{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок вина губит то же, что сгубило баттл-рэп. И как продавать больше без замены продуктовой линейки?

Из недавней беседы с владельцем крымской винодельни Yaiyla обозначилась следующая вещь: ввиду смены поведенческих факторов, информационной перегруженности и инфантилизации общества происходят тектонические сдвиги даже на тех рынках, где этого как-то не ждёшь. В данное случае — на рынке вина.

Смена модели потребления на "давайте просто весело бухать"

Если раньше винные снобы, сомелье и прочие "профессионалы рынка" формировали культуру потребления по принципу "дорого, сложно, богато" - в первую очередь в выдержанных красных сухих, то за последние годы сформировалось то, что с некоторой натяжкой можно назвать "контркультурный бунт".

Народ (преимущественно миллениалы и зумеры), пробующий вино, не хочет тренировать обоняние и вкусовые рецепторы. Ему не нужны длинные рассказы про терруары Франции, ему не нужна долго раскрывающаяся ароматика, он не особо ценит отдачу от бочки у выдержанных вин. Да и вообще выдержанные вина в классическом их виде не особо ценит. Нужно, чтобы было просто и понятно.

Чтобы ярко, вкусно и без вот этих сложностей типа "подержать N часов в декантере, чтобы раскрылось", "хорошо промыть бокал перед тем, как пробовать новое", "подержать на нёбе и прополоскать рецепторы", "подождать N минут для раскрытия послевкусия". Нет, надо чтобы стреляло запахом из бокала сразу, чтобы вкус был понятен мгновенно, и чтобы (сейчас все дружно перекрестимся!) можно было пить большими глотками, как компот! Или даже залпом!

* слышны стоны и крики ужаса от винных энтузиастов *

То есть по факту новопришедшее поколение потребителей вина формирует следующий тренд:

  • Божоле нуво - это то, что нужно! (стыд и позор!)
  • Яркие и понятные белые / оранжевые / розовые - ещё лучше
  • Красные сухие - давайте помягче, попроще и понежнее, без ядреной отдачи от бочки. Можно вообще без отдачи от бочки целиком.
  • Молодые красные вместо резервов - то что нужно! (фейспалм.жпг)
  • Над содержанием напитка, сортами винограда и уж тем более над историей области и конкретной винодельни народу лень думать и забивать голову лишней информацией. Главное - чтобы вкусно прямо сразу, остальное вторично или вообще не интересно!
  • Режим потребления из "медленного напитка для раздумий" переходит в либо в коктейльный формат (не будет удивлением, если через лет пять появятся трубочки для вина) либо в пивной (крупные глотки!), либо в водочный (залпом, черт побери!)

И вот смотря на весь этот ужас для винного энтузиаста, нельзя не отметить, что этот ужас собственными руками создали винные снобы, сомелье-кависты, а также прочие "винные профессионалы". Которые долгое время устанавливали себя как единственный и непогрешимый источник информации (регулярно проваливаясь на слепых тестах), задавший интеллектуальный порог входа в винную тусовку ("если ты не пьешь и не понимаешь Бордо - ты тупица и неотесанный болван!").

Ну вот вам и ответ от народонаселения в формате "идите к черту, хочу быть тупым и просто весело бухать винишком!"

И этот тренд означает, что скоро немалому число виноделен придется думать, что им делать с продуктовыми линейками и как теперь продвигать свою продукцию.

Равно как это означает и потенциальное вымывание из ассортимента среднеценовых резервов и прочих "сложных для понимания" вин, которые за счет цены ещё не являются предметом статуса и виртуального движения по социальным стратам. Вместе с потенциальной потерей рабочих мест разного рода "профессионалов винного рынка".

Ну а что - сами создали проблему, сами получили.

И что ещё интереснее, этот тренд ровно один в один повторяет тренд на рынке "инвестиций для розницы" в виде Robinhood, "Тинькофф Инвестиции" и т.д. Чтобы клиенту поменьше думать, попроще пользоваться, и чтобы было весело сразу всем и прямо сейчас.

"Профессионалы" похоронили баттл-рэп и закапывают рынок вина

Со сменой потребительской парадигмы на "к чёрту сложности, давайте просто бухать!" разобрались. Теперь необходимо добавить, что удивительным образом "винные ценители / энтузиасты вина" встряли так же, как и основатели разного рода баттл-рэп площадок. Которые всего за 5 лет привели жанр от мегапопулярности практически к смерти.

Обратите внимание, как очень смешным образом рынок вина повторяет то, что случилось в России с баттл-рэпом.

Ещё 4-5 лет назад были: разборки топ-блогеров (Хованский vs Ларин), наличие Оксимирона, эпичные битвы с Dizaster-ом и Гнойным, спонсоры в виде Альфа-банка и Тинькофф, миллионы и миллиарды просмотров на Youtube. Теперь там если у топ-площадок набирается 500К просмотров у словесного поединка - то уже счастье. У локальных полян типа StrelkaSPB - часто меньше тысячи просмотров, и не понятно зачем вообще люди этим заняты.

Спонсоров практически нет, в лучшем лучшем случае - реклама финансовых пирамид (привет Кубку МЦ) и наркокриптообменника FXCoin (привет RBL и Антону Забаеву). Гонорары участников плавно скатились к 10000 и даже к 5000 рублей - сравните с тем, что было в момент расцвета VERSUS-а. В общем, картина беспросветного гниения, из которого не очень понятно как выходить организаторам.

Как так вышло? И как это связано с винным рынком? И там и там решили всем порулить "ценители" и "профессионалы рынка".

"Ценителей" раздражало появление блогеров ("НЕПРОФЕССИОНАЛЫ", "ЧТО ОНИ СЕБЕ ВОЗОМНИЛИ", "ОНИ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ В БАТОЛ_РЕПЕ!!!!"), бесили Ургант и Шнур с заходом на "исконно нашу поляну", ужасал возможный поединок Тины Канделаки и Млечного и проч.

Всё, что не посконно баттловый андерграунд, всё что не посконный "трушный" рэп - то к чертям поганой метлой! И когда за счет ужасающе бездарной реализации провалился четвертый сезон Versus Fresh Blood, "ценители" окончательно взяли верх и изгнали с полян всё, что могло быть не "тру".

Одновременно из баттлов по своим причинам уходит Оксимирон - и внезапно оказалось, что широкая публика не одупляет, что же там за ноунеймы с умным видом кроют друг друга по матери и обмениваются набором оскорблений. И выяснилось, что на самом деле "профессионалы индустрии" с точки зрения аудитории являются прицепом к блогерам, Гнойному на СТС, Оксимирону, Лысому из Версуса с его "бэхой" - а не наоборот. Как только тех не стало в тусовке баттл-рэпа - народ отвалился, и "тусовочка" осталась наедине сама с собой. "Расововерно", "трушно", но непонятно для народных масс и без денег ;)

* * * * *

Один в один ситуация происходит с профессиональными видами спорта в РФ. Рулят всем "ценители", преисполненные "трушности", не желающие помогать аудитории разобраться в их виде спорта и рынке, не желающие развлекать аудиторию ("у нас настоящий спорт, а не клоунада!"). Потом удивляются, что интереса к ним ноль, а денег дает только Минспорт. С задержками и с гулькин нос. Или губернатор заставит кого-нибудь из местных компаний "поделиться" и таким образом подкинет бабла - но после очень долгих унизительных и слёзных просьб.

При этом, если народ грамотно знакомят с видом спорта и в нем происходят события - то какой-никакой интерес у ЦА появляется. А если в виде спорта происходят СОБЫТИЯ - то аудитория начинает драться за билеты и сильно переплачивать.

* * * * *

Теперь вернемся к винному рынку. "Ценители" и "профессионалы рынка" не только сколотили "снобистскую тусовочку", но и заметно усложнили вход на рынок для неподготовленной аудитории. Не просто не помогая аудитории разобраться в предмете простым и понятным способом без "зауми" (что совсем не сложно сделать), но наоборот - создав для нубов порог входа по "винному интеллекту" через кучу ненужных для entry level audience "ритуалов", "требований" и "важных знаний". Обеспечив таким образом в свое время "трушность" (с одной стороны) и тренд на определенную элитарность вина как напитка (с другой стороны).

* * * * *

Аналогично было и в баттл-рэпе. Что там, что на винном рынке, появился внутренний кодовый язык и локальные мемы "для своих". В результате чего куча народу не понимала, что там несут "ценители" и почему в баттл-рэпе смеются в зале каким-то сугубо локальным шуткам. "А хрен ли, нубас, надо в контексте быть! А если ты не в контексте, то молча стой и не отсвечивай, не мешай "ценителям"!"

* * * * *

Фактически, что на винном рынке, что в баттл-рэпе "ядро ценителей" выбило само из-под себя опцию онбординга для "хомяков", про которую знает любой производитель компьтерных игр и даже прикладного софта. То есть демо-уровни, демо-таски и проч.

И как только тренд начал разворачиваться (расширение ЦА и смена поколений, усиление количественной и качественной конкуренции на рынке, снижение доходов entry level audience, нежелание много думать из-за информационного перегруза, инфантилизации и вообще возиться со "слоооожннааааа") - то всё это сыграло ровно против "профессионалов рынка".

Потому что сначала "мы же важные цацы, "хомяки" - это пыль под ногами", а потом "ой, а "хомяки", оказывается, приносили основную массу денег, вернитесь!!!".

Важно отметить, что только резкая просадка доходов населения и просадка продаж заставила "ценителей" делать гиды "что купить приличного в супермаркетах". А раньше это было ниже собственного достоинства. И то, там в большинстве своём такие обзоры с привычной демонстрацией "подавляющего винного интеллекта", что типичная неподготовленная ЦА думает: "Хрена себе я тупой, я все равно не разберусь, в лучшем случае этикетку запомню".

При этом появление VIVINO (приложение с базой вин и оценками к ним) "профессионалы и ценители" восприняли как нечто "низменное для тупого плебса" и ударились в отрицание, вместо того, чтобы возглавить, запартнериться и продолжать контролировать процесс. В итоге куча людей тупо насобачилась смотреть среднюю оценку в "Вивино" и обходиться без "ценителей".

А дальше уже на подходе накрутка оценок в лучших традициях того, что видим на "Яндекс Маркете" или TripAdvisor. Предложения по накрутке уже есть в открытом доступе. Результаты на VIVINO, видимо, тоже. По крайней мере, никто не может объяснить как всем известные абхазские "как-бы-вина" и "как-бы-шампанские" получили оценки 4+ (это для очень сильных экземпляров).

Как продавать больше, несмотря на отсталось винного ритейла?

Итак, про то, как меняется поведение потребителей на рынке вина и почему часть виноделен придется кромсать свои продуктовые линейки - написано. Про то, что винный рынок губит ровно то же, что фактически похоронило баттл-рэп в России (прослойка "ценителей", насаждающих свои нормы и представления "как правильно" вместе с ярым снобизмом и претензией на псевдоэлитарность) - написано. Теперь самое время разобраться, что с этим можно попробовать сделать, чтобы внезапно не обнаружить свой винный магазин или винный дом на свалке истории.

Для начала простой тест, на котором проваливается большинство винного ритейла и виннных секций в супермаркетах. Запускаете "хомяка" (розничного потребителя / потенциального клиента) в 22-45 в магазин к винной секции. Или даже в винотеку. Тот знает, что у него реально 10 минут до закрытия касс. О чем ему оповестят продавцы или по громкой связи. Что будет дальше?

В большинстве случаев панические метания в формате "мамо, надо шото делать, мамо!". Почему? Потому что часто "хомяк" сам не знает чего хочет. А когда знает - не может это быстро найти на полке. Или знает только категорию и определенный ценовой порядок - но дальше не может понять, конкретные бутылки стоят своих денег или нет. Будут разочарованием или нет. То есть потребитель не видит хоть сколь-нибудь внятного обоснования цены (о чем уже была целая статья). А часики-то тикают!

Теперь добавим консультанта в этот расклад - то есть переместимся в винотеку или "продвинутый" алкомаркет. Сильно это ускорит и упростит процесс для "хомяка"? Учитывая типичный уровень и типичные скрипты у консультантов - не особо. Но даже если консультант реально в порядке, то обычно на полке - свалка, и хрен что найдешь сходу. Что имеем на выходе - всё ещё паникующего покупателя и тикающий в голове секундомер.

Почему консультант не решает проблему? Ответ дает капитан знатоков, Red Reptilovich.

"Хомяк хочет, чтобы за него решали. И продавец должен это решение за него принять - но не к своей выгоде, а к выгоде хомяка. На моменте определения выгоды у них мозги отключаются, и они пытаются "хомяка" поиметь или съехать с темы. Потому что винный эксперт не хочет принимать решения за "хомяка" (пффф, какой-то там обыватель!). Он хочет, чтобы "хомяк" заплатил ему за вино, но решил всё сам. Но так как "хомяк" не может, то получается патовая ситуация, подводящая последнего к нервному срыву. И это везде так с экспертами."

Учтем в консультанте типичный винный снобизм, помножив это на нередко встречающуюся ненасмотренность и просто безграмотность - и видим, что "хомяку" помощи ждать не откуда. Разве что от VIVINO на телефоне. И это не только в вине.

Возьмем типичный российский одежный ритейл. Приходишь купить условный пиджак в аутлете - и прямо чувствуешь "ффууууу, пришел за скидками, самый дорогой из новейшей коллекции не может себе позволить". Зато как быстро модель по базе найти или по складу: "Ой, извинити, нада падаждать, было жи где-то, ни можим найти".

Обратите внимание, как знатно корежит многих "профессионалов отрасли", "ценителей" и консультантов принцип "необходимо и достаточно". Ведь "необходимо и достаточно" - это мало того, что часто не сверхмаржа и не бонусы на карман. Это ещё и думать надо, что реально "хомяку" необходимо. А думать - это "слоооожнаааа". Особенно ради какого-то обывателя - хотя он тебе фактически приносит деньги. Поэтому либо включается режим "впарить и поиметь, загоним ему барахла по сверхцене" - когда выстраивается так, что "хомяк" целиком делегирует решение. Либо режим "прикинуться ветошью" - когда видно, что "впарить и поиметь" не сработает.

* * * * *

Недавно в одной винотеке хотел купить одно крымское оранжевое по приемлемой цене. Это намерения. Теперь реальность - продавец усердно искал по всем коробкам где-то час и всё равно не нашел. В базе есть, в коробках нет. Начинаю уже терять терпение - но предложили ли мне какую-то разумную альтернативу? Формально - да. Реально - объяснил ли продавец, почему такая-то бутылка в качестве замены? Конечно, нет. Выглядело это так: "Блин, вот чо ты меня мучаешь, вон же другое оранжевое, возьми его, цвет же совпадает". В итоге на альтернативу удалось наткнуться случайно - подсмотрев, что взял покупатель до меня. Полез в рейтинги Vivino - нормальные оценки, дай попробую. Экземпляр в целом оказался не стыдным, потраченных денег не жаль. Но продавец, опять же, и глазом не повел.

Red Reptilovich: "Ну а что ты хотел? Тебе нужно - ты и ищи. Нечего уважаемых людей отвлекать, кроме как на оплату товара. Консультанты давно уже не консультируют - а впаривают то, что нужно менеджерам продать из неликвида. При этом как раз разнообразие на полках напрочь сбивает "хомяка" с толку. Которое сочетается с непониманием, стоит экземпляр своих денег или нет, и одновременно с пониманием или как минимум ощущением, что на полках много второсортного говна, никак не скореллированного с ценой."

* * * * *

Соответственно, возникает задача: как ускорить процесс выбора для "хомяка" без привлечения в большинстве своем бесполезных для реальных нужд клиента консультантов? И тут нам на помощь приходит одёжно-спортивный ритейл, где подобная задача была решена ещё в 2000-х годах - не без моей активной подачи (можете найти благодарности от "Спортмастера" в архиве статей Creatiff.ru).

Для этого заходим в магазины "Декатлон". Идём, например, в раздел "обувь и одежда для походов" и смотрим на пометки в карточке товара. "Начальный уровень", "Продвинутый", "Эксперт". Это всё что вам нужно.

Почему это важно? Возьмем для примера продуктовую линейку сноубордов Arbor. То есть речь пойдет о покупке, где цена ошибки также высока и болезненна. Где никому не понравится купить "не то".

Как понять из их сайта, какая у них модель "нижняя", а какая "верхняя"? Да никак. Флагман A-frame вообще находится в середине продуктового списка. К чему это приводит - удлинению цикла сделки и снижению оборотов. Или вообще к отказу от сделки. "Хомяк" не видит ни готовых вариантов, ни обоснования цены - от явных характеристик до наград, ни самих цен, ничего.

Что забавно (мем смешной - ситуация страшная), это происходит не только у Arbor, но вообще у массы производителей потребительских товаров - от спортоваров до электроники. Продуктовую линейку надо основательно изучать и разбираться, что низовое, а что топ. Ведь производитель решил, что выше его достоинства тебе в этом помогать.

Но что стоит выстроить товарную линейку на сайте в формате "от новичка к профи", тем самым сразу дав понять клиенту, что он получит в рамках своего бюджета и ожиданий? Что мешает задать траекторию "начни с этого, через 2 года прогресса смени на это, и будет ОК" или "хочешь сразу мощь и функциональный топ, но готов страдать, пока не научишься справляться с этим?" Ответ очевиден: лень, лень и ещё раз лень. Потому что подобное дробление делается за 2-3 дня интенсивной работы.

Теперь посмотрим на товарную карточку у тех же SimpleWine на сайте. Берем наугад Melini Chiati Riserva 2017 ценой 1000+ рублей - это продвинутый или ещё начальный уровень? Как понять?

Зато есть в карточке - гастропары (а без мяса его нельзя?), виноградники, описание вкуса (как верно заметил владелец Yaiyla - это всё вкусовщина и просто херня), способ производства, форма бутылки (зогчем??) и даже градация "сладость / тело / танины / кислотность". Всё, кроме того, что реально нужно.

А именно - нужны оценки VIVINO, Wine Advocate и прочих, медальки с выставок и тому подобное. Которые являются простыми линейными характеристиками для понимания даже обывателем. А также нужны обзоры экспертов и тесты (среди виски и коньяка сейчас их - просто завались!), и вот это вот всё.

То есть всё то, что чего дошли в спортивном ритейле, DIY и бытовой электронике, но никак не могут дойти на рынке вина. Хотя покупка мониторных наушников или аудиофильских колонок по "уровню входа" ничем не отличается. И там и там стрёмно за выбор, а объективных показателей для выбора нет. Но в аудиотехнике проблема давно решена, а винном ритейле - гордое пребывание в средних веках как "дань традиции".

Кстати, обратите внимание на одну важную вещь.

Введение категорий "новичок / продвинутый / эксперт" сразу переключает часть клиентов на категорию выше в покупке. Неприятно быть нубом, хочется быть сразу продвинутым, а то и экспертом. Соответственно, они готовы изыскать дополнительные денежные ресурсы на покупку, поднимающую их выше на ступеньку в виртуальных "лестнице понтов" и в социальной страте.

А теперь самое смешное. Рынок вина вместе с виноделами и виноторговцами настолько отстал, что не заметил, как похожая проблема в пивной категории уже плюс-минус решена. Пусть и довольно своеобразным образом через зонирование.

Не в теме пива вообще или хочешь дешевые помои - вот тебе масс-маркет, слева на полке.

Уважаешь себя или не веришь в отечественного производителя - вот тебе импортный масс-маркет. Он подороже, секция посередине.

Совсем уважаешь себя, готов потратиться и шаришь за нетипичные вкусы? Вот тебе отдельная секция еще более дорого крафтового пива.

Чем это отличается от деления по градациям "новичок / продвинутый / эксперт"? Принципиально ничем!

Но пивняки и ритейл как-то смогли, а винный ритейл "ни шмог" до сих пор. Впрочем, "профессионалам винного рынка" это будет вряд ли интересно.

Во-первых, это же тогда переделывать зонирование в ритейле по совсем другому принципу. Совсем по-другому составлять продуктовые линейки, и вообще начать по-другому думать. А как же тогда "илитарность" и снобизм? Воооот.....

А во-вторых, "Ты кто такой вообще, дилетант?! Сперва добейся и поживи на виноградниках в Бордо хотя бы год!!!". Интересно, можно ли потом годом в Бордо заплатить в магазине? Хотелось бы знать...

0
105 комментариев
Написать комментарий...
greg chudnoff

Время посыпать голову пеплом. Уходят в небытие изящные леди и джентльмены, оттопыривающие мизинец от бокала в процессе винных прелюдий, истинные эстеты, коих волнует не только вкус, но и аромат французских шедевров гедонизма... Да пох. Больше колы, пиццы и попкорна! Даешь биг мак бекон!

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

Неа, просто люди начали по другому относиться к своему времени и деньгам, заметьте, нигде не написано что "всё хотят бухать шмурдяк", имхо это про то, что совсем-совсем не хочется многократно переплачивать за то, что можно понять только после курсов сомелье... Давно пришёл к тому, что моим рецепторам куда вкуснее вина из Южной Америки и ЮАР, чем рафинированные и безвкусные (для моих грубых холопских рецепторов)) вина старого света. И да, я вот вообще не хочу понимать почему я должен станцевать с бубном и декантером, предварительно отучившись, чтобы понять чем безвкусная (сугубо имхо) Франция лучше великолепного чилийского.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

О времена, о нравы. Поймите же, что есть разница между вальсом и тверком, и она ровно такова, как разница между французскими и чилийскими винами. Как между стейком блэк ангус слабой степени прожарки и котлетой из бургера. Как между Гарвардом и МГУ. Как между С++ и C, в конце концов. Понимаете?

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

Да с чего вы это взяли? Посмотрите слепые тесты этих самых снобов-сомелье 😂 они вам продают не вкус, а понты)) и да, вашего утверждения явно недостаточно, чтобы я принял эти сравнения как адекватные.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Понты тоже дорогого стоят. Некоторые даже говорят, что понты дороже денег, но это не точно. Что же касается сравнений, то придется принять их, у вас нет альтернативы.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Morositel

😂👍🏻 особенно смешат словосочетания "придётся принять" и "нет альтернативы")) вы или о себе крайне высокого мнения, или об окружающих людях. И ваша правота и в том и в другом случаях весьма сомнительна имхо.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Ах простите, забыл сарказмы расставить в тексте. Ну, тогда на ваше усмотрение.

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда