А вы помните как добывали антисептики в марте 2020? Изучили рынок средств защиты через год после прихода Covid в Россию
Два месяца назад закончился год, который многие предпочли бы забыть, но все равно запомнили. “Пандемия” — слово, которое перевернуло с ног на голову мир, рынок и наше человеческое нутро. Все прошли громадный путь от неизвестности до безразличия и страха. Каждый остался там, где ему комфортнее — оставил маску на подбородке, заперся дома или стал заливать литрами антисептика пакеты из супермаркетов. Но многие точно помнят какой ажиотаж разросся вокруг средств индивидуальной защиты. Спустя год мы решили снова посмотреть в сторону этой категории товаров. Как они продаются сейчас и сколько стоят? Во что превратилась индустрия всего за 12 месяцев? Мы собрали данные о средствах защиты, продающихся сегодня на популярных маркетплейсах. Теперь готовы поделиться ими с вами. Этот текст даже не о цифрах, он — большое воспоминание о нашем недавнем прошлом.
Беззащитные покупки
Как бы мы не относились к Covid-2019, все равно в памяти остались воспоминания о том, что весной 2020 года самыми популярными товарами на рынке стали средства защиты. Причем сначала антисептические гели и спреи, а позже — защитные маски. Их видимой защите почему то доверяли реже, ровно до тех пор, пока носить маски не стало обязательной процедурой для каждого. В 2020 году гели для рук стали такими же жизненно важными как вода, а маски легли в один карман с паспортом и правами.
Если вы хотя бы раз встречали на трассе продавцов незамерзайки и задавались вопросом "из чего это мешают?", то, наверняка, почувствовали схожее ощущение на рынке антисептиков. Их продавали литрами, комплектами и даже канистрами. Из чего все вдруг научились делать средства защиты и на каком оборудовании — интересный вопрос. Правда, он мало кого волновал весной прошлого года. На маркетплейсах появились десятки новых брендов-производителей, а средства гигиены можно было купить даже на Авито. Цены тоже взлетели в десятки раз.
Мы помним как антисептики закончились в аптеках, тогда все отправились скупать их в маникюрные салоны. Потом они кончились и там, но маникюр уже все равно не получилось бы сделать — всех посадили на карантин.
Если вам захочется провести простейший анализ рынка, чтобы посмотреть на каких американских горках катались цены на средства защиты, можете воспользоваться любым агрегатором цен в сети. Даже этого будет достаточно. Можно рассмотреть и товарные карточки на самих маркептлейсах. Например, Яндекс. Маркет красиво показывает как падает ажиотаж и, соответсвенно, стоимость средств защиты.
Переболело
Если сегодня взглянуть на антисептики на любом маркетплейсе, то морального удара вы не получите. Закладывать дедушкин гараж и золото предков, чтобы купить средства защиты, теперь не нужно. На полках лежат гели и спреи любого объема и вида. Некоторые продавцы и вовсе запустили жесткий маркетинг — они продают товары комплектами, прикладывают к ним подарки и сюрпризы. Вы помните такую щедрость в самый разгар пандемии?
В первой половине 2020 года маркетологи, конечно, работали над рекламными компаниями с раздачей подарков. Но делали это чуть иначе. Маски и антисептики можно было получить в подарок, но при покупке других, более дорогостоящих товаров. В мире, где скрабы и помада потеряли свою актуальность, именно средства защиты стали двигателем продаж. Товар, который так нужен и который так сложно найти, дарят всего лишь за заказ игрушек/косметики/продуктов питания — гениальный ход.
Бояться снова нечего
Сегодня маски и антисептики можно найти в прикассовой зоне любого супермаркета, заказать на маркетплейсе и свободно купить в аптеке. Предложений масса, а упаковки гелей для рук даже перестали выглядеть так, словно их разливают в соседнем подвале. На рынке пропал дефицит товаров и проснулась живая конкуренция. Теперь интересно как долго она продержится, возможно, средства защиты больше никому не нужны.
Это, кстати, интересный момент для анализа. Смогла ли пандемия выработать у россиян новые паттерны поведения: носить маску в сезон простуд, обрабатывать или просто лучше мыть руки после похода в магазин. Возможно, со снятием ограничений, мы просто сбросим с себя оковы безопасности?
Посмотрите, в сентябре прошлого года, месячная выручка лидеров в категории "Защитные маски" на Wildberries крутилась около значения в 6 000 000 рублей. В топах продаж — комплекты одноразовых масок.
Уже в декабре этот же показатель рухнул в два раза. А если присмотреться к перечню товаров, которые сделали кассу лидеров категории, становится заметно, что одноразовые маски стали уступать места многоразовым. Видимо покупатели устали от постоянных трат. Проще и дешевле купить одну маску, тем более везде маячат новости о скором снятии всех ограничений.
Но забавнее всего выглядит статистическая выдача за февраль этого года. Из нее пропали маски, а вместе с ними и миллионные значения выручки. Теперь в лидерах странные аксессуары — держатели и кейсы для масок. Вполне логичное развитие для отрасли, которая хочет продолжать существовать на рынке. Но в чем причина таких резких изменений? Возможно, масочный режим стал гораздо мягче и у покупателей больше нет потребности в том, чтобы запасаться средствами защиты. Всегда проще купить маску в ближайшей аптеке, если такая необходимость возникнет.
Кстати, если посмотреть данные о продажах и выручке аналогичных товаров на Ozon, вы увидите, что там ажиотажа на защитные маски не наблюдалось уже осенью прошлого года. В целом, здесь стабильно спокойная ситуация — у лидеров лишь десятки тысяч рублей в кармане. Даже, если считать все показатели остатков продавцов, торгующих по модели FBS чистыми — сумма не впечатляет.
На самом деле, показатели выручки, собранные по маркетплейсу Ozon в категории "Антисептики" тоже не очень впечатляют. Поначалу. Осенью и зимой 2020 года, выручка лидеров заметно уступает их же конкурентам на Wildberries. В сентябре на последней площадке лидеры получали от продажи антисептиков около 800-900 тысяч рублей, в то время как на Ozon самый большой показатель — 54 000 рублей.
Однако, если посмотреть на срез этих данных в феврале нынешнего года, мы увидим другую картину. Объем продаж антисептиков на Ozon вырос в десятки раз, на Wildberries упал, но сохранился на достойном уровне. В отличии от медицинских масок, в этой категории дела идут хорошо. Стоит признать, что антисептиками и гелями для рук, в отличии от масок, все мы пользовались еще до пандемии. Очевидно привычка сохранилась и даже закрепилась.
А лично вы помните как добывали свои антисептик и маску в марте-апреле прошлого года? Готовы ли вы были отдать баснословные деньги за средства защиты, когда все вокруг говорили только о том, что без них жить нельзя?
Ажиотаж в маркетплейсах спал, потому что эти товары появились во всех аптеках и магазинах в шаговой доступности.
Купил 20 литров медицинского спирта и вопрос был решен с антисептиками)
Комментарий удален модератором
У нас конечно ещё то наеб#лово часто встречается, но мы не одиноки.
Жажда наживы движет всеми и везде. Как вам одноразовые маски по $6 CAD? Или €3?
Да особо никак не добывал. Просто чаще мыл руки + использовал старые санитайзеры, которые были. Кроме того, купил водку и наливал в пустой флакон от старого санитайзера (знаю, что градус маловат, тут скорее для самоуспокоения + хоть какой-то дезинфекции).
Сейчас набирают популярность такие станции 2 в 1 с бесконтактным измерением температуры и бесконтактным санитайзером https://intellistart.us/ для офисов, ресторанов, музеев, торговых центров, фабрик - ими удобно пользоваться и пропускная способность повышается.
Помогает избежать очередей и не нужно нанимать человека который будет стоять на входе и измерять температуру.
Комментарий удален модератором
"А лично вы помните как добывали свои антисептик и маску в марте-апреле прошлого года? Готовы ли вы были отдать баснословные деньги за средства защиты, когда все вокруг говорили только о том, что без них жить нельзя?"
Типикус жертвус зомбо-ящика детектед.