{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Постная выручка: спрос на растительные продукты на Ozon вырос на 47%. Сколько реально заработали продавцы в рублях?

Пора великой депрессии у маркетологов наступила в России. С началом поста каждый из них выходит на тропу войны. И одно дело, если производитель изначально выпускает на рынок "подходящие" растительные продукты, а другое когда каждый старается изменить позиционирование товара так, чтобы он казался посетителям магазинов наиболее подходящим для постного стола.

Стоит ли такая игра свеч? Неужели спрос на растительные и постные продукты настолько высок? Конечно, мы не можем залезть в бухгалтерию офлайн-гипермаркетов и рассмотреть цифры, но изучить данные маркетплейсов вполне способны. Тем более, есть с чем сравнить полученные результаты. Если прямо сейчас вы введете в поисковой строке запрос схожий с «продажи растительного молока/мяса выросли», то сразу наткнетесь на тематические новости. СМИ пестрят информацией о том, что спрос на растительные продукты (молоко, мясо) вырос в разы.

Например, сообщается, что на Ozon выросли продажи соевого мяса. С 8 по 15 марта рост составил целых 48% по сравнению с объемом продаж неделей ранее. При этом маркетплейс указывает, что чаще всего покупателей стали интересовать сыр тофу, соевые фарш и гуляш. Такой вот экзотичный постный стол.

Однако, пока статистика говорит о росте в два раза, мы задались вопросом, что кроется за этими цифрами. Рост - понятие относительное. И даже заработанная 1000 рублей при ранее нулевой выручке - рост.

Зачем копаться в соевой шелухе? Как минимум, чтобы понять - можно ли ориентироваться продавцам на данные из открытых источников.

Как сыр в масле

Итак, смотрим на объемы продаж и выручку от реализации соевых продуктов на маркетплейсе Ozon. Начнем с сыра. В качестве анализируемого отрезка времени выберем период с 9 по 23 марта. Это первая постная неделя и семь дней до нее. Стастистику собираем с помощью сервиса аналитики SellerFox.

Самый часто встречающей бренд соевого сыра на Ozon показывает интересные результаты. Вывод первый - статистика маркетплейса не врёт, рост права заметен.

Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. 
Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Спрос вырос в два раза, но взгляните на объемы продаж. Среднее количество реализуемых позиций в день — 4 штуки, а максимальная выручка за весь период всего 6 258 рублей. У еще одного производителя соевых продуктов ситуация не лучше, хотя выручку он получил побольше.

Анализ бренда-производителя соевых продуктов, маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Итого, статистика предоставленная аналитиками Ozon правдива и честна. Рост заметен на графиках. Но как быть, если продавец ориентируется при планировании продаж только на подобные инфоповоды и не видят реальных сумм и объемов продаж? Если знать ли о росте на 48% и не проанализировать нишу, можно сильно ошибиться при поставке аналогичного товара на рынок.

Ни рыбы, ни мяса

Смотрим дальше. Переходим к анализу продуктов в категории «Растительное мясо». Условия анализа аналогичные, а вот результаты уже интереснее.

Видно, что за неделю до начала поста, объем продаж растительного мяса был существенно выше. Может все закупились заранее? Также заметно, что в отличии от сыра, искусственный белок приносит селлерам чуть большую выручку, чем тот же растительный сыр. В момент пикового спроса покупатели принесли продавцам соевого мяса больше 15 000 рублей. Цифра больше, но не настолько, чтобы броситься с поставками сои на тот же Ozon.

Анализ категории «Соевое мясо», маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Попробуем рассмотреть категорию с позиции популярных товаров. Судя по заявлениям Ozon, наиболее популярными стали соевый фарш и гуляш. Смотрим на данные аналитики и видим, что топ-позиции категории на самом деле совпадают с данными в СМИ. Правда, слава принесла им на двоих чуть больше 20 000 рублей за 14 дней.

Анализ категории «Соевое мясо», маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Молочные реки, соевые берега

Интересно, что Ozon и другие российские маркетплейсы ничего не говорили о росте спроса на растительные напитки — альтернативное молоко. Возможно, их просто никто не спрашивал. Однако, офлайн-ритейл и службы доставки отмечали, что внимание к этим товарам подросло. Например, «Азбука вкуса» заметила повышение спроса на растительное молоко на 82% по сравнению с базовой неделей. Снова заглядываемся на графики.

Смотрим, что произошло с необычными напитками на маркетплейсах за последние 14 дней. Ниже статистика, собранная на маркетплейсе Ozon. Тут все гораздо интереснее, чем на мясной кухне.

Анализ категории «Растительное и кокосовое молоко», маркетплейс Ozon, период 09.03-23.03.2021.
Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Вы же видите тоже самое, что и мы? Спрос на растительные напитки значительно выше заинтересованности в любых соевых продуктах и субстратах. Показатели выручки тоже на высоте. Единственно, чего не показывает аналитическая сводка — причины по которым покупатели так усердно кладут в свои корзины растительные напитки.

Попробуем рассмотреть популярные позиции — какие товары продаются в данной категории чаще и приносят большую выручку? Видно, что в топе товаров — овсяное и кокосовое молоко. Причем первое, по итогам 14 дней, оказалось лидером как по объему принесенной выручки, так и по количеству продаж.

Анализ категории «Растительное и кокосовое молоко», маркетплейс Ozon, сортировка по объему выручки, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Анализ категории «Растительное и кокосовое молоко», маркетплейс Ozon, сортировка по объему выручки, период 09.03-23.03.2021. Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.

Утверждать, что такой ажиотаж вокруг растительных напитков связан с Великом постом — неправильно и не логично. Как минимум, потому что с прошлой недели спрос на растительные напитки на маркетплейсах начал падать. Хотя с утверждениями офлайн-ритейла такие данные никак не вяжутся. Но не стоит забывать, что растительные продукты могут покупать сторонники здорового образа жизни и вегетарианцы - он могут делать большую часть выручки, но мы таких данных по результатам анализа маркетплейса пока собрать не можем.

Важно другое: аналитика совсем иначе раскрывает перед нами современный рынок продуктов питания. И очень хочется, чтобы ей пользовалось как можно больше продавцов. Ведь гораздо проще самому перепроверить цифры, опубликованные в СМИ, чем пересчитывать убытки, которые можно понести просто потому что доверился преувеличенной или недостоверной информации.

0
1 комментарий
Сергей Некрасов

Вообще, сезонность очень влияет на продажи, и я думаю, что и различные религиозные мероприятия тоже. Хотя у нас магазин другой тематики, но в определенные периоды мы видим рост и возросшую активность покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда