{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Виртуальная витрина. Как обойти подводные камни и запустить сотрудничество с маркетплейсами

«Лента» запустила онлайн-витрину на Ozon и интегрировала сервис собственной доставки в проект «Есть!» приложения AliExpress. Зачем крупному ретейлеру сотрудничать с маркетплейсами, как запустить подобный проект и сколько можно получить заказов, рассказывает руководитель отдела стратегических партнерств компании Евгения Фанта.

Одним из основополагающих элементов стратегии роста «Ленты» является развитие канала e-commerce, который представлен собственным сервисом доставки «Лента Онлайн», решением Click&Collect (самовывоз) и сотрудничеством с онлайн-партнёрами.

В сегменте партнерств «Лента» изначально фокусировалась на работе с компаниями, которые забирали на себя весь функционал – от витрины до доставки покупателю (в нашем случае это iGooods и Сбермаркет). В 2021 году с учетом активного роста рынка e-grocery мы решили посмотреть на партнёрства шире и попробовать смешанный формат сотрудничества, при котором часть цепочки мы могли бы забрать на себя: как правило, это сборка, но в некоторых случаях и доставка, и клиентский сервис. Как результат, у нас появились свои онлайн-витрины на AliExpress (сервис «Есть!») и на OZON.

Этот выбор не случаен: сегодня «Ленте» интересно использовать витрины тех партнёров, у которых миссии и профиль клиентов отличаются от наших покупателей. Чтобы сотрудничество было эффективным, мы по возможности оцениваем пересечение собственного трафика с новым сервисом. При пересечении не выше 30% мы ожидаем высокий потенциал роста и меньший риск каннибализации. По приблизительной оценке, подобные партнерства могут приносить порядка 10% GMV канала e-commerce компании.

Формат платформы «Есть!», которую запустил AliExpress, подразумевает экспресс-доставку продуктовой корзины с активным вовлечением «Ленты» во все аспекты работы, за исключением витрины и взаиморасчетов с покупателями. Чтобы настроить работу с маркетплейсом по смешанному формату, нам пришлось проделать огромную работу, которую условно можно разделить на несколько крупных блоков.

Первый (и самый основной) блок — техническая интеграция, цель которой настроить обмен информацией для:

· формирования предложения покупателю, то есть передача данных по товарам (фото, атрибуты для карточек товаров, остатки, цены), доступности слотов доставки, условиям заказа (минимальная сумма заказа, стоимость доставки) по каждой конкретной локации;

· обработки полученных заказов всеми участниками – сборщиками, курьерами и клиентским сервисом.

Сейчас мы уже понимаем, что этот блок доработок будет уникальным для каждого нового партнерства и требует большого вовлечения команды, чтобы учесть все нюансы. Однако все учесть, конечно, невозможно и всегда будут неожиданности. Как пример – мы даже не могли подумать, что найдутся покупатели, которые прописывают номер дома словами, а не цифрами. Это вызывало сложности с доставкой, так как курьеры получали ошибку в адресе и вынуждены были беспокоить клиента. Пришлось дополнительно донастраивать.

Второй блок (потребовал длительных внутренних переговоров и поиска решения) – финансовая методология (проводки, отчетность, первичные документы и т.д.) – всё то, что требуется для работы с агентами и посредниками для соблюдения всех законодательных требований. Что продано, когда, кому, в какой сумме, были ли возвраты и т.д.

До работы с маркетплейсами все заказы мы отгружали через оплату на кассе торгового комплекса (или онлайн при заказе в собственном сервисе доставки «Лента Онлайн»), это совпадало с нашим стандартным подходом к работе и не вызывало сложностей: остатки списывались, деньги поступали, выручка отражалась в момент пробития чека. В новом же формате работы фискальный чек и первичное поступление денег за заказ происходит между площадкой и покупателем, без участия «Ленты», а сборка и отгрузка на доставку организуется без оплаты на кассе.

Создание новой инфраструктуры заняло длительное время и потребовало доработок в нашей учетной системе (SAP). Любопытно, но нам помогла практика ресторанного бизнеса и использование нефискального чека как первичного документа, что не очень распространено в ритейле.

Еще в один блок проработки хочется вынести вопросы клиентского сервиса, без качественной организации которого невозможно поддерживать удовлетворенность покупателей. Что мы делали? Изучали инструменты и требования площадки, вероятные причины отмены заказов, свойственные сервису, сроки и формат взаимодействия и ответов по обращениям. Раньше мы не работали с таким форматом как споры или арбитраж, поэтому потребовалось обучение и адаптация наших коллег при поддержке со стороны партнера.

Конечно, этими шагами организация нового формата сотрудничества не ограничивается – тут и длительное общение по договору, и работа над стабильностью системы, дополнительный найм людей для обработки нового потока заказов.

Над запуском работало больше 50 человек только со стороны нашей компании, а также большая команда интеграции со стороны партнера. Вместе нам понадобилось не меньше трёх месяцев, чтобы выстроить систему и открыть продажи. Если говорить в целом, с учетом внутренних доработок инфраструктуры компании, то с момента начала до получения первых заказов с «Есть!» у нас ушло порядка шести месяцев. Однако теперь у нас есть база для новых интеграций.

На сегодня мы открыли уже 270 локаций в сервисе «Есть!» во всех городах присутствия «Ленты» (100+) и обрабатываем около 3000 заказов в день. В ближайшее время эти показатели должны существенно вырасти за счет недавней экспансии, повышения скорости доставки и маркетинговых акций.

0
2 комментария
Tom Anton

Будут ли продукты, продаваемые через МП, стоить столько же, сколько и в ваших магазинах, т.е. условный чай будет иметь такую же цену, что и в Ленте?

Ответить
Развернуть ветку
Лента
Автор

Продукты в сервисе «Есть!» стоят так же, как в собственном сервисе доставки «Лента Онлайн». В сервисах доставки, как правило, цены на товары отличаются от тех, которые представлены в магазинах. Например, на наиболее популярные продукты в онлайн могут быть предложены дополнительные скидки.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда