{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

19 вопросов, которые надо обязательно задавать франчайзору

Бывает так: вы купили франшизу, были уверены в её надежности и думаете, что готовы ко всему. Но тут всплывают трудности и нюансы, к которым вас не готовили. Вы вините франчайзора, но деваться некуда: договор уже подписан, бизнес работает.

Чтобы избежать неприятных неожиданностей и не наступить на грабли, надо до покупки франшизы подробно расспросить франчайзора обо всех нюансах, которые могут всплыть в будущем.

Что это за нюансы и какие вопросы надо ОБЯЗАТЕЛЬНО задать франчайзору перед тем, как принять решение о покупке франшизы, рассказывает глава компании EMTG, организатор крупнейшей международной выставки франшиз Buybrand Expo Екатерина Сойак.

Всем привет!

Сейчас я расскажу о базовых вещах, о которых стоит спрашивать у франчайзора.

1. Франчайзор – кто он такой и кто его предшественники?

На начальном этапе, безусловно, важно знать историю франчайзора, насколько это возможно. Как правило, это открытая информация, поскольку добропорядочный предприниматель сам заинтересован в прозрачности.

Поинтересоваться также стоит историей компании, предыдущими руководителями и кредитной историей.

Не забудьте и об аффилированных лицах, выясните информацию о других франшизах, с которыми они могли быть связаны. И вообще, поймите: что это за люди?

Читайте не только интервью в журнале Forbes и РБК, но и что топ-менеджмент пишет на своих страницах в Facebook, это поможет вам лучше их понять.

Поинтересуйтесь, какие планы у франчайзора на ближайшие, скажем, 5 лет и какова стратегия развития сети?

Не стесняйтесь задавать эти вопросы, т.к. вы подписываете долгосрочный договор и вам надо понимать, какие планы у франчайзора.

2. Кто уже работает по этой франшизе?

Узнайте, сколько у франчайзора партнеров, возьмите их адреса и номера телефонов.

Если франчайзор отказывается предоставлять вам списки и контакты франчайзи – разворачивайтесь и уходите.

3. Успешен ли сам франчайзор в бизнесе?

Вопрос, который не надо стесняться задавать. В конце концов, если он сам не может добиться успеха, то что он может предложить вам? Вместе с бухгалтером и юристом изучите финансовую отчетность, выясните, приносили ли компании франчайзора прибыль.

4. Что входит в паушальный взнос?

Франчайзоры делятся на два типа: те, кто четко понимают, из чего состоит паушальный взнос, и те, кто формирует его с оглядкой на конкурентов.

У самого франчайзора вы должны спросить, что именно он включает в озвученную сумму.

5. Что входит во франчайзинговый пакет?

6. Сколько было открытий и закрытий по франшизе? Каковы причины закрытий?

Возможно, такую информацию. франчайзор не выдаст, и получить её из других источников будет достаточно сложно. Но можно узнать у действующих франчайзи, если вы будете общаться.

7. Сколько всего я должен инвестировать?

Паушальный взнос и заявленный объём инвестиций – это не все инвестиции, которые вам придется сделать для открытия бизнеса по франшизе. Поэтому обязательно уточните: сколько еще и за что придется заплатить.

Во-первых, как формируется роялти? Процент от оборота? Или от прибыли? (Роялти в виде процента от прибыли, стоит заметить, встречается крайне редко при классической форме взаимодействия между франчайзором и франчайзи.) Возможен вообще вариант с фиксированной платой. Тут важно понять, что из этого для вас будет наиболее удобно и выгодно. Многие считают, что фиксированная сумма наиболее понятна, однако, она может существенно превышать потенциальный процент от оборота. Об этом стоит задуматься заранее, а не в процессе работы, потому что условия, скорее всего, уже нельзя будет изменить.

Есть ли маркетинговые платежи? Какие еще будут платежи? Возможно, вам придется у франчайзора ежемесячно что-нибудь закупать? Вот, например, маски и перчатки для персонала, которые превышают рыночную стоимость процентов на 40%.

8. Итак, каковы итоговые инвестиции и окупаемость?

Если франчайзор говорит, что при вложениях в 3 миллиона рублей франшиза окупится ровно за год, то это не всегда работает именно так. Поэтому очень дотошно собирайте все цифры и внимательно считайте. Если вы не уверены в своих силах – привлекайте того, кто умеет работать с цифрами.

9. Предоставляет ли франчайзор типовой бизнес-кейс и P&L (отчет о прибылях и убытках)?

Имейте в виду, что некоторые франчайзоры будут уходить от предоставления подобных цифр. Или предоставлять слишком идеальную картину.

10. Попросите показать операционное руководство.

11. Каков список поставщиков? Франчайзор предоставляет список или утверждает выбранных вами?

Это лучше сразу уточнять у франчайзора. Чаще всего у франчайзора есть постоянные партнеры, работа с которыми при идеальном раскладе должна пойти вам на руку. Но если их расценки наоборот существенно снизят вашу прибыль, то изучите лучше более выгодные предложения.

12. Каковы мои обязанности?

Это важный вопрос, которым многие франчайзи задаются уже после подписания договора. А сделать это нужно, конечно, заблаговременно. Пренебрежение этим вопросом может вылиться даже в расторжение договора не по вашей воле, так что будьте внимательны.

13. Что обещает делать франчайзор?

Вы должны сами четко понимать, что вам необходимо от франчайзора для успешного ведения бизнеса. Желательно составить список, с которым и отправляться к вашему будущему партнеру. Это поможет вам основательно понять, что именно предлагает франчайзор.

Дает ли он план?

Обеспечивает ли обучение?

Постоянно или одноразово?

И как поведет себя франчайзор, если вам потребуется несколько больше, чем он готов предложить?

Помогает ли выбрать локацию или только утверждает?

Какую маркетинговую поддержку оказывает?

Запросите маркетинговый календарь, хорошо, если он будет на год или хотя бы на 6 месяцев.

Спросите, какими инструментами пользуется франчайзоер для контроля расходов и улучшению продуктивности?

Важно также обратить внимание на то, чтобы все было зафиксировано в договоре

14. На какой территории я буду работать?

Вопрос с территорией работы важен не меньше, чем добросовестность франчайзора и раскрученность бренда. Узнайте, планируется ли вблизи от вашего места появление новых точек: собственных или тоже по франшизе.

Вместе с франчайзором обозначьте радиус вашего места, который никто не будет пересекать.

15. Зарегистрирован ли товарный знак?

Известный товарный знак – одно из основных преимуществ работы по франшизе. Но нельзя «вестись» только на хорошо звучащий бренд, нужно обязательно получить документальное подтверждение его существования. Если франчайзор может продемонстрировать только запрос о регистрации, то это еще ни о чем не говорит, потому что его могут как принять, так и отклонить по разным причинам.

16. Если я купил франшизу, должен ли я сам принимать активное участие в операционной деятельности?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно уточнить политику компании, с которой вы хотите работать. Вполне возможно, что франчайзор будет настаивать на вашем личном участии в операционной деятельности. Чтобы это не стало для вас сюрпризом, лучше обговорить такие детали во время переговоров.

17. Смогу ли я передать франшизу родственникам? Как вообще работает договор? На каких условиях он расторгается?

Что делать, когда срок договора закончится?

Если вы захотите продать франшизу родственникам, знакомым, друзьям?

Как, в конце концов, расторгнуть договор так, чтобы не разориться?

Чтобы ответить на эти и другие сопутствующие вопросы, необходимо тщательно изучать условия заключаемого договора. При идеальном раскладе вы сможете и наследникам франшизу передать, и третьим лицам с согласия франчайзора продать, и правовые формы предприятия менять. Но это все необходимо узнать заранее.

18. Могу ли я использовать селебрити?

Нередко франчайзоры используют знаменитостей для рекламы своей франшизы. Если есть или планируется такой звездный партнер, то обязательно уточните ваши права на него. Можете ли вы его позвать на свою точку? Нужно ли письменное согласие франчайзора? Сколько это будет стоить? Как часто это можно делать? Такие детали тоже должны быть в договоре.

19. Сколько я на этом заработаю?

Соберите информацию о возможных доходах. Во-первых, попросите франчайзора ее предоставить. Во-вторых, обратитесь к франчайзи. В-третьих, сами или с помощью бухгалтера проанализируйте полученные данные: насколько это выгодно? Может, условия конкурентов лучше?

Это базовый перечень вопросов, который потенциальный франчайзи должен задать франчайзору, юристам, бухгалтерам и самому себе. Если ответы на них удалось получить, то это уже половина успеха. Вторая половина будет зависеть от того, как будет работать ваше франчайзинговая точка.

В следующем выпуске я расскажу, какие вопросы задавать действующим франчайзи выбранной вами сети.

0
2 комментария
Юлия

Где нюансы? Набор стандартных вопросов.
Нюанс, это, например, кто несёт ответственность, если товар не привезли вовремя.. Кто обслуживает оборудование, если оно сломалось.
И долго можно перечислять.
Это нюанс, а не страница Фейсбука.

Ответить
Развернуть ветку
Дед Франшиз

Такая вода вообще?)))
А можно ли позвать селебрити?))) что за вопрос вообще, откуда он взялся))))
10 пункт решили не расписывать какое-то операционное руководство нужно посмотреть хз, вообще что это)

Представляю прям как при покупке Макдональдса задают вопрос: несите ваше операционное руководство и не забудьте план написать, что вы планируете делать. Мне Сойак написала в vc))

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда