{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}

Лоукостеры в ритейле – как жесткие дискаунтеры захватывают рынок

На чем действительно экономит жесткий дискаунтер? Как удается оптимизировать цену более чем на 15%? Стоит ли пользоваться?

Жесткий дискаунтер – не путать с дискаунтером

Жесткие дискаунтеры – популярный формат магазинов, основанный на предложении базовых продуктов питания с минимальной наценкой. Такие магазины экономят на всем, начиная от логистики и заканчивая оформлением торговых залов. Формат дискаунтеров широко распространен во многих странах, в том числе в Европе. Они составляют около 13-15% европейского рынка.

В России дискаунтеры относительно новое, но активно развивающееся явление – с 2017 г. их количество выросло почти на 25%. Пандемия и падение доходов населения ускорили развитие этого тренда в нашей стране. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян упали на 3,5% в 2020 г. и на 3,6% в первом квартале 2021г. Очевидно, что в условиях падения доходов и роста цен на продукты люди все чаще отдают предпочтение бюджетным магазинам таким как дискаунтеры. Так, по итогам 2020 г. жесткий дискаунтер «Светофор» стал самой быстрорастущей сетью магазинов: он увеличил выручку на 38,6% и занял 11 место в числе крупнейших ритейлеров России.

Жесткий дискаунтер "Чижик", X5 Retail Group Pili Greem

Лидеры российского рынка ритейла обращают внимание на эту тенденцию – X5 Group, «Магнит», «О’кей» уже тестируют свои магазины в формате жестких дискаунтеров. В результате в конце 2020 г. на дискаунтеры приходилось порядка 3,5% российского рынка розничной торговли. Эксперты ожидают, что через 5-7 лет доля дискаунтеров на рынке достигнет европейского уровня.

За счет чего экономия: традиционный подход

Жесткие дискаунтеры традиционно стараются снизить себестоимость продукта, сохраняя при этом его качество, чтобы быть конкурентными. Для этого магазинам приходится оптимизировать все этапы создания товара от производства до момента его попадания на полку. Как правило дискаунтеры стремятся продавать товары под собственной торговой маркой – так проще контролировать их себестоимость.

Сам ассортимент дискаунтеров менее разнообразен, чем у классических магазинов у дома. Как правило в них не продаются фрукты и овощи, мясо, молочные продукты. Полки заполнены более однообразным и долго хранящимся товаром: крупами, консервами и т.д. Такой подход пересекается с современными запросами потребителей, которые стали чаще закупаться впрок. Кроме того, персонал магазина экономит время на контроле товара на полках – меньше вероятность, что срок годности товара истечет.

Торговые залы жестких дискаунтеров закономерно более компактны, чем у магазинов у дома (примерно в 1,5-2 раза). Аренда – один из самых значимых пунктов расходов для ритейла. Меньший торговый зал позволяет снизить расходы на его содержание. Вместе с тем это стимулирует более эффективное использование пространства, убирая лишние детали интерьера и сокращая количество полок.

Как еще сократить затраты без снижения качества товаров?

Логистика – важный параметр при формировании конечной цены. До 40% стоимости товара обычно составляют затраты на его транспортировку. Чем меньше расстояние от производства до магазина, тем меньше расходы на транспорт, а значит, ниже финальная цена для потребителя. Поэтому оптимизация логистики – это путь к сокращению стоимости товара. Например, дискаунтеры могут выбирать продукцию у локальных поставщиков, чтобы сократить расстояние перевозки. Кроме того, довольно эффективно использовать шеринг грузового транспорта, который традиционно дешевле, чем работа с транспортными компаниями.

Другая опция для снижения цены – использовать мультифункциональную упаковку. Сегодня мы рассмотрим многооборотную тару, в частности паллеты (деревянные поддоны). Помимо транспортировки и хранения, паллеты позволяют решать дополнительные задачи, в результате расходы снижаются на 25% [1].

Синие деревянные паллеты CHEP (ЧЕП)

В первую очередь, многооборотная тара может заменить привычные полки в дискаунтерах. Такой подход, например, реализуется в дискаунтере «Моя цена» («Магнит»). Продажа товара непосредственно с паллет сокращает время на его распаковку и выкладку, а значит уменьшает время работы персонала и снижает расходы. Некоторые дискаунтеры идут дальше и используют так называемые «препаки» – брендированные полупаллеты. Препаки не только ускоряют процесс размещения товара в зале (как минимум на 65% [2]), но и помогают продвигать отдельные товары, выделяя их среди аналогичных.

Дополнительный, но не менее важный бонус – многооборотные паллеты отвечают запросам на экологичный и ответственный бизнес, которые предъявляет современный потребитель. Благодаря модели пулинга (аренда многооборотной тары) срок службы паллет достигает 10 циклов вместо 2-3. Пулер обеспечивает своевременное поступление тары производителю, а после того, как паллеты освобождаются в магазине, забирает их на сервисные центры для инспекции и восстановления, затем возвращает в оборот. Такое многократное повторное использование паллет способствует сохранению ресурсов. По оценке РАЭК и ТИАР-Центра, стопроцентный переход цепей поставок на сервисы пулинга в России позволит предотвратить образование 486 тыс. тонн отходов и снизить выбросы СО2 на 185 тыс. тонн.

Формат дискаунтеров будет активно развиваться следующие 5 лет в России, а ритейл будет искать новые подходы для повышения эффективности этого направления бизнеса. Важно, что снижение цены на товары происходит не за счет потери в качестве, а благодаря использованию новых подходов – пулингу, оптимизации логистики и так далее. По сути ходить в дискаунтеры все равно, что пользоваться лоукостерами – возможность получить тот же сервис/товар, а вдобавок сэкономить.

[1] По оценке CHEP (ЧЕП)

[2] По данным CHEP (ЧЕП)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null