{"id":13466,"url":"\/distributions\/13466\/click?bit=1&hash=891d339b00b86120568ea8e4296ded112a42876a976e2fd335004400f35cbd30","title":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0438 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0438 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"24bb823c-c595-5fc8-be0f-fba9e89237c2","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Seller Den

Как e-commerce меняет рынок труда в России. Мониторим профессии и оклады: узнаем кого ищут, сколько платят, чего хотят?

В e-commerce можно отлично заработать. Люди из отрасли кивнут. Но для того, чтобы заработать в e-com, не обязательно заниматься торговлей напрямую. Достаточно способствовать тому, чтобы товары оборачивались и приносили селлеру прибыль. Плюс в том, что сегодня этого хотят сотни тысяч продавцов.

Мы решили провести небольшое исследование и проверить как, в связи с бурным развитием электронной торговли, обстоят дела на рынке труда. Появились ли новые профессии, связанные с этой отраслью или круто переформатировались старые?

Давайте будем считать, что этот материал сориентирует вас на современном рынке труда, если вы хотите сменить офисный стул на домашние тапочки или поможет сформировать ТЗ для эйчаршика, который запутался в том, кого искать для работы с маркетплейсами.

Откуда ажиотаж?

Сначала давайте подумаем, откуда в индустрии возник такой ажиотаж?

Во-первых, свою роль сыграла пандемия. Она и сегодня продолжает щекотать нервы офлайн-бизнесу, а в разгар карантина заставила его хлынуть на онлайн-витрины. В огромном количестве случаев, не все были готовы к такому. Продавцы и торговые сети отправились на маркетплейсы, чтобы хоть как-то компенсировать убытки и простои. Многие не имели не только бизнес-планов по развитию каналов электронной торговли, но и представлений о том как они работают.

Что мы имеем на выходе? Тысячу продавцов и миллионы плохо описанных и поданных товаров, а еще желание селлеров сделать круче, чем у конкурентов.

Во-вторых, сами маркетплейсы изменили форму взаимодействия с продавцами до неузнаваемости. На AliExpress и Wildberries сегодня могут спокойно торговать самозанятые. На Ozon уже сейчас доступно 5 форм партнерства - от FBO и FBS до аукционов. Яндекс.Маркет, наконец, разрешил работать под брендом маркетплейса даже тем, кто торгует со своего склада. И все это произошло только за последний год. Понятно дело, что на маркетплейсы хлынула волна продавцов. Все они хотят быть выше остальных и сделать так, чтобы их поп-ит уж точно заметили в разгар сезона. Для этого нужны специалисты, а в идеале - команде экспертов. Отсюда и возникает спрос.

В-третьих, сами маркептлейсы продолжают развиваться. Например, Wildberries недавно презентовал свой новый портал по продаже цифровых товаров. По словам самого маркетплейса, он сформировал для работы над этим направлением новую команду. То есть схантил на рынке десяток-другой специалистов. Их же сегодня ищут Ozon, Яндекс, AliExpress и СберМегаМаркет. Предложений сотни - от работников склада до топ-менеджмента.

Рисеч всему голова

Для простоты, давайте разделим все вакансии на те, что предлагают напрямую маркетплейсы и те, которые заведены торговыми компаниями, поставщиками и производителями. Мониторить рынок труда будет с помощью стандартного и всем знакомого headhunter. Вариантов площадок по поиску работы полно, но давайте для этого эксперимента ограничимся лишь одной.

Также договоримся, что мы не собираемся писать на основе найденных данных диссертацию. Весь текст будет носить обзорный характер и, наверняка, в тему можно погрузиться глубже и лучше. Если у вас есть силы и желание это сделать - дерзайте. Мы расскажем о том, что покажется нам наиболее интересным.

Ищем по-крупному

Для начала посмотрим, что предлагают соискателям сами маркетплейсы. Поступим просто: проведем поиск предложений по имени работодателей. Начнем с ООО "Вайлдберриз".

Четыре сотни вакансий для такого гиганта как Wildberries - сущие копейки. Но, что имеем. Обратите внимание, большая часть предложения связана с отраслями в которых, наверняка, наблюдается большая текучка - работники складов и сотрудники ПВЗ. Это классический обслуживающий персонал.

В зависимости от региона, сотрудникам ПВЗ предлагают зарплату от 25 000 до 60 000 рублей.

Специалистам контактного центра обещают платить до 35 000 рублей.

Рабочий персонал также в списке. Консультантам предлагают удаленную работу в разных городах России с зарплатой до 35 000 рублей. График, вроде как, гибкий. Но когда речь не идет о точных рамках занятости, любой график может превратиться в постоянную работу с минимальной зарплатой. Интересно, как с этим обстоят дела у Wildberries. О недовольных сотрудниках складов мы все уже слышали, консультанты пока молчат.

Также можно заметить, что Wildberries проводит набор сотрудников не только в России, но и в Беларуси. Именно там сейчас идет набор команды менеджеров по работе с клиентами По сути, речь о сотрудниках местных ПВЗ с зарплатой от 800 до 2 000 бел. рублей (от 23 000 до 58 000 рублей). Примерно такая же зарплатная вилка встречается и в предложениях для соискателей из России. Так что зарплатой белорусов не обидели.

Что касается поиска сотрудников на руководящих посты и экспертные должности, то тут Wildberries на должности не разбрасывается. Маркептлейс набирает в свой штат рекрутеров, аналитиков и юристов. Последних, конечно, сразу направляют в сторону договорного права. Работа по созданию шаблонных документов и представление вопросов WB в суде - основные задачи будущего специалиста. Зарплата не указывается.

Но не стоит забывать, что Wildberries - все-таки онлайн-площадка. Поэтому маркетплейсу требуется достаточно много IT-специалистов. Много, но в разы меньше, чем конкурентам - вы увидите это позже. Пока одни маркетплейсы давят на развитие цифровой инфраструктуры, WB набирает сотни рабочих рук. Интересно с чем это связано - штат уже набран или развитие в цифровом мире для маркетплейса не так важно?

Сейчас Wildberries ищет специалистов для закрытия задач по разработке систем бизнес-аналитики, работе с большими данными, поддержке работы платежных системы и руководителей службы мониторинга. Предполагаемая зарплата последних, кстати, указана - от 150 000 рублей на руки. Работать можно удаленно.

Кстати, интересный факт. Если проводить поиск работодателя по кириллическому названию маркетплейса, можно наткнуться на вакансии еще одной интересной организации.

Оказывается, что в сентябре ООО "Вайлдберриз банк" опубликовало на hh сразу 3 вакансии. Они, конечно, не о торговле и творчестве. Уровень з/п тоже не указан, но зато теперь мы знаем, что новоиспеченный банк уже вошел в состав уполномоченных банков по реализации государственной программы льготного кредитования МСП. Неожиданно.

Перейдем к Ozon

Для начала просто сравните количество предложений Ozon с предыдущей площадкой. Вакансий, только на hh - более 5 000. Основной упор в поиске сделан на сотрудников в сфере транспорта и логистики, IT-пециалистов и административный персонал. Такой масштаб поиска значит только одно - площадка быстро растет или готовится к взрывному росту.

Смотрим детальнее. Оказывается, больше половины предложений в категории IT и телеком - поиск сотрудников call-центра и службы поддержки. Независимо от города проживания соискателя, зарплата в этом нише начинается от 26 300 рублей.

Есть забавное замечание: специалистам по поддержке партнеров, отчего то предлагают зарплату меньше - от 20 200 до 25 250 рублей. Кажется, мы нашли ответ на вопрос, почему саппорт так активно обрабатывает отзывы и замечания клиентов и так шаблонно отвечает на запросы продавцов.

На самом деле, если у соискателя есть не только телефон с доступом к сети, но и автомобиль, то вакансии Ozon лучше смотреть в разделе "Логистика". В связи с активным развитием сервиса экспресс-доставки, маркетплейс набирает десятки водителей и предлагает им зарплату от 80 000 рублей. Правда, придется быть готовым, что помимо развоза товаров, их придется доставлять прямо до двери клиентов.

Кстати, география предложений у Ozon тоже не ограничивается регионами России. Судя по количеству вакансий, сегодня маркетплейс делает особый упор на поиск специалистов в Казахстане и Минске.

Зарплаты для местных соискателей, к сожалению, не указаны. Зато по разбросу вакансий видно, что Ozon делает особый упор в поиске специалистов по работе с документами и налоговой отчетностью.

А что у СберМегаМаркета?

Предложений у этого маркетплейса меньше, у других площадок. Зато основная потребность Сбера видна за версту. Он делает ставку на поиск IT-специалистов и маркетологов.

Особый упор СберМегаМаркет делает на поиск аналитиков, а не разработчиков. Тут специалистам есть где разгуляться, в том числе с зарплатными ожиданиями. Маркетплейс не указывает в предложениях уровень будущей зп, а это порой может сыграть на руку соискателям.

У СберМегаМаркет, кстати, на момент написания материала, не было предложений для удаленщиков. Все вакансии рассчитаны на работу в компании и полный рабочий день. С такими требованиями к будущим сотрудникам, уровень заработной платы и сложности задач, точно должен стоять на максимуме.

Ищем как себе

Дальше посмотрим, кого именно ищут себе компании и предприниматели, торгующие на маркетплейсах. Для поиска используем грубый, но действенный способ - забьем в поисковой строке hh ключевое слово "маркетплейс" и просмотрим полученные вакансии. На момент написания данного материала, предложения, содержащие такое якорное слово, разделились по профобластями следующим образом:

Автомобильный бизнес - 70Административный персонал - 541Банки, инвестиции, лизинг - 159Безопасность - 8Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия - 208Высший менеджмент - 259Государственная служба, некоммерческие организации - 2Добыча сырья - 2Домашний персонал - 29Закупки - 227Инсталляция и сервис - 18Информационные технологии, интернет, телеком - 2 516Искусство, развлечения, масс-медиа - 171Консультирование - 334Маркетинг, реклама, PR - 1 938Медицина, фармацевтика - 59Наука, образование - 22Начало карьеры, студенты - 351Продажи - 1 908Производство, сельское хозяйство - 143Рабочий персонал - 147Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты - 18Страхование - 2Строительство, недвижимость - 39Транспорт, логистика - 523Туризм, гостиницы, рестораны - 57Управление персоналом, тренинги - 168Юристы - 45

Не удивительно, что в e-commerce особый спрос на IT-специалистов, а также работников телеком-сферы. Интернет-торговля требует построения устойчивой цифровой экосистемы. Однако, за громким заголовком, на самом деле, скрываются сотни вакансий для телефонных операторов, сотрудников чатов поддержки и менеджеров по работе с маркетплейсами. О последних пару лет назад никто даже не знад. Теперь "менеджер маркетплейса" - одна из самых востребованных специальностей на рынке e-commerce. Давайте вместе смотреть, кто и что им предлагает.

Нам удалось найти два варианта предложений для соискателей: от самих продавцов и агентств, которые ведут клиентские магазины на маркетплейсах.

В первом случае, компании ищут экспертов по работе с заведением товаров на интернет-площадки, отгрузками и аналитикой. Удаленка допускается, но стоит дешевле: две вакансии ниже отличаются друг от друга не только форматом работы, но и суммой оклада. Удаленщикам предлагают от 30 000 до 60 000 рублей на руки, а офисникам - от 60 000 до 100 000 рублей. Разница очевидна.

Есть и еще один нюанс. Само название вакансии "Менеджер по работе с маркетлейсами" настолько расплывчато, что позволяет повесить на будущего сотрудника + 100 500 задач. Если это знать, то вакансия для удаленщиков (из нашего примера) больше похожа на каббалу. При зарплатных обещаниях в 30 000 рублей, работодатель хочет обложить соискателя обязанностями по заведению товаров, контролю поставок и логистики, обработке контента, организации фотосъемок и даже аналитике.

А вот вторая вакансия из нашего примера, звучит уже более радужно. при зарплате в три раза выше, будущему сотруднику не придется тащить все задачи на себе - их нужно будет просто контролировать вместе с другими отделами. Например, повышать качество товарных карточек, передавая задачи в отдел контента. Еще один пример похожей вакансии можно увидеть ниже. В ней работодатель тоже указывает соискателям на то, что работать придется в команде - с отделами логистики и контента. И это хорошо.

Во втором случае, менеджеров ищут либо агентства, которые зарабатывают на ведении чужих магазинов, либо компании, которые разрабатывают сервисы для продавцов маркетплейсов. Последним они нужны, чтобы постоянно мониторить ситуацию на рынке и онлайн-полках.

Кстати, разные работодатели, называют одни и те же вакансии на свой вкус. Одни ищут в свой штат "менеджеров по работе с маркетплейсами", другие - "специалистов по маркетплейсам", а третьи - "маркетологов по работе с маркетплейсами". Прим этом все выставляют к соискателям одинаковые требования и описывают одни и те же задачи на будущем рабочем месте.

Эти предложения отличаются от вакансий обычных селлеров тем, что постоянно контролировать, анализировать и вести придется не одну витрину, а несколько десятков магазинов. А значит и нескольких продавцов, каждый из которых будет по своем уникален и требователен. Очевидно, что такие предложения интересны в том случае, если платить за них станут больше. При равных зарплатных обещаниях, мы бы связали свою жизнь с одни конкретным магазином или производителем.

Кто будет считать деньги?

Бухгалтерия, финансы и управленческий учет - еще одна головная боль продавцов маркетплейсов. Начинающие селлеры порой не верят, что справится с отчетностью, которую предоставляют такие площадки гораздо сложнее, чем с обычными приходно-расходными документами.

Условия договоров с продавцами меняются так часто, что учесть все нюансы одному почти невозможно. Еще вчера сдавать налоговую отчетность нужно было исходя из суммы отгрузки товара на склад, а сегодня лишь после вычета комиссии маркетплейса. Поэтому продавцам в штате нужен не просто бухгалтер, а спец нового поколения.

Кстати, многие компании так и думают. Просто взляните на описание вакансий на hh. В каждой, черным по белому, указано “требуется опыт работы с маркетплейсами”.

Судя по поисковой выдаче, бухгалтер в e-commerce может работать как в офисе, так и удаленно. Впрочем, это не удивительно. Собираться с мыслями и вычетами можно где угодно, присутствие в офисе не сильно влияет на ситуацию.

Средний максиму зарплаты бухгалтеров в e-commerce составляет 120 000 рублей.

Рисуем выручку

Жалко, что рисовать заказы и обороты продаж не сможет даже гениальный художник. Но людям искусства, тем не менее, в e-comm место нашлось. Еще пару лет назад дизайнеры вовсю повышали компетенции, чтобы уйти работать в UX/UI направление. Уже сегодня они спокойно могут обойтись и без этих навыков.

Миллионам товаров на рынке требуется креативная подача. Фотографии товаров, забитые инфографикой, сначала обитали на Wildberries, а после стали добираться и до других маркетплейсов. На Ozon, например, иллюстрированные фото можно добавлять в блок с rich-контентом, а с недавних пор прямо на главное фото. А значит рынку нужны люди, которые будут все это делать.

У вакансий, связанных с дизайном есть два полюса. Задачи пляшут от желаний из ничего превращать фото товаров в цыганский ковер до тесной работы с фотографами которые всегда готовы подогнать художнику кадры в нужном ракурсе. Пляшут и цены.

Наиболее четкие и понятные требования прописаны у тех предложений, которые в духе времени называются "Дизайнер карточек товаров". У таких предложений четко определены задачи: изучаете продукт, продумываете шаблоны для оформления и создаете инфографику, вытягивающую деньги из кошельков.

Уровень заработной платы дизайнеров карточек товаров колеблется от 15 000 до 50 000 рублей. При этом требования у соискателю и будущие обязанности почти не отличаются.

Если предложения схожие, но более размазанные. Как правило, такие составляют компании, которые паралельно пытаются развивать офлайн-точку, или производство.

Встречаются на рынке предложения на грани добра и зла. Смотрите сами: ценник для сотрудника ниже, чем у дизайнеров товарных карточек, а требования невероятные. Соискателям предлагают работать со светом, ретушировать, создавать лендинги, натягивать визуал на упаковку и клепать дизайн товарных карточек. Одно радует, такие компании готовы всему научить и даже позволят будущему сотруднику погружаться в творчество. Еще у вас будут кофе, печенья, полная занятость в офисе и 9-часовой рабочий день. Короче, налетайте и 40 000 рублей будут вашими.

Вывод такой. Если вы рассматриваете переход на новое место работы и находитесь в поиске интересной и оплачиваемой занятости, то начинайте поиске в компаниях, которые ориентированы строго на e-commerce. Сегодня дизайнер одних лишь товарных карточек может получать больше, чем восьмирукий работник рекламной компании, который должен без передышки фотографировать, ретушировать, верстать, да еще и создавать инфографику.

Учим продавать, учимся зарабатывать

Обычно тренеров и инфобизнесменов даже искать не нужно. Если вы работаете с маркетплейсами и подписаны на профильные каналы селлеров, то рекламные баннеры и посты догоняют вас сами. Как правило, обучать торговле берутся действующие продавцы. Бытует мнение, что часто этим грешат именно те, кому с торговлей не очень везет. Иначе откуда столько времени на подготовку курсов "Из ничего в селлерв" с ценником под 50 000 рублей?

Однако, если у вас, действительно, есть опыт продаж и несколько свободных часов в день, то стать тренером можно даже не открывая своей школы селлеров. Преподавателей по такой дисциплине, редко, но ищут.

Условия работы для преподавателей - удаленный режим и неполная занятость. То есть руководить магазином и поучать новичков можно практически одновременно. В найденной нами вакансии не был указан уровень заработной платы, но поработать в ней можно даже за копейки - ради повышения узнаваемости и репутации. А если вы профи в работе с конкретной площадкой, то найти на hh можно и такие вакансии.

Отдельной тропой преподаватели могут выйти на рынок готовых курсов и мастер-классов. Вакансия ниже - идеальное место для инфоцыган, которые готовые продать ушат знаний за сумму в 100 000 рублей. Но хочется верить, что дальше собеседования таких педагогов все-таки не пропускают. Если у вас есть наброски собственного курса по работе с маркетплейсами - попробуйте закинуть резюме. Потом расскажете нам о результатах.

Я в начальники хочу - пусть меня научат

На фоне других отчетливо выделяются вакансии для топ-менеджмента. Их меньше, требования серьезнее, а потенциальные зарплаты - выше.

Зарплаты на руководящих позициях колеблются, в среднем, от 100 000 др 150 000 рублей. Есть исключения: на позиции генерального директора приглашают за 50 000 рублей (зато в трудовой книжке будет отличная запись), а некоторые компании готовы платить кураторам маркетплейсов в районе 200 000 рублей.

Чтобы выйти на этот уровень, соискателям потребуется не только работать в офисе, но и иметь серьезный опыт работы: новичков на позицию вряд ли рассмотрят, хотя и старожилов e-commerce на рынке не так уж много. Если окинуть взглядом разные предложения, можно выделить основные обязанности руководителя маркетплейсов: управление командой, запуск новых магазинов и их масштабирование на площадках и контроль оборачиваемости товаров. Отдельные компании предлагают кандидатам перспективы в виде участия в разработке новых сервисов для продавцов маркетплейсов. То есть, теоретически, из руководителя подразделения можно вырасти в менеджера крупного проекта.

Что мы думаем?

Не важно как именно вы связаны с маркетплейсами, но если поиск работы или сотрудника для вас актуален, пожалуйста, запомните несколько правил:

- адекватный работодатель должен разделять задачи разного профиля между разными специалистами, а не искать универсального специалиста: даже идеальный кандидат не успеет выполнить все идеально - e-commerce дарит массу проблем;

- оценивать все задачи разом может руководитель отдела или собственник бизнеса, но речь именно об оценке;

- работа в e-commerce может быть удаленной, поскольку многие задачи, связанны с работой на телефоне и у компьютера;

- начинающие продавцы при поиске дешевого "менеджера для работы на маркетплейсах", часто ищут того, кто выстроит им все процессы с нуля и просто не понимают, что новый канал продаж совсем не похож на их прошлый бизнес;

- работодатели должны искать отдельного специалиста именно для работы с маркетплейсами, а соискатели идти на собеседование к тем, кто выделяет торговлю на этих площадках в самостоятельное направление (никаких "включая маркетплейсы).

Учитывая как растет рынок e-commerce, работать по соседству с маркетплейсами скоро будут все. Уборщица (или, если хотите - клинер), поддерживающая чистоту на производстве игрушек - делает чище продукт, который потом мамы и папы купят Ozon. Водитель такси, перевозящий посылку, наверняка, доставляет заказ Яндекс.Маркет. Инженер-проектировщик, получивший задачу на разработку проекта гигантского здания, скорее всего рисует будущий хаб для Wildberries или AliExpress. А маленькое рекламное агентство в городе n, даже не знает, что печатает этикетки для перекупленного на "Садоводе" товара, который встанет на полки маркетплейса с ценником в 3 раза выше.

Рынок растет. Растут и специалисты. Но уже через пару лет, торговля на маркетплейсах станет таким маститым направлением бизнеса, что свободно найти специалиста за копейки или удаленку за пару сотен тысяч - будет почти невозможно.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Serfio Nuikulio

Зп 20-30-40 тыс, кто вообще туда идёт работать кроме студентов, тем более в Москве... ? И что я делаю не так - на 60+ тыс до 120 на средней нагрузки должности никто не идёт. И

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serfio Nuikulio

Администратор

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serfio Nuikulio

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Double Invis

Все очень просто. Работаю Ропом по маркетплейсам, ищу менеджеров. "Студенты" ( или без опыта) : впр не слышали, продвижение в топ не знают, про выдачу поисковую не слышали, работали только с фбс, Эксель почти не знают, работали только с одним МП, продолжать можно долго - за 50 000 воротят нос. Умеют только заводить карточки + отвечать на отзывы. ВАУУ!

Вопрос знатокам: 150 скю, 10 клиентов ( озон, ВБ и пр.). Сколько цена менеджера, который со всем умеет работать + адекватный + супер быстро решает проблемы на МП и которого не надо пинать?

Сразу скажу, есть знакомый в продуктах, мск: 105 т до вычета налогов + кварталка. 3 МП, 50 скю, знает все процессы + Эксель, сводные, договоры и пр. Вот и думайте, сколько стоит менеджер с опытом... :((

Думаю, именно сейчас страшный дефицит менеджеров по МП. Берут всех за 40-60 к, алмазы - от 80, бриллианты - от 100. Руководители мп - от 100 до 200 оклад + бонусы...

Ответить
Развернуть ветку
Julia Orlova

Судя по аналитике, ситуация на рынке вряд ли изменится.
У нас крутой проект в Москве по e-commerce, готовы хорошо платить, но адекватных маркетологов с опытом (руководителей\исполнителей) найти чрезвычайно трудно. Может кто подскажет в личку?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null