисам доставки еды, считают в «Яндексе». Площадки смогут устанавливать комиссию для продавцов и самостоятельно назначать её размер. Сервис также позволяет оформлять полный или частичный возврат товара и замораживать платежи на срок до семи дней — так оплата поступит продавцу только после исполнения всех обязательств.
Маркетплейс через сервис сможет настраивать выдачу кассовых чеков и отправлять их только тем продавцам, которым они нужны для отчётности перед ФНС.
Решение работает с платёжным виджетом, сервисом «Умный платёж» и мобильным SDK для оплаты в приложениях, рассказали в «Яндекс.Кассе». Сервис позволяет принимать платежи через кошельки в «Яндекс.Деньгах», банковские карты, Apple Pay, Google Pay и другими способами.
Идея хорошая, но решение от Яндекса странное. Во первых, почему продавцы и маркетплейсы? Почему: «Кроме маркетплейсов инструмент подойдёт агрегаторам, франшизам и сервисам доставки еды, считают в «Яндексе».» Что за странный набор потребителей?
Во-вторых почему Яндекс-касса?
Такая автоматизация расчетов показывает наибольший эффект в платформенной бизнес-модели, где есть несколько ролей пользователей, деньги получаются от ключевого взаимодействия и сразу распределяются между разными ролями. Например, Альфабанк сделал это для авиакомпаний, топливных и навигационных операторов, аэропортов и т.д., которые получают свой кусочек от единственного дохода – продажи авиабилетов. Получают автоматически, экономят время и деньги на сложные взаиморасчеты друг с другом.
В билетной платформе BIL24 тоже есть такой проект для рынка зрелищных мероприятий, где деньги от продажи билетов надо поделить между агентом, организатором, площадкой, артистом. Особенно актуально это в современных условиях, где все "влетели" на большие возвраты по билетам. Такая система позволит больше "не влетать".
Если я-агрегатор продаю билеты и перевел все деньги организаторам автоматически в день покупки, при этом напродавал билетов за несколько месяцев, а тут вдруг эти билеты необходимо вернуть по независимой от меня причине. Так откуда брать эти деньги? А отдать эти деньги должен я-агрегатор по закону. Получается, что сплитование не всегда удобный инструмент и при его использовании может возникнуть громадный кассовый разрыв в части продажи услуг с риском массового возврата.
Деньги делятся при продаже каждого билета (эскроу счета, смарт-контракты на блокчейне, по сути неважно). Артист, Организатор, площадка могут видеть эти деньги, на этих счетах, но получат их только после того, как событие состоится, и если состоится. То есть когда контракт будет исполнен. До этого, при возврате билета деньги списываются в тех же процентах, что и начислялись. А не как сейчас, Организатор заплатил аванс "звезде", оплатил аренду площадки, потом отмена по любой из причин и все, у организатора долг перед всеми, а площадка и "звезда" ссылаются на форс-мажор и на то, что денег нет. Или как Вы верно пишете Агрегатор (Агент) отдал деньги организатору, а на чеках то ИНН Агента, и он должен покупателям билетов деньги за, фактически, не оказанную услугу. Как раньше уже не будет, потому что риски слишком велики и всем понятны. В этом, конечно, плюс пандемии. Она показала как рискованно устроен этот, и многие другие рынки.
Вот как сейчас решить с проданными билетам на отмененные и перенесенные на год и более мероприятия? Все вернуть покупателям, тогда это банкротство большинства участников рынка зрелищных мероприятий. Вернуть через год, а при переносе не возвращать? Это, мягко говоря, сильно не понравится покупателям билетов... Посмотрим, что правительство решит, ждать осталось недолго, наверное.
Александр, спасибо за развернутый ответ. Остается только один и еще один вопрос... Готов ли организатор при такой схеме экскроу-счета иметь кассовый разрыв в несколько месяцев и более? А как быть с государственными культурно-развлекательными мероприятиями, например театрами? Не один из них не захочет холдировать средства до момента оказания услуг. Для некоторых даже месяц это много.
Тут довольно просто. Кассовые разрывы получаются у организатора потому, что ему надо сейчас заплатить аванс артисту, за много месяцев до события оплатить аренду площадки. А вся продажа билетов еще в будущем. Так вот при вышеизложенной схеме этого делать не надо. Ведь не только организатор, но и артист, и площадка, ВСЕ будут ждать до момента проведения мероприятия, и получать деньги потом. А если мероприятие не случится, то не получат тоже все. Тут уместен вопрос, а готовы ли Артист и Площадка получать деньги потом, но гарантировано. У меня ответ такой: кто-то готов, кто-то нет. Рыночек порешает. Кто не готов, того просто не будут брать, как в магазине, потому что организаторам уже сильно не охота играть "в организаторскую русскую рулетку", где они рискуют больше всех. Так было и до коронавируса, множество событий отменялось, орги теряли деньги. Это очень нервный бизнес. Просто сейчас этот перекос явно проявился, а технологии позволяют кардинально снизить риск. Ведь вопросы безопасности берет на себя платформа, это одна из самых главных ее функций, по науке. Без платформенной модели с рейтингами, проверками и безопасностью большую часть квартир airBnB сожгли, а машины каршеринга разобрали )).
Про гос. учреждения культуры, тут как министерство скажет, так и будет. платформенная бизнес-модель и министерству подходит и выгодна, как бы это странно не звучало )
Чем спокойней, надежней и безопасней идет бизнес, тем больше он нравится участникам.