{"id":13673,"url":"\/distributions\/13673\/click?bit=1&hash=6afa72af6e8633628fbb9b4977ac77ad0e1bfbe25233524642c4168f797b2c7f","title":"\u0427\u0451\u0440\u043d\u044b\u0435 \u043b\u0435\u0431\u0435\u0434\u0438 \u0432 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u044f\u0445. \u041a\u0430\u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0433\u0430\u0434\u0430\u0442\u044c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"0aa1a825-989c-54eb-8bb3-c110908d3124","isPaidAndBannersEnabled":false}

Технологии в ритейле: взгляд изнутри

В Москве прошла конференция Retail Tech, собравшая на своей площадке лучших специалистов IT-индустрии в ритейле. Мы не смогли обойти это мероприятие своим вниманием, ведь обмен опытом очень помогает в работе. Группу «М.Видео-Эльдорадо» на встрече представлял Александр Соколовский, директор по информационным технологиям.

Участники дискуссии выбрали тему, посвященную реалиям и перспективам IT-архитектуры в ритейле. К поиску ответа на вопрос о том, как обеспечить бизнесу TIME-TO-MARKET, присоединились представители компаний Zalando, Лента и Магнит. В роли модераторов выступили Александр Низник, генеральный директор Novardis, и Мария Архипова, руководитель центра экспертизы SAP.

Александр Низник, генеральный директор Novardis

Для начала участники попытались разобраться в том, какие взаимоотношения существуют между традиционной и микросервисной архитектурой: являются ли они взаимоисключающими или могут дополнять друг друга, делая работу компаний эффективнее.

Мария Архипова, руководитель центра экспертизы SAP

По мнению Александра Соколовского, если еще несколько лет назад система ERP была обязательной фактически для каждой компании, без нее нельзя было обойтись, то сейчас это время безвозвратно ушло. В настоящем мы можем видеть успешные примеры работы организаций с использованием ERP и без нее, поэтому поиск оптимального решения всегда остается за самой компанией.

Кроме того, стоит говорить не о противостоянии микросервисной и монолитной архитектур, а о недостатках и преимуществах собственных разработок компаний по сравнению с продуктами, которые предлагают вендоры. Александр отметил, что для разных видов процессов существуют свои критерии выбора того или иного варианта. Например, если мы говорим о критичном, постоянно изменяющемся бизнес-процессе, который является для компании конкурентным преимуществом, то речь всегда идет о собственных разработках.

Александр Соколовский, директор по информационным технологиям Группы «М.Видео-Эльдорадо»

Если же речь идет о “commodity процессах”, которые мало меняются и должны быть, прежде всего, стабильными, то коробочные продукты могут быть вполне подходящим вариантом. В качестве примера можно привести финансовый учет. Этот тот случай, для которого разрабатывать собственную систему бухгалтерии было бы, как минимум, странно.

В процессе дискуссии был затронут и вопрос взаимодействия бизнеса и IT. В «М.Видео-Эльдорадо» решение о том, какую функциональность должен нести тот или иной продукт, принимается совместно сотрудниками бизнеса и IT, поскольку мы являемся технологической розничной компанией. Александр отметил, что с течением времени эти процессы взаимодействия также претерпели ряд изменений.

Если раньше существовали роли заказчика и исполнителя, то сейчас над решением каждой задачи работают объединенные продуктовые команды. IT как эксклюзивная функция управления технологиями остается в прошлом.

Александр Низник вспомнил, как в 2003 году с компании «Лента» началось повсеместное внедрение ERP-систем. Самописные решения постепенно уступили свое место монолитным. Сегодня на рынке активно развиваются различные микросервисы, и в связи с этим существует целый ряд вопросов и опасений.

Являются ли они вариацией старых систем на более высоком уровне? Есть ли угроза чрезмерного роста архитектур и потери контроля над ними? Возможно, стоит вернуться к монолитным системам, ведь фактически все аспекты функциональности уже тщательно проработаны и внедрены вендорами?

Александр признался, что в своей работе не так часто сталкивался с необходимостью внедрения вендорских коробочных продуктов, поэтому делать какие-то прогнозы на будущее ему сложно. Но с точки зрения разработки архитектур, на его взгляд, неверно говорить о наличии какой-либо цикличности или спирального развития.

Речь, скорее, идет о четкой эволюции архитектуры, основанной на накопленном опыте прошлых лет. И эта эволюция привела нас к использованию облачных сервисов.

Когда компания переходит на облачную платформу, то получает экосистему сервисов разного уровня (IaaS, PaaS и т.д.). И эти сервисы становятся для вас “commodity IT” - фундаментом, который позволяет инвестировать свои силы и средства в конкурентные преимущества, не отвлекаясь на второстепенные цели.

Вы просто выбираете для решения своих задач наиболее подходящие инструменты из множества предложенных, в том числе и среди сложных облачных SaaS продуктов, таких как CRM и ERP. Облако дает нам дешевый входной билет.

При этом большинство сервисов в облаке в разной степени интегрированы между собой, а значит, мы скорее всего, сразу получим инструменты взаимодействия наших микросервисов построенных на основе облачного PaaS и облачного SaaS (ERP, например).

При переходе с самописных монолитных систем на коробочные монолитные одна из проблем заключалась в том, что некоторые разработки, сделанные сотрудниками IT-отделов, были понятны только им, после их увольнения никто не понимал, как эта система работает.

Микросервисная архитектура в меньшей степени подвержена этому, поскольку имеет более низкий уровень гранулярности и повышает прозрачность работы организации.

В случае с коробочными продуктами риск высокий, поскольку команда, работающая над проектом, кастомизирует систему и после ее ухода бывает сложно понять, что было сделано.

Немаловажным для успешного функционирования любого типа систем является слаженная работа команды, которая занимается внедрением и поддержкой. В «М.Видео-Эльдорадо», мы, в первую очередь, стараемся сделать так, чтобы сотрудники не ограничивались своими знаниями и опытом работы в чем-то одном, в конкретной системе или в конкретной технологии.

Раньше внедряли технологии и знали, что они останутся с нами на долгие годы, но теперь это время прошло. Мы принимаем людей на работу не потому, что они хотят работать с конкретной технологией/системой, а потому, что они хотят решать интересные задачи вместе с бизнесом в продуктовых командах, используя для этого различные современные инструменты.

Технологии сейчас быстро меняются, поэтому мышление людей в команде не должно определяться теми технологиями, которые они использовали в прошлом или даже используют сейчас, они ни в коем случае не должны строить свою карьеру, базируясь на выборе конкретной технологии на долгосрочную перспективу.

Мы особенно ценим сотрудников, которые стремятся к новым знаниям и навыкам, хотят развиваться в своей сфере. Наша компания старается активно развивать связи между разными людьми и разными командами.

В компании присутствует большое количество людей, которые работали с разными коробочными продуктами. Если они изъявляют желание осваивать новые технологии, руководство всячески помогает им в этом, стараемся финансировать обучение. Если сотрудник не видит для себя возможностей развиваться внутри компании, возможно, ему стоит задуматься о том, то ли место работы он для себя выбрал.

Отвечая на вопрос о том, какой KPI является для компании наиболее важным, Александр Соколовский определил ценность этих показателей в следующем порядке, начиная с самого важного: User Experience, Time to Market, надежность и цена.

В дискуссии удалось затронуть и тему перехода на SAP S/4HANA. По словам Александра, в настоящее время ландшафт SAP, который существует в компании много лет и значительно помог ей стать лидером в своем сегменте рынка, уже становится некоторым ограничителем дальнейшего развития бизнеса. Группа рассматривает разные сценарии дальнейшего движения вперед и миграция на SAP S/4HANA является одним из вариантов.

Одним из критериев при принятии решения будет то, соответствует ли новая система ожиданиям компании, удастся ли ей стать новым успешным продуктом без необходимости многолетних и сложных “кровопролитных” внедрений, быть облачным сервисом с легким входным билетом.

«М.Видео-Эльдорадо» является технологическим ритейлером, более 60% продаж происходят онлайн, а магазины при этом выполняют роль шоу-румов и мини-складов, обеспечивая персональный контакт с использованием мобильных технологий и быстрый доступ к товарам - уже в течение 15 минут.

Мы строим бесшовный клиентский опыт на базе платформы OneRetail, который позволяет клиентам свободно перемещаться из онлайна в офлайн без потери в уровне и скорости сервиса. Поэтому если мы говорим, к примеру, о переходе на новую версию SAP, то в ней должно быть очевидное и сильное изменение, в том числе, которое принесет нам ценность.

0
4 комментария
Game Topia

Что-то я не понял ПО теперь тоже делят на монолит и микросервисы? Или это ИИ композитную статью составил? Просто вопросы звучат будто в контексте программной архитектуры, а ответы из области бизнеса..

Ответить
Развернуть ветку
Van Der Chip

Это не в ваших магазинах, случайно, уже лет 15 стоят охранники со штампиками, которые не выпускают клиентов из магазина, пока им не дашь чек? Технологично и инновационно, Сколково курит

Ответить
Развернуть ветку
М.Видео-Эльдорадо
Автор

Странно, в каком из магазинов вам штампики ставили? О_о

Ответить
Развернуть ветку
Van Der Chip

 Почитайте обращение 0005692645, там всё достаточно подробно написано
Хотя, я думаю по этому поводу сделать более подробную публикацию, тк сейчас мне позвонил ваш сотрудник и сообщил, что охранники ничего не нарушают, не выпуская клиента из магазина до предъявления чека и всё я вру и сам я виноват. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null