{"id":8499,"title":"vc.ru \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=8499&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=34698330acc58f51615fd71105e84a558eebd5a4f60d32de70f3a794ef4ca846","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Aleksei Riazantsev

Всё дело в болтиках или почему айфоны не производятся в США

Статья расскажет о причинах, по которым компания Apple не в состоянии перенести производство всей своей продукции в Америку.

Оригинальный перевод я впервые опубликовал два года назад, но актуальности тема не потеряла. Более того, материал дополняет тему «Китайского экономического «не чуда», которую я разбираю в данный момент.

Компания Apple не в состоянии перенести производство всей своей продукции в Америку, несмотря на многочисленные заявления и факты о торговой войне между Китаем и Соединёнными Штатами и увещевания экс-президента Дональда Трампа о том, что «нужно начинать производить эти долбаные компьютеры и прочие вещи в ЭТОЙ стране».

Эта “История о болтиках” с моими комментариями в деталях расскажет, почему так происходит.

… Ещё в 2012-м году Исполнительный директор Apple Тим Кук во время телеэфира сказал о том, что Apple собираются собрать Mac Pro в Соединенных Штатах. Это должен был быть первый за долгое время Мак, который будет собран американскими рабочими, иметь лучшее качество и иметь такую важную надпись «Собрано в США».

Но, когда Apple стали собирать компьютер ценой в $3000 в Остине (штат Техас), они столкнулись с проблемой… нехватки болтиков, которые судорожно начали искать у поставщиков.

В Китае Apple и её партнёры работали с заводами, которые в короткий срок могут произвести нужные болтики. А в Техасе поставщиков болтиков нужного размера и характеристик не оказалось. Тот цех, который представители Apple планировали использовать мог производить лишь только 1000 болтиков в день. В итоге, когда устройства были готовы к производству, болтики пришлось заказывать и импортировать из Китая.

Разумеется, нехватка болтиков стала лишь одной из нескольких проблем, которые как задержали производство Маков Про, так и сделали его невозможным в будущем. Как после сказали представители Apple, ни одна страна и, тем более, не США не могут соответствовать сочетанию китайского масштаба, навыков, инфраструктуры и стоимости [на самом деле – лишь частичная правда. Вопросы решаемы, но их нужно решать, а не убегать от них – здесь и далее в квадратных скобках мои примечания и комментарии]

Зависимость «яблочной корпорации» от китайского производства в современных условиях обостряющейся обстановки (при том, что внутри Китая и не только интерес к продукции Apple падает) несёт в себе большие риски.

Apple ищут пути разрешения проблемы. Однако… пусть приводит их вновь не в США, а в Индию и Вьетнам [о причинах будет в моей авторской статье в пятницу]. Тем не менее, даже такой поиск формально призван снизить «китайскую зависимость» яблочников.

В 2017-м году на конференции при посещении Китая Тим Кук выразил восторг по поводу организации производства: “Люди демонстрируют просто невероятные навыки. Производство продукции Apple требует высокотехнологичного оборудования, и многие люди знают, как им управлять”.

“Я не уверен, что в США при встрече с промышленными дизайнерами мы может заполнить одну комнату”, - продолжил Кук, - “В Китае вы можете заполнить многочисленные футбольные поля” [открытый вопрос, зачем Apple при этом продолжает содержать штат дорогих американских дизайнеров, а не использовать «футбольные поля» китайцев. Мой личный опыт – много не значит хорошо, если продукт не копируется].

Спикер Apple Кристин Хугет сказала, что “Компания является мотором экономического роста США, потратив $60 млрд на сотрудничество с более 9000 американскими поставщиками, помогает сохранить 450 000 рабочих мест”.

Однако, правда в том, что именно Тим Кук в 2004-м году способствовал переходу Apple на зарубежное производство для сокращения себестоимости и обеспечения масштаба, нужного для производства «самых продаваемых технических продуктов в истории».

Apple подписали контракты с несколькими крупными производителями в Китае, которые нарастили мощности и наняли сотни тысяч сотрудников, которые собирают, тестируют и упаковывают продукцию Apple. Эта сборка включает части, которые делаются по всему миру от Норвегии до Филиппин, а уже далее отправляются в Китай.

[По словам Apple] Окончательная сборка является наиболее трудоемкой частью сборки iPhone, и местоположение сборки часто определяется исходя именно из стоимости сборки.

Тим Кук часто выражает сомнение в том, что айфоны «Сделаны в Китае» [на самих устройствах написано – СОБРАНЫ]. Apple отмечает, что на заводе в Кентукки производится много экранов для iPhone, а компания в Аллене, штат Техас, производит лазерные технологии для системы распознавания лиц iPhone.

Кук часто оспаривает и тот факт, что дешёвая рабочая сила является основной причиной, почему Apple до сих пор использует китайские заводы.

[По словам авторов статьи] Минимальная заработная плата в китайском Zhengzhou, где находится крупнейшая фабрика Apple, около $2.1 в долларов в час, включая бонусы [по факту – это себестоимость сборки одного айфона, информация от бывших сотрудников сборщика Apple компании Foxconn, занимающих руководящие позиции].

Но вот Apple утверждает, что зарплата рабочих, которые собирают их продукты составляет $3.15 в час [о непрозрачности цепочки оплат вы сможете так же прочитать в пятницу]. Компенсации за аналогичную работу в США значительно выше.

Тот самый «самый мощный» сделанный в США Mac Pro, о котором говорилось в начале статьи, в итоге оказался одним из самых дорогих.

Китайские поставщики поставляли свои компоненты в Техас, но в некоторых случаях по причине замены дизайна, техасской команде были нужны новые компоненты и инженеры, которым были получены работы, вынуждены были искать решения, самостоятельно обзванивая поставщиков компонентов. Так они нашли Caldwell Manufacturing – субподрядчика, который был нанят для производства 28 000 болтиков.

Вернёмся в прошлое, в 2002-м году Caldwell Manufacturing были способны произвести детали в соответствии с потребностями Apple. Но потребность снизилась, так как производство переместилось в Китай. В итоге компания заменила старые штамповочные прессы, которые могли массово производить болтики, машинами, предназначенными для более точных, специализированных работ.

В том, что после стольких лет отсутствия заказов «лидер оффшорного производства» испытал потребность в болтиках, была злая ирония. Производство уже было переоборудовано, а инвестировать в развитие нового никто не собирался, так как «за границей аналоги можно купить дешевле». Новые мощности Caldwell Manufacturing не позволяли производить болтики в соответствии с потребностями Apple. Компания в итоге поставила 28 000 болтиков за 22 доставки.

Источники, на которые ссылаются авторы статьи, говорят о том, что и причина невозможности выполнить заказ, и высокой стоимости компонентов заключается в более высокой оплате труда американских рабочих.

В Китае над проектом Apple работают сразу несколько специалистов по обеспечению компонентов для производства. В Техасе этим занимался один человек, который не справлялся, был перегружен, в итоге часто закупались не те материалы, компоненты задерживались, что приводило к регулярным простоям и снижало эффективность производства.

Ещё одним «разочаровывающим» фактором организации труда в Техасе стало то, что американские рабочие не готовы к круглосуточной работе. Китайские фабрики при необходимости организуют круглосуточное производство, и сотрудники работают не нормировано только для того, чтобы выдать нужный объём. В Техасе это работать не будет.

Профессор экономики университета Case Western Reserve University в Клиевленде Сьюзан Хелпер комментирует ситуацию так: «Китай не просто дёшев. Это место, где благодаря авторитарному правительству и аналогичным управленцам, вы можете скомандовать 100 000 людям работать на вас всю ночь. Это стало неотъемлемой частью стратегии развертывания производства. Apple вполне могли бы производить больше продукции в Соединённых штатах, если бы они инвестировали больше времени и денег и больше полагались на робототехнику и специализированных инженеров, а не на количество низкооплачиваемых рабочих. Правительству и промышленности также необходимо улучшить профессиональную подготовку и содействовать развитию инфраструктуры цепочки поставок. Но очень низкие шансы на то, что это на самом деле произойдёт».

… На данный момент Apple по-прежнему собирает Mac Pro на фабрике на окраине Остина, отчасти потому, что корпорация уже вложила деньги в сложное оборудование, созданное по её заказы. Но продажи Mac Pro оствляют желать лучшего, да и Apple не обновляла его с момента появления в 2013 году.

В декабре 2018 Apple объявили о том, что в Остине, всего в нескольких милях от завода Mac Pro, будет работать до 15 000 человек. Но… ни одно из новых рабочих мест не будет связано с фактическим производством.

Материал является авторским переводом статьи The New York Times “A Tiny Screw Shows Why iPhones Won’t Be ‘Assembled in U.S.A.”

***

Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Автор книги «Китайцы: руководство по применению» (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), веду одноименный телеграм-канал.

Всегда рад новым подписчикам.

0
4 комментария
Популярные
По порядку

Apple по силам открыть завод по производству болтиков в США. Но зачем если можно делать сверхприбыли на низкооплачиваемом рынке труда в других странах?

0

Завод болтиков им не нужен. Они бы нашли десятки подрядчиков. И, как указано в статье, такие подрядчики были. Однако, их деятельность поглотил Китай. 

1

Комментарий удален

Это что, у китайцев болты поменьше американских будут? Вот оно в чем дело! Досуг нацелен на развитие мелкой моторики путем сборки телефонов. 

0

У китайцев болты на любой вкус и размер. Только платите (но не забывайте контролировать качество). 

0
Читать все 4 комментария
Почему Whoosh отказался от франшиз и планирует ли делать собственные самокаты: интервью с главой сервиса Дмитрием Чуйко Статьи редакции

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко
Все, что нужно знать об оценке REITs
Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

Аборты и эвтаназия — убийство, а геноцид с целью сделать всех счастливыми — правильно

Какие еще моральные суждения выносит искусственный интеллект?

Мысли создателя FastAPI Себастьяна Рамиреса из интервью Evrone

Себастьян Рамирез — энтузиаст open source, создатель таких популярных инструментов, как FastAPI, Typer и SQLModel. В интервью он поделился мнением о собственных проектах, образовании для разработчиков и собственной популярности в Twitter. Полный текст доступен по ссылке.

«Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff Статьи редакции

Майк Мэтьюс бросил работу в IBM, чтобы дарить гитарам звучание, как у Хендрикса и The Rolling Stones, и придумал «золотой стандарт» педалей с искажением: её в своих записях использовали Pink Floyd, The White Stripes и Depeche Mode.

Майк Мэтьюс Vintage Guitar
Как поздравить коллег с новым годом: 5 идей от b2b-направления СберМаркета

Надоели сладости, корпоративный мерч и фигурные свечки? Рассказываем, чем еще можно порадовать коллег в преддверии 2022 года.

The Office
Российско-швейцарская WayRay представила свой первый прототип электромобиля с AR-остеклением Статьи редакции

За четыре года стартап хочет подготовиться к серийному производству и получить разрешения на движение по дорогам общего пользования.

WayRay Holograktor WayRay
До чего шутки доводят: как с помощью смелого SMM Vizit подняли продажи

Коммуникация бренда Vizit в социальных сетях — одна из самых обсуждаемых за последние пару лет в России. Агентство Panda Digital рассказало, как получилось к этому прийти, о сложностях и результатах.

Модемы, роутеры и интернет-центры Yota можно приобрести на Avito, OZON и «СберМегамаркет»
null