Рубрика развивается при поддержке Почты России
Торговля
Greensight

Сервисы в екоме: PIM

Мы рассказываем о решениях, на которых строится еком. О функциях и процессах, которые должны поддерживать разные сервисы «в базе» и «в полной комплектации». Для удобства сгруппируем еком солюшены по процессам, которые они поддерживают:

  1. Работа с товарами: PIM, Offers, Search;
  2. Работа с заказами: OMS, Logistics, Units;
  3. Взаимодействие с клиентами: CRM, Message, Review;
  4. Маркетинговые сервисы: Marketing, CMS, Adviser;
  5. Сервисы взаимодействия: Feed, Sync.

Мы органично пришли именно к такой классификации, но это всего лишь один из способов разделять процессы и сущности екома по сервисам. Эту классификацию мы используем в архитектуре сервисной еком платформы Ensi, которую мы разрабатываем и внедряем. Начнем с товарного сервиса PIM.

Для чего нужен PIM

Система Product Information Management используется для работы с товарным контентом. В PIMе контент можно создавать или обогащать, чтобы дальше использовать в других системах и разных каналах продаж. Ведь информация о товаре не обязательно идентична на собственном сайте, в стороннем маркетплейсе и, скажем, в киоске, установленном в физическом магазине. PIM хранит описания, характеристики, фото (и другие медиафайлы), бренды, категории и прочее.

Обычно на входе в PIM — список артикулов и базовой информацией о них. А на выходе товары с нормализованными данными, которые можно использовать в карточке товара на сайте, мобильном приложении или любой другой витрине.

Кстати, PIM используется для работы именно с товарным контентом, но не с динамическими параметрами вроде цен или стоков. Эти данные живут в сервисе товарных предложений Offers.

Центральная задача PIMа — формирование товарных категорий, нормализация атрибутов и их значений. Дальше мы поговорим о разных аспектах работы с товарным контентом в PIM.

Управление категориями

Категория — это шаблон для товаров, состоящий из набора характеристик (будем называть их атрибутами и расскажем о них ниже). Принадлежность товара к категории означает, что товар обладает определенными свойствами. Некоторые из них обязательные, а некоторые — нет.

Например, в PIM пришел товар «ВЕЛОСИПЕД WREN 3I AUBERGINE LADIES» и мы отнесли его к категории «Велосипеды». Для этого товара нужно обязательно указать данные по количеству скоростей, цвету, материалу рамы и еще 7 характеристикам. В качестве необязательной информации у этого товара могут быть данные о покрышках, педалях, седле и других 18 параметрах. Но совершенно точно не будет информации о количестве колес, потому что такого атрибута нет в категории «Велосипеды».

Категории могут быть вложенными, так формируется дерево каталога (не путать с меню на витрине, которое не обязательно совпадает с деревом категорий в PIMе). Например, категория «Мебель» содержит подкатегории «Садовая мебель» и «Мебель для интерьера», а в каждой из них подкатегории более низкого порядка. При этом товар может относиться одновременно к нескольким категориям, а глубина дерева может быть любой.

Нормализация атрибутов и их значений

Атрибут — это одна из стандартных характеристик, описывающих товар и принимающих одно из возможных значений. Как мы уже говорили, он может быть обязательным или нет. Если обязательный атрибут не заполнен, считается, что товарный контент у данного артикула заполнен не до конца и публиковать такой товар не стоит.

У конкретного товара атрибут может:

  1. Принимать одно из значений. Например, количество ножек у стола.
  2. Принимать несколько из возможных значений. Например, порты на ноутбуке.
  3. Быть числом внутри диапазона. Например, жилая площадь квартиры.
  4. Быть булевым, то есть принимать одно из значений да/нет. Например, есть ли беспроводная зарядка в телефоне.
  5. Иметь другие особенности вроде атрибута-даты или текстового поля.

Нюансы работы PIMa с атрибутами

Возьмем для примера категорию товаров «Велосипед». Пусть в нашем екоме категория включает 20 атрибутов, в том числе «Количество скоростей», «Материал рамы», «Аксессуары в комплекте» и «Цвет».

  1. «Количество скоростей» может иметь одно из нескольких значений: 4, 5, 6, 8, 10, 12, 15, 18.
  2. «Материал рамы» также одно из нескольких: Алюминий, Сталь, Карбон, Дерево.
  3. «Аксессуары в комплекте» — подразумевает множественный выбор из большого количества вариантов.
  4. «Цвет» — одно из нескольких предзаданных значений.

Вот как PIM должен уметь работать с этими атрибутами:

  1. От разных поставщиков могут приходить данные как по общему количеству скоростей, так и отдельно по передней и задней звездочке. Второй кейс не укладывается в принятую в нашем екоме модель и его нужно дополнительно обрабатывать: перемножить значение двух атрибутов, чтобы получить нужное нам значение «Количество скоростей».
  2. Значение атрибута «Материал рамы» у разных поставщиков также может отличаться. Кто-то использует название материала («Алюминий»), а кто-то описывает саму раму («Алюминиевая»). Похожие значения также нужно склеить.
  3. В случае с атрибутом «Аксессуары в комплекте» наоборот не стоит нормализовывать значения, потому что предугадать какие аксессуары предложит производитель — сложно. Лучше просто вывести все варианты, которые придут от поставщиков.
  4. Предположим, что мы решили ограничиться несколькими значениями атрибута «Цвет». Тогда нам потребуется свести названия оттенков к базовым цветам, например, алый можно свести к красному. А еще бывают маркетинговые названия цветов, например, burgundy в значении бордового.
  5. И, конечно, сами названия атрибутов у разных компаний могут отличаться. PIM должен давать возможность смаппить названия из разных источников. У кого-то будет «Материал рамы», у других — просто «Рама».

Массовые операции, импорты и экспорты

PIM — это основной инструмент контент-менеджеров, а одна из самых частых задач — изменение свойств группы товаров. Например, еком запускает экспресс-доставку на Яндекс Go. Таким способом можно доставлять только определенные товары. Всем этим товарам нужно быстро присвоить специальный признак «возможна экспресс-доставка».

Удобный PIM может:

  1. Гибко фильтровать большие объемы товаров. Нередко бывает, что на сотнях тысячах товаров система начинает работать очень медленно.
  2. Делать выгрузки отфильтрованных списков, чтобы использовать их в других системах. Например, список товаров, доступных для экспресс-доставки, нужно передать транспортной компании.
  3. Совершать массовые операции. Например, поменять производителя выделенных товаров из отфильтрованного списка.
  4. Производить импорты, чтобы создать новые товары или массово поменять значения атрибутов уже заведенных артикулов. Например, нужно быстро изменить атрибут «Упаковка», загрузив файл с артикулами от поставщика, который стал по-другому комплектовать товары.

Обмен данными с другими сервисами

PIM — это служебный сервис, который готовит только часть данных, использующихся в екоме. Без системы, которая хранит остатки и цены (offer — торговые предложения) и витрины, на которой выставляются товары, он не имеет смысла.

Поэтому PIM должен уметь встраиваться в любую архитектуру и обмениваться данными разными способами: через файлы или через API. Должен иметь готовые интеграции с распространенными системами, чтобы принимать базовые товарные данные на входе, и выдавать по запросу полностью готовые к публикации артикулы.

Например, в Ensi за это отвечает специальный сервис для синхронизации Ensi Sync и сервис фидов Ensi Feed. Решение интегрируется с внешними сервисами и корпоративными системами, в том числе:

  1. ERP, системы складского учета.
  2. Экспорт по фидам, файлам и API в разные каналы продаж: мобильное приложение, киоски, социальные сети, печатные каталоги.
  3. Экспорт в сторонний маркетплейс или агрегатор и постоянная актуализация данных.
  4. Импорт данных в разных форматах YML, CSV, XLS, TXT.

Управление маппингом при импорте товарных фидов

Если вы работаете как агрегатор или маркетплейс, то вам вероятно придется обрабатывать стандартные товарные фиды, которые продавцы готовят для других площадок. Например, маркетплейс торгового центра вряд ли добьется от брендов-арендаторов подготовки товарных данных в формате площадки. Скорее всего придется иметь дело с фидом для Admitad или Яндекс.Маркета.

Нужен инструмент, который сможет:

  1. Склеивать товарные категории в разных соотношениях:
    - Одна ко многим с учетом дополнительных признаков. Например, разделить категорию «Кроссовки» на «Летние кроссовки» и «Зимние кроссовки» с учетом значения атрибута «сезон».
    - Многие к одной. Например, «Садовые стулья» и «Садовые столы» склеить в «Садовую мебель».
  2. Склеивать атрибуты из разных фидов. Представим, что на нашей площадке есть атрибут «Цвет». В фиде одного из поставщиков он называется «Окраска», а в другом — «Оттенок».
  3. Склеивать значения атрибутов. Например, по атрибуту «Страна производитель» могут приходить одинаковые по смыслу значения «Китай», «КНР» и «China».
  4. Гибко управлять маппингом. Например, в одном фиде могут по-разному маппиться атрибуты и значения из разных категорий. Размеры футболок совпадают с базовыми значениями площадки, а пиджаки требуют корректировки.
  5. Управление должно быть как автоматическим, так и ручным. Большинство атрибутов и значений должны склеиться автоматически, но администратор всегда должен иметь возможность перенастроить правило маппинга.

Работа с медиаконтентом

Фото, видео, рич- и другой медиаконтент очень важен для продажи. Часто в его производстве задействована отдельная команда, которая не имеет отношения, скажем, к нормализации атрибутов.

PIM должен поддерживать взаимодействие с этой командой. Нужна постановка задач этой команде, модерация и приемка.

Также задача PIM — автоматически ресайзить изображения для всех случаев использования фото товара, например, в PDP и PLP.

Организация процессов и ролевая модель

Свой воркфлоу есть не только в медиаконтенте, но и в других командах. PIM должен поддерживать статусную модель от заведения карточки до публикации товара на витринах.

В работе над товарным контентом могут участвовать разные люди и PIM должен уметь управлять их правами:

  1. Фотостудии работают только с медиа.
  2. Селлеры и поставщики только со своими товарами.
  3. Контент-менеджеры должны видеть, готов ли товар к публикации.
  4. Дать разрешение на публикацию должен ответственный за публикацию. Апрув может проходить автоматически, если выполнен ряд условий. (Для реальной публикации на витрине могут потребоваться дополнительные условия, которые находятся вне зоны ответственности PIMa, например, наличие цены или достаточных токов).

Готовность к публикации и соответствие требованиям сторонних площадок

Не любой товар стоит публиковать на витрине. Нужно убедиться, что все важные данные внесены: есть достаточное количество фото в нужных ракурсах, обязательные атрибуты заполнены, готов текст с подробным описанием.

  1. Нужно иметь возможность задать в PIMе список критериев публикации товаров на витрине.
  2. Система должна наглядно показывать, соответствует ли товар этим критериям и какую именно информацию нужно довнести.
  3. Необходим также быстрый доступ к списку товаров, которые не готовы к публикации по тем или иным причинам.

У внешних площадок и маркетплейсов есть свои правила публикации товаров. Например, Ozon не разрешает в описании использовать транслит и allcaps. Удобно, когда PIM подсвечивает степень готовности товаров к публикации на Яндекс.Маркете, Wildberries и других внешних площадках и маркетплейсах.

История изменений

В PIMе могут работать большое количество людей с разными ролями из разных компаний. В этих условиях обязательно возникают ситуации, когда нужно отследить автора и момент изменения информации о товаре.

Например, пришел заказ на диван с доставкой в постамат, потому что у товара были указаны некорректные размеры. Чтобы разобраться, на каком этапе не сработала проверка габаритов, может потребоваться обратиться к истории изменения товарной информации.

Мультиязычность

Для ритейлеров, торгующих в нескольких странах, важно поддерживать товарный контент на нескольких языках. Удобно, когда любые данные в PIMе можно сделать мультиязычными. Например, поле «Описание товара» можно заполнять на нескольких языках вместо работы с отдельными полями «Описание на русском»/«Описание на казахском».

PIM должен уметь отдавать данные на нужном языке при запросе со стороны внешних систем. Например, витрина для казахского сайта будет запрашивать товарную информацию на русском и казахском, а российская — только на русском.

Итого

Товарный контент — это ключевой элемент екома (вместе с доставкой), ведь в онлайне нельзя посмотреть своими глазами и потрогать товар. В производстве контента, его нормализации и обогащении задействовано большое количество сотрудников ритейлеров и сторонних компаний: поставщики, селлеры, фотостудии, подрядчики, производящие рич-контент и т.д.

Хороший PIM должен обладать развитой функциональностью и удобным рабочим местом для всех ролей, занятых в производстве товарного контента. Мы в Гринсайте развиваем сервисную еком платформу Ensi, одной из ключевых составляющих которой является Ensi PIM. Сервис уже обладает богатой функциональностью и может быстро адаптироваться под разные нюансы, описанные в этой статье.

Автор материала: Сергей Мелихов

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
«Газпром-медиа» заберёт у «Газпромбанка» долю в компании, контролирующей группу VK Статьи редакции

«Газпромбанк» решил внести 45% уставного капитала АО «МФ Технологии» в имущество «Газпром-медиа».

Разработчик разговорных ИИ-технологий Just AI запустил сервис Aimyvoice для покупки и создания синтезированных голосов Статьи редакции

Голоса можно использовать для озвучивания книг, видеоигр, ассистентов, ботов, служб поддержки и другого.

Борис Добродеев покинет пост гендиректора VK — новым главой компании может стать сын Сергея Кириенко Статьи редакции

Он продолжит исполнять обязанности, пока совет директоров VK не назначит нового главу компании.

Борис Добродеев
Запустить игру и не прогореть: зачем нужны маркетинговые исследования в гейминге и как их проводить

Маркетинговое исследование помогает экономить сотни тысяч долларов и выпускать продукты, которые приносят миллионы.

«Сбер» запустит агентство для продажи рекламы на всех площадках экосистемы Статьи редакции

Обсуждается использование банкоматов, как дополнительного места для объявлений, сообщают близкие к запуску источники.

Точка показала новогодний ролик об исчезнувшем предпринимателе

Банк для предпринимателей и предприятий Точка выпустил новогодний рекламный ролик, в котором главный герой из-за водоворота задач пропадает из собственной же жизни. Авторы хотели показать, как часто предпринимателям приходится отказываться от того, что они любят, чтобы их бизнес не стоял на месте.

Наводим порядок и изучаем rocket sience. Доклады Go meetup

На прошедшем Go meetup спикеры из Evrone, «Ситимобил» и «Авито» учили правильной организации кода микросервиса, рассказывали, как вырастить MVP в полноценную масштабируемую архитектуру, и разобраться с мусором и алгоритмами управления памятью. Все доклады записаны в студии и доступны для просмотра.

Какие баги в играх самые бесячие? Рассказывают геймеры

Когда любимая игра виснет, изображение фризит, а герой умирает на ровном месте — это адски бесит. Особенно если ждал релиза долгие месяцы (а то и годы!) В тексте собрали истории геймеров, в жизнь которых ворвались баги и проблемы с сетью.

«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
Как ваше настроение? Обучение модели для тонального анализа

В настоящий момент современное общество отводит большую роль в своей жизни общению в Интернете, где публикуется огромное количество различной информации, такой как обычные фотографии или отзывы на покупки, новые фильмы, качество полученных услуг и многое-многое другое. Вследствие этого часто появляются вопросы, связанные с получением оценки…

null