{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

CloudPayments: как изменились предпочтения россиян в онлайне с началом первого этапа снятия ограничений

Правительством Российской Федерации было анонсировано смягчение мер по самоизоляции, которое началось 12 мая. И новая реальность, безусловно, поменяла предпочтения россиян и активность потребления в Интернете. Причем в некоторых случаях довольно непредсказуемо.

Кто бы мог подумать, что на первом этапе снятия ограничений, в некоторых категориях мы увидим резкое падение онлайн-продаж, несмотря на то, что в период самоизоляции товары этих категорий пользовались наибольшим спросом. Другие же категории — наоборот, откликнулись положительным ростом, когда такой динамики никто не ждал.

CloudPayments

Мы в CloudPayments сравнили спрос на товары и услуги в онлайне за период с 12 по 31 мая (когда уже началось смягчение ограничений) и соответствующий предыдущий период с 22 апреля по 11 мая, когда еще действовал «единый период нерабочих дней».

На что снизился спрос

Фастфуд и заказ готовой еды из кафе и ресторанов

Количество онлайн-заказов в этой категории за исследуемый период снизилось на 4% по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. Хотя по логике выход людей в офисы должен был спровоцировать увеличение объема продаж, ведь пандемия серьезно изменила правила поведения сотрудников в офисах и на предприятиях. Имеется в виду, что кухни и столовые теперь закрыты, а людям, по-прежнему, нужно как-то питаться.

Но мы, напротив, видим небольшое снижение. И, на наш взгляд, тому есть два объяснения. Во-первых, это связано с тем, что кризис серьезно ударил по доходам россиян, а каждодневный заказ еды из ресторанов — недешевое удовольствие. Сам по себе выход в офис еще не означает восстановление докризисного уровня доходов.

И в текущих условиях многие предпочитают брать с собой в офис еду из дома: это, как минимум, выгоднее. Во-вторых, нельзя исключить риск передачи коронавируса через готовые блюда, ведь никогда не знаешь кто и в каких условия их готовил. Поэтому даже те, кто может себе финансово позволить доставку готовой еды из ресторанов и кафе каждый день, предпочитают обходиться едой собственного приготовления, снижая таким образом риск заражения.

При этом средний чек в данной категории не изменился и составил 1 131 рубль.

Кабельное телевидение и другие платные телевизионные услуги

Количество покупок в этой категории снизилось на 24%, а средний чек практически не изменился и составил 372 рубля.

Причин для этого несколько. Во-первых, падает рынок потокового видео: люди все больше предпочитают использовать контент онлайн-кинотеатров и видео по запросу, а не онлайн-ТВ. Во-вторых, молодежь, которая как раз предпочитает смотреть фильмы и сериалы, а не сетку вещания, начинает выходить на работу, а значит, свободного времени у них уже не так много, как раньше. В-третьих, есть тенденция насыщения спроса: больше двух месяцев люди смотрели ТВ и сериалы в онлайн-кинотеатрах, теперь им нужны другие развлечения. Тем более, что во многих регионах открыли парки, разрешили прогулки и занятия спортом на улице. Это заставляет людей, долго проживших в самоизоляции, предпочесть активный отдых просмотру ТВ.

Игры, книги и музыка

Спрос на подобный развлекательный контент падает: на 37% снизилось количество онлайн-покупок игр для ПК и гаджетов, на 10% — музыки и электронных книг. При этом средний чек для игр снизился на 109 рублей и составил 428 рублей, для музыкального контента и электронных книг — снизился на 40 рублей и составила 367 рублей.

На наш взгляд, снижение спроса на развлекательный контент связано, во-первых, с тем что те, кто раньше сидел дома, начали выходить на работу, и у них теперь больше нет того количества свободного времени на развлечения, что было во время самоизоляции. Во-вторых, подобный контент люди активно скупали в начале самоизоляции, когда “дорвались”, а теперь в этой категории наблюдается перенасыщение спроса.

На что вырос спрос

Медицинские услуги (телемедицина и онлайн-оплата медицинских исследований)

В период с 12 по 31 мая на 23% вырос спрос на медицинские услуги в онлайне по сравнению с аналогичным предыдущим периодом, а средний чек вырос на 482 рубля и составил 2188 рублей.

Рост спроса связан с появлением тест-систем на антитела к коронавирусу: все больше людей хотят проверить свой иммунный статус к Covid-19, прежде чем выходить на работу. Также многие из тех, у кого есть симптомы ОРВИ, не хотят ждать очереди на компьютерную томографию легких по ОМС и предпочитают сделать ее без очереди в частных клиниках.

В условиях пандемии остается популярной и телемедицина, так как не предполагает личного контакта с другими людьми и позволяет получить консультацию врача без угрозы заразиться коронавирусом.

Бытовая техника

Начало смягчения ограничений, связанных с пандемией коронавируса, ознаменовалось значительным ростом спроса на бытовую технику. Количество покупок в этой категории выросло на 38%, а средний чек — на 25 915 рублей и составил 56 636 рублей.

Рост в данной категории - номинант на “сюрприз года” в текущих условиях. Казалось бы, денег и так нет, о чем может идти речь? Однако, после того, как многие компании заявили о том, что оставляют сотрудников на “удаленке”, кто до осени, а кто и до конца года, люди уже точно решили не откладывать улучшение своих бытовых условий в долгий ящик и занялись созданием максимально комфортной обстановки дома, закупив для этого необходимую рабочую и бытовую технику: компьютеры, планшеты, наушники, стиральные и посудомоечные машины и т.д.. Кроме того, начинается летний сезон, а это значит, что вырос и органический спрос на кондиционеры.

Каршеринг

Еще в начале самоизоляции каршеринги увеличили частоту моек автомобилей, проводили регулярную дезинфекцию, в подстаканники раскладывали антисептические салфетки, ну и, наконец, каршеринг по сути своей не предполагает одновременного нахождения посторонних людей в машине. Но все это не помогло - власти приняли решение приостановить деятельность сервисов, несмотря на возражения от пользователей таких сервисов. При этом службы такси работу не прекратили.

Но, начиная с 25 мая, когда сняли часть ограничений на пользование данным сервисом (теперь можно снова использовать каршеринг, но при условии, что машина арендуется одним клиентом на срок не менее 5 дней, а после этого проходит полную дезинфекцию), спрос на аренду автомобилей вырос на 38% (считай, что с нуля, если пренебречь курьерскими доставками).

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Борис Абросимов

По бытовой технике прям интересно посмотреть в разрезе предыдущей активности пользователей по онлайн покупкам в данной категории и вцелом 🧐

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда