{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как самая большая распродажа в мире меняет е-коммерс, маркетинг, логистику и интернет в Китае и в России

CAINIAO

Пандемия коронавируса безвозвратно изменила сферу электронной торговли. По мнению экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (unctad), очень скоро мы станем свидетелями еще большего усиления позиций современных гигантов e-commerce и кардинального изменения логистической структуры розничной торговли. Как все изменится? Что будет с бизнесом и логистическими решениями? Какую роль в развитии бизнеса сыграет онлайн? С какими проблемами столкнутся предприниматели, которые выходят в интернет? Как себя будет чувствовать малый и средний бизнес? А как дела у предпринимателей сейчас?

Все эти вопросы мы поднимаем в новом подкасте «Цайняо доставляет», который недавно запустили вместе с компанией Цайняо (входит в Alibaba Group). В каждом эпизоде подкаста рассказывается история одного бизнеса в интернете — от малого до крупного. Ведет подкаст Марк Завадский, самый первый сотрудник Alibaba Group в России, ассистирую ему я, Костя Колосков, сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm — моя роль в том, чтобы простыми словами рассказывать о сложных логистических терминах и явлениях. За время записи получается собрать много полезной информации инсайдов, которыми я решил поделиться.

Самым первым гостем подкаста стал Алекс Васильев, предприниматель с большим опытом работы с крупнейшими маркетплейсами и онлайн-магазинами. Алекс был первым региональным директором Цайняо в России и странах СНГ, занимал ведущие позиции в крупных китайских технологических компаниях LeEco (вице-президент по развитию бизнеса в России и Восточной Европе) и JD.com (генеральный директор по логистике и сервисам в России), работал в Alibaba Group, а также отвечал за развитие маркетплейса Bringly. Сейчас Алекс занимается собственным бизнесом – производством детского питания, и в этом выпуске он поделился самыми передовыми маркетинговыми механиками, которые используют предприниматели, которые хотят выйти на китайский рынок с использованием сервисов Цайняо и Alibaba Group.

Алекс Васильев из личного архива

О маркетинговых технологиях в электронной торговле

Китайский рынок — сложный и очень конкурентный рынок. И без адаптации моделей, работающих в других частях света, построить успешный бизнес в Китае, наверное, невозможно. Практически ни одно исследование о китайском рынке ecom в этом году не выходит без обширного анализа феномена прямых эфиров (live streaming) и выводов о том, что для брендов — это уже скорее must, нежели один из альтернативных каналов. Более того, даже с учетом того, что рынок прямых эфиров в 2020 оценили уже в 981 миллиард юаней (143 миллиарда долларов), бытует мнение, что все только начинается.

Подобный Live streaming представляет собой объединение рекламы и хорошо знакомого россиянам телемагазина. В студию приглашаются инфлюенсеры — известные люди, одновременно рекламирующие и продающие товар. Попасть в эфир к топовым китайским инфлюенсерам, специализирующимся на продажах в прямых эфирах, достаточно не просто: китайские инфлюенсеры относятся к выбору товаров, которые они готовы продвигать, с особым трепетом: отправляют товары на аудит и экспертизы. Наличие необходимого бюджета ничего не гарантирует: каждый инфлюенсер из рейтинга очень серьезно относится к статистике продаж и не хочет портить ее непроверенным новым брендом. Вопрос доверия встает в Китае на каждом этапе: это вопрос доверия потребителя, доверия платформы и, разумеется, доверия инфлюенсера.

О «Дне холостяков»

"День холостяков" - это большое событие для китайских компаний CAINIAO

В последнее время площадки электронной торговли стали активно создавать информационные поводы для инициирования торгового ажиотажа по модели предрождественского. Яркий пример — День холостяков, отмечаемый в Китае 11 ноября. В этом году 11.11 достаточно уникальное: впервые группа Alibaba решила провести его в виде месячного фестиваля шоппинга, который растянут во времени. В преддверие распродажи, в social commerce, в целом, и в live streaming в частности, каждый день бьются новые рекорды. Интересно, что драйвер именно этого сегмента — это товары FMCG, а именно, продукты питания. Любопытно, что Alibaba использует эту акцию не только для увеличения продаж продавцов, но и для мобилизации технологических и логистических ресурсов компании, которые необходимы для последующего быстрого роста всей инфраструктуры. Выходит, что каждый год за счет этого фестиваля шоппинга группа Alibaba по большому счету готовит плацдарм для своего следующего рывка и взрывного роста, а для селлеров 11.11 дает шанс найти большое количество новых привлеченных клиентов за один день, а заработать на них можно позже в течение года.

О логистике в Китае

Бренд "Healthy Eva", который создал Алекс

Преимущество китайского рынка логистики заключается в высокой плотности доставки, которая позволила распространить влияние ecom на все сегменты, расширить ассортимент товаров в электронных магазинах, например, за счет продуктов питания с ограниченным сроком годности. Высокая плотность дала эффект масштаба, а логистика стала мега доступной, а это, в свою очередь, стало еще большим драйвером для развития ecom. В Китае низкая стоимость доставки: доставка 2 килограммовой посылки из одного конца страны в другой стоит около 50 рублей. При этом транспортной компании удается получать прибыль. В России ситуация другая: у нас одна из самых дорогих логистик мира, это один из стопперов развития индустрии. В стране существует большое количество регионов, куда доставлять товар просто невыгодно. Это, безусловно, тормозит развитие e-commerce в целом.

О будущем логистики в России

Скорее всего, в России будет свой путь: мы будем наблюдать дальнейшее развитие гиперлокальной доставки, при которой основная нагрузка ляжет на плечи курьеров. В случае расширения ассортимента для сокращения расходов на «последнюю милю» возможен и комбинированный вариант, например, интеграция гиперлокальной доставки с оффлайн пунктами выдачи и постаматами. Во многих крупных городах России люди хотят сами забирать свои заказы: это подходит им больше, чем ожидание курьера. У нас существует и готовая инфраструктура в виде сетевых розничных магазинов, где эти постаматы можно установить. Полноценная работа централизованной складской системы вряд ли возможна, New retail в России приживется скорее. Согласно мировой тенденции, рынок логистики в России будет укрупняться и концентрироваться в руках основных игроков электронной торговли.

Об инновационных технологиях в логистике

Если на начальном этапе внедрение новой технологии имеет скорее маркетинговый характер, демонстрируя клиентам технологичность компании, то в дальнейшем оно позволяет заметно повысить эффективность работы и сэкономить ресурсы. В этой связи можно вспомнить сравнительно недавний переход на единую систему e-label вместо разноформатных бумажных накладных, или использование цифровых маршрутизаторов.

Изменения должны затронуть и организацию трансграничной электронной торговли. Российский рынок подошел к тому рубежу, когда изменения в этой сфере стали необходимыми. Большое количество зарубежных онлайн продавцов не готовы заниматься формальным выполнением требований российского таможенного законодательства и сертификацией товара. Поэтому существует очевидная потребность в агентах, которые могли бы ввозить товар в страну, проходить таможенное оформление и держать его на складах.

Послушать этот и другие выпуски подкаста «Цайняо доставляет» можно в Apple Podcasts и на «Яндекс.Музыке».

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда