{"id":13800,"url":"\/distributions\/13800\/click?bit=1&hash=494bcf8595527c8c9e734d9291ef1b1692fb7de6e7f241fd1532d02dbe17011c","title":"\u041b\u0430\u0439\u0444\u0445\u0430\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fb0a50bc-0a7b-535f-b137-b58b2208d639","isPaidAndBannersEnabled":false}

Зрелище за 3 млн рублей: как устроен сезонный бизнес организаторов фейерверков Статьи редакции

Компания «Королевский фейерверк» получает в среднем 200 тысяч рублей прибыли в месяц. Основной заработок ей приносят летние свадьбы и новогодние корпоративы, которые помогают перенести мёртвый сезон.

Фейерверк в Москве

Дмитрий Федорович в 2005 году стал помогать друзьям в организации салютов, после чего выучился на пиротехника и открыл свой бизнес.

Его компания «Королевский фейерверк» делает представления стоимостью от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов в том числе для Моргенштерна и других знаменитостей.

Он рассказал, как идёт подготовка к запуску фейерверка, что может пойти не так и почему отказывается участвовать в тендерах.

Оглавление

Как специалист по продажам занялся фейерверками

В начале двухтысячных годов Дмитрий Федорович помогал производителям продавать товары в продуктовые магазины в Москве. Через несколько лет торговые сети стали вытеснять с рынка мелкую розницу. Ритейлеры работали с поставщиками напрямую и у предпринимателя стало меньше заказчиков.

Дмитрий Федорович

В 2005 году он начал помогать друзьям, которые занялись организацией салютов: разгружал оборудование и расставлял заряды на пусковой площадке.

Потом он прошёл курс профессиональной подготовки в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде и в 2006 году получил удостоверение пиротехника, которое требуется для работы на мероприятиях.

В нашем бизнесе много людей из салютных войск, где в 90-х годах устраивали фейерверки на военные праздники. В то время салюты были только на 9 мая и в Новый год, и рынка как такого не было.

Потом появились люди, которые могли себе позволить салют, и первые пиротехники стали получать не только государственные, но и частные заказы.

Первый наш крупный проект с приятелями был в 2005 году — баснословно дорогое по тем временам представление за 1 млн рублей для мероприятия в «Крокус Сити Холле».

Тогда на эти деньги у нас было целое поле, уставленное оборудованием. А сейчас с таким бюджетом всё поместится в микроавтобус.

Дмитрий Федорович

В 2009 году приятели Федоровича стали привозить из Китая пиротехнику и перепродавать профессиональные изделия в России, а ему предложили продвигать бытовые фейерверки в магазины.

Он согласился и параллельно работал на себя: устраивал салюты на свадьбах, корпоративах и городских праздниках. На одном из заказов он познакомился со своей будущей женой Светланой Лукьяновой.

В 2018 году Федорович отделился от бизнеса друзей и открыл вместе с супругой компанию «Королевский фейерверк». В семейном деле он — технический директор и отвечает за организацию шоу, а Лукьянова — генеральный директор и занимается привлечением клиентов.

Подготовка к представлению

«Королевский фейерверк» берётся за проекты с бюджетом не менее 100 тысяч рублей, включая пиротехнику и работу специалистов. На эту сумму заказчику предлагают на выбор несколько вариантов типовых салютов.

Стандартный фейерверк за 150 тысяч рублей

Если клиент хочет сам подобрать эффекты и музыку либо сделать представление по примеру из интернета, его стоимость будет начинаться от 500 тысяч рублей.

Команда составляет сценарий шоу с разными спецэффектами в программе Fireworks Studio, создаёт в ней графический видеоклип будущего представления под музыку заказчика. Если клиент утверждает проект, компания берёт с него предоплату 50% и подбирает пиротехнику.

Хуже всего, когда за два-три дня до праздника клиент меняет музыку или вносит другие поправки, из-за которых может поменяться бюджет. Но так делают всего 10% клиентов. Репетиции мы проводим только по запросу за дополнительную плату.

Приезжаем на площадку, расставляем заряды и запускаем салют. Дальше заказчик решает: оставить всё как есть, либо что-то поменять по просьбе клиента. Таких проектов было немного — около 5% от всех заказов.

Дмитрий Федорович

Также с помощью софта можно составить карту размещения оборудования и задать последовательность запуска каждого заряда. В день мероприятия пиротехники за несколько часов приезжают на объект с распечатанной схемой и оценивают обстановку.

Запускать заряды можно только с ровной площадки, где нет деревьев и линий электропередач. Стрелять с полей, где растёт сухая трава — очень опасно, отмечает предприниматель. Его команда выкашивает зону пуска и для подстраховки может залить её водой, чтобы искры ничего не подожгли.

Расстановка и зарядка изделий

При этом под дождём пиротехнику можно использовать, если упаковать её в стрейч-плёнку и обернуть в брезент. Промокшие изделия не сработают, либо могут разлететься в разные стороны и причинить вред.

Есть внутренняя негласная техника безопасности — не та, что написана на пиротехнике, а жизненная. У изделий бывают разные калибры и своя зона безопасности. Например, если мы работаем шарами, которые взрываются на высоте 100 м, в радиусе 80 метров не должно быть ничего и никого.

Ещё надо сделать поправку на ветер: если он сильный, а рядом частный сектор с деревянными домами, придётся перенести точку запуска, чтобы ничего не загорелось. Однажды мы отменили салют для «Газпрома» в Анапе: с моря дул шквальный ветер, и заряд могло унести в сторону зрителей.

Дмитрий Федорович

Если заказчик хочет фейерверк на воде, нужно пригнать судно и собрать понтоны, выставить на них заряженную пиротехнику, подключить к пульту и сделать тестовый запуск.

Фейерверк на воде за 500 тысяч рублей

Для шоу, как правило, используют:

  • Мортиры — пусковые трубки, из которых отстреливают пиротехнику крупных калибров.
  • Батареи салютов — куб из заряженных трубок, которые стреляют по прямой траектории.
  • Ракеты — заряженные снаряды для фейерверка.
  • Фестивальные шары — круглые заряды, которые при взрыве похожи на цветок.
  • Вертушки для фонтанов.
  • Надписи.
Наземный фейерверк на Патриарших прудах

После установки оборудования компания берёт оставшуюся половину оплаты, чтобы не разыскивать заказчиков в конце мероприятия.

Фейерверк можно запускать вручную, но обычно это делают дистанционно, через пульт управления, с помощью программы. Также нужно заранее продумать запасной вариант запуска, если не сработает пульт.

В 2014 году предприниматель оказался в такой ситуации. Ему заказали салют: нужно было запустить коробку шаров с радиопульта, чтобы не возиться с подключением проводов. Он нажал кнопку, но шоу не началось.

Женщина хотела сделать сюрприз мужу на годовщину свадьбы. Я подумал, что это лёгкий заказ, и 10 раз всё не перепроверил. Оказалось, провод от коммутатора был сломан. Я вышел из положения, поджёг фейерверк вручную, но сюрприз уже был испорчен.

До сих пор очень стыдно за это, потому что женщин-клиенток немного — обычно салюты заказывают мужчины. Эта история преподала мне жизненный урок, что не бывает несерьёзных заказов.

Дмитрий Федорович

Самые сложные проекты — это фейерверки с рисунком. У них обычно бывает несколько точек запуска: заряды закладывают в мортиры и наклоняют каждую под определённым углом — 30 или 45 градусов. Одни калибры раскрываются на высоте 120 м, другие — на 200 м и при взрыве создают рисунок.

Такой салют около недели готовит команда из пяти человек. Всего в штате у компании восемь сотрудников: графические дизайнеры создают видеовизуализацию проекта, а пиротехники готовят площадку и заряжают мортиры по распечатанной схеме.

Сколько можно заработать

Цена спецэффектов зависит от продолжительности зрелища, количества зарядов и пусковых площадок. Самые дорогие шоу «Королевского фейерверка» стоят 3 млн рублей.

Фейерверк за 3 млн рублей

Такое зрелище длится больше 10 минут и для него используют больше 1000 изделий, заряды запускают с нескольких точек, и они разлетаются на высоте 300 м.

Самый сложный заказ у нас был, когда с момента «хочу» до момента исполнения прошло всего 23 часа. Мы делали фейерверк на 10 минут за 250 или 280 километров от Москвы — миссия невыполнима. Но это был наш постоянный заказчик, которому мы не могли отказать.

Сначала я мысленно представил этот проект, а потом нарисовал на листке на коленках, пока мы двигались на площадку. Мы даже не успевали сделать клип. Задержались минут на 30, но претензий не было. Я поставил галочку, что могу теперь и это.

Дмитрий Федорович

Рекламу в соцсетях компания даёт только перед Новым годом, но с неё приходит всего несколько клиентов. Основные заказы приносит сотрудничество с организаторами мероприятий.

В числе постоянных клиентов «Королевского фейерверка» площадки и агентства, которые организуют праздники знаменитостям и заказывают для них пиротехнические шоу на миллионы рублей.

Спецэффекты на свадьбе Моргенштерна

Мы работаем с организаторами, которые берут глобальные мероприятия, и набирают на событие команду: одни отвечают за свет и звук, другие — за декорации и флористику, третьи — за фото и видео, а мы за фейерверк. Мы вникаем в идею проекта и стараемся вписать наше шоу в его концепцию.

Те, кто рекламируется в интернете, в основном предлагают «салют на свадьбу за 35 тысяч рублей». За такие деньги я даже трубку не возьму: за проект, который можно сделать на эти деньги, мне будет стыдно.

Дмитрий Федорович

Основные заказчики — россияне, но до 2020 года предприниматели иногда выезжали с пиротехникой и за рубеж. Новые клиенты узнают о компании в основном по рекомендации прежних, рассказывает предприниматель.

Также до локдауна Федорович регулярно проводил салюты на городских праздниках в подмосковном Щёлково, но никогда не делал ставку на госзаказы.

Большинство фейерверков у нас заказывают частные клиенты. После запрета массовых мероприятий в Москве у нас отменились все городские проекты. Про них ничего не слышно уже почти два года.

Раньше я делал представления на день города, 9 мая, Новый Год в трёх подмосковных городах, и заказчиков всё устраивало. Когда появились тендерные системы, все начали урезать бюджет, а техзадание оставалось прежним.

Я не буду делать проект себе в убыток, а компании из других регионов готовы демпинговать, чтобы найти нового заказчика. В итоге они используют просроченную пиротехнику либо заявляют, например, 100 изделий, а запускают только 80. Я таким не занимаюсь — не люблю краснеть за свою работу.

Дмитрий Федорович

«Королевский фейерверк» зарабатывает в основном летом в свадебный сезон и в период новогодних корпоративов. Компания получает от 200 тысяч рублей прибыли в месяц — это нижняя граница, а верхней — нет, утверждает её совладелец.

В один месяц супруги могут выполнить несколько проектов за миллионы рублей и за счёт этого переживают мёртвый сезон, когда практически нет работы.

Из-за пандемии у компании сорвалось много заказов. Если клиент отменяет представление за 10 дней, «Королевский фейерверк» возвращает ему весь аванс. Если отказывается за пять дней до события, то удерживает 20%, а если день в день — 50%.

По данным «Контур.Фокуса», выручка компании в 2020 году составила 135 тысяч рублей, а чистый убыток — 243 тысячи из-за простоя во время локдауна. По словам предпринимателя, в 2021 году убытка у компании нет, но выручку и прибыль он не раскрывает.

Расходы и проблемы с поставками

На аренду склада, зарплаты и налоги по упрощённой системе уходит около 200 тысяч рублей в месяц. Комплект необходимого оборудования компания собирала около 10 лет и потратила на него больше миллиона рублей.

Для сложных проектов «Королевский фейерверк» иногда арендует оборудование у партнёров и знакомых. В большинстве представлений задействованы:

  • Пиротехнический пульт — 5-10 тысяч рублей.
  • Мельница для вихрей — 7-8 тысяч рублей.
  • Стойка для фонтанов — 7-5 тысяч.
  • Каналы для пульта— около 1000 рублей за штуку.
  • Пироскотч — около 400 рублей за штуку.
  • Мортиры — трубы для отстрела крупных калибров — 200-300 рублей.

Оборудование — многоразовое, но его нужно обновлять раз в пару лет. Например, мортиры трескаются и приходят в негодность после 100 выстрелов, объясняет предприниматель.

Импортная пиротехника после пандемии подорожала на 15-20%, а расходы на её перевозку выросли в 3,5 раза, отмечает Федорович. В России компания закупает бенгальские свечи: они сделаны из плотного металла и не плавятся при зажигании. В остальном отечественная продукция больше подходит для нужд армии, объясняет предприниматель.

Поскольку мы закупаемся в Китае, валюта контракта — это доллар, и цены все время растут вслед за ним. Другая проблема — это дефицит металлической стружки в Китае, которая используется почти во всей пиротехнике.

Если в 2020 году клиент заказал салют за 100 тысяч рублей, 21-го в этом году он может ужаснуться от цены 150 тысяч. Китайцы подняли цены на 40%, но мы будем несколько месяцев постепенно прибавлять по 5-7% к цене.

Дмитрий Федорович

По регламенту на расходном складе может храниться не больше одной тонны изделий и обычно «Королевский фейерверк» закупает их под заказ. Но в 2020 году начались перебои с поставками, и компания запаслась пиротехникой, чтобы не потерять заказы.

С тех пор предприниматели ничего не привозили из-за рубежа и время от времени берут фейерверки в долг у партнёров.

Раньше в отрасли была взаимовыручка, и пиротехники могли друг друга подстраховать на мероприятиях. Существовала негласная этика, и никто не лез к чужим постоянным клиентам. Но всё это ушло далеко и не вернётся никогда.

В 2014 году доллар взлетел, продукция первый раз резко подорожала, и все сразу стали конкурентами. Мало кто проявил себя как профессионал на рынке, вложился в рекламу или придумал что-то новое. Большинство просто пошли по тропе демпинга.

Сейчас трудно выходить на рынок в нашей сфере: это делают в основном те, кто откололись от какой-то компании и вышли в самостоятельное плавание. Почти все наши конкуренты работают больше 10 лет.

Дмитрий Федорович

Где учат пиротехников и сколько это стоит

Образование пиротехника можно получить в государственных учебных заведениях:

  • Дзержинском техническом колледже имени Красной Армии по специальности «Технология пиротехнических составов и изделий».
  • Санкт-Петербургский технический университет на кафедре высокоэнергетических процессов.
  • Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре «Технология изделий из пиротехнических и композиционных материалов».

Либо на курсах в частных профильных организациях:

  • 40-часовой курс в Российской пиротехнической ассоциации в Сергиевом Посаде или научно-методическом центре «Русской пиротехники» за 40 тысяч рублей.
  • Программе дистанционного обучения в компании «Пирохобби» за 11,9 тысяч рублей.

Профессиональная подготовка нужна, чтобы получить удостоверение специалиста. Оно даёт право использовать, хранить и перевозить фейерверки, участвовать в подготовке и запускать салюты либо руководить процессом.

Каждые три года нужно проходить повышение квалификации и получать новое удостоверение. С ним можно работать только в найме, а чтобы торговать пиротехникой либо открыть бизнес и проводить представления надо получить лицензию.

Для этого надо открыть ИП или ООО, оплатить госпошлину 7500 рублей и подать заявку на Госуслугах вместе с пакетом документов:

  • Заявлением на предоставление лицензии в свободной форме.
  • Удостоверением или другими подтверждения квалификации.
  • Свидетельством о праве собственности на склад для хранения пиротехники либо копией договора аренды.
  • Сведениями о специальном оборудовании и аппаратуре.
  • Сертификатом соответствия системы менеджмента качества.
  • Сведениями о контроле качества продукции либо выполнения услуг по организации фейерверков.

Документы можно загрузить в личный кабинет юрлица на Госуслугах либо отправить в Министерство промышленности и торговли почтой или курьером. Срок оказания услуги — 45 дней.

Чтобы устроить пиротехническое шоу на массовом мероприятии, нужно получить разрешение в городской администрации. Например, в Москве их согласует Департамент безопасности и противодействию коррупции. За 10 дней до даты мероприятия нужно подать в ведомство:

  • Запрос на проведение фейерверка в свободной форме.
  • Сертификаты всей заявленной пиротехники.
  • Лицензию.
  • Схему места проведения салютас обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны.
  • Удостоверения.

По закону о тишине запрещено запускать фейерверки после 23 часов за исключением новогодней ночи.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Профессиональные организованные фейерверки это круто, но вот чего я вообще не могу понять и с трудом выдерживаю - это вот все эти петарды, шутихи и прочая поебень, которой толпы народу балуются под окнами жилых домов. Какое-то совершенно дебильное развлечение пещерных людей, которое адски мешает нормальным людям (я уж не говорю про домашних животных, у которых дикий стресс, кто искал по всей квартире забившегося в панике в самый дальний угол кота или вытирал лужи обоссавшейся со страху собаки, меня поймет). Если когда-нибудь продажу и главное употребление этого говна запретят под страхом штрафов и административного ареста, от счастья напьюсь как в последний раз.

Ответить
Развернуть ветку
Alex
которое адски мешает нормальным людям

Ну нет, «нормальные люди» как раз семьями раз в год отмечают 10 минутным фейерверком Новый год. Единицы зашуганых социофобов это не «нормальные люди».

Другая проблема это техника безопасности. Но как правило проблемы с ней опять же не у «нормальных людей»

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Проблема и в безопасности (хотя зачастую опасность в основном для самих поджигателей), и в том, что таких "нормальных" на каждый двор далеко не одна семья. И это не 10 минут в итоге, а нередко до утра. Жгите бенгальские огни и прочие всякие свечи хоть до упаду, красиво, никому не мешает, но что за кайф в этих оглушительных хлопках? Причем уже давно же есть запрет заниматься этим вблизи жилых домов, но он никого не останавливает((

Ответить
Развернуть ветку
Константин Следнев

Психотерапия должна помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Также предлагаю запретить ремонт, так как это шумно

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

возьму вашу трубку за 30 тысяч

Ответить
Развернуть ветку
Джонни Флэйм

Я возьму трубку за 35к. Звоните.

Ответить
Развернуть ветку
Шаила

Опасная это штука, тут реально нужно быть профи.
Я фейерверки люблю, когда это масштабно, красиво, креативно.
p.s. трубку тоже возьму, за такие деньги ;)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Полухтин

Я за 35к просто возьму.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Могу взять трубку за 25 тысяч, жду звонков

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

В 90е помню в качестве питард взрывпакеты на рынке продавали.

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Чувак работал с пиротехникой.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null