Рубрика развивается при поддержке Почты России

Зрелище за 3 млн рублей: как устроен сезонный бизнес организаторов фейерверков Статьи редакции

Компания «Королевский фейерверк» получает в среднем 200 тысяч рублей прибыли в месяц. Основной заработок ей приносят летние свадьбы и новогодние корпоративы, которые помогают перенести мёртвый сезон.

Фейерверк в Москве

Дмитрий Федорович в 2005 году стал помогать друзьям в организации салютов, после чего выучился на пиротехника и открыл свой бизнес.

Его компания «Королевский фейерверк» делает представления стоимостью от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов в том числе для Моргенштерна и других знаменитостей.

Он рассказал, как идёт подготовка к запуску фейерверка, что может пойти не так и почему отказывается участвовать в тендерах.

Оглавление

Как специалист по продажам занялся фейерверками

В начале двухтысячных годов Дмитрий Федорович помогал производителям продавать товары в продуктовые магазины в Москве. Через несколько лет торговые сети стали вытеснять с рынка мелкую розницу. Ритейлеры работали с поставщиками напрямую и у предпринимателя стало меньше заказчиков.

Дмитрий Федорович

В 2005 году он начал помогать друзьям, которые занялись организацией салютов: разгружал оборудование и расставлял заряды на пусковой площадке.

Потом он прошёл курс профессиональной подготовки в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде и в 2006 году получил удостоверение пиротехника, которое требуется для работы на мероприятиях.

В нашем бизнесе много людей из салютных войск, где в 90-х годах устраивали фейерверки на военные праздники. В то время салюты были только на 9 мая и в Новый год, и рынка как такого не было.

Потом появились люди, которые могли себе позволить салют, и первые пиротехники стали получать не только государственные, но и частные заказы.

Первый наш крупный проект с приятелями был в 2005 году — баснословно дорогое по тем временам представление за 1 млн рублей для мероприятия в «Крокус Сити Холле».

Тогда на эти деньги у нас было целое поле, уставленное оборудованием. А сейчас с таким бюджетом всё поместится в микроавтобус.

Дмитрий Федорович

В 2009 году приятели Федоровича стали привозить из Китая пиротехнику и перепродавать профессиональные изделия в России, а ему предложили продвигать бытовые фейерверки в магазины.

Он согласился и параллельно работал на себя: устраивал салюты на свадьбах, корпоративах и городских праздниках. На одном из заказов он познакомился со своей будущей женой Светланой Лукьяновой.

В 2018 году Федорович отделился от бизнеса друзей и открыл вместе с супругой компанию «Королевский фейерверк». В семейном деле он — технический директор и отвечает за организацию шоу, а Лукьянова — генеральный директор и занимается привлечением клиентов.

Подготовка к представлению

«Королевский фейерверк» берётся за проекты с бюджетом не менее 100 тысяч рублей, включая пиротехнику и работу специалистов. На эту сумму заказчику предлагают на выбор несколько вариантов типовых салютов.

Стандартный фейерверк за 150 тысяч рублей

Если клиент хочет сам подобрать эффекты и музыку либо сделать представление по примеру из интернета, его стоимость будет начинаться от 500 тысяч рублей.

Команда составляет сценарий шоу с разными спецэффектами в программе Fireworks Studio, создаёт в ней графический видеоклип будущего представления под музыку заказчика. Если клиент утверждает проект, компания берёт с него предоплату 50% и подбирает пиротехнику.

Хуже всего, когда за два-три дня до праздника клиент меняет музыку или вносит другие поправки, из-за которых может поменяться бюджет. Но так делают всего 10% клиентов. Репетиции мы проводим только по запросу за дополнительную плату.

Приезжаем на площадку, расставляем заряды и запускаем салют. Дальше заказчик решает: оставить всё как есть, либо что-то поменять по просьбе клиента. Таких проектов было немного — около 5% от всех заказов.

Дмитрий Федорович

Также с помощью софта можно составить карту размещения оборудования и задать последовательность запуска каждого заряда. В день мероприятия пиротехники за несколько часов приезжают на объект с распечатанной схемой и оценивают обстановку.

Запускать заряды можно только с ровной площадки, где нет деревьев и линий электропередач. Стрелять с полей, где растёт сухая трава — очень опасно, отмечает предприниматель. Его команда выкашивает зону пуска и для подстраховки может залить её водой, чтобы искры ничего не подожгли.

Расстановка и зарядка изделий

При этом под дождём пиротехнику можно использовать, если упаковать её в стрейч-плёнку и обернуть в брезент. Промокшие изделия не сработают, либо могут разлететься в разные стороны и причинить вред.

Есть внутренняя негласная техника безопасности — не та, что написана на пиротехнике, а жизненная. У изделий бывают разные калибры и своя зона безопасности. Например, если мы работаем шарами, которые взрываются на высоте 100 м, в радиусе 80 метров не должно быть ничего и никого.

Ещё надо сделать поправку на ветер: если он сильный, а рядом частный сектор с деревянными домами, придётся перенести точку запуска, чтобы ничего не загорелось. Однажды мы отменили салют для «Газпрома» в Анапе: с моря дул шквальный ветер, и заряд могло унести в сторону зрителей.

Дмитрий Федорович

Если заказчик хочет фейерверк на воде, нужно пригнать судно и собрать понтоны, выставить на них заряженную пиротехнику, подключить к пульту и сделать тестовый запуск.

Фейерверк на воде за 500 тысяч рублей

Для шоу, как правило, используют:

  • Мортиры — пусковые трубки, из которых отстреливают пиротехнику крупных калибров.
  • Батареи салютов — куб из заряженных трубок, которые стреляют по прямой траектории.
  • Ракеты — заряженные снаряды для фейерверка.
  • Фестивальные шары — круглые заряды, которые при взрыве похожи на цветок.
  • Вертушки для фонтанов.
  • Надписи.
Наземный фейерверк на Патриарших прудах

После установки оборудования компания берёт оставшуюся половину оплаты, чтобы не разыскивать заказчиков в конце мероприятия.

Фейерверк можно запускать вручную, но обычно это делают дистанционно, через пульт управления, с помощью программы. Также нужно заранее продумать запасной вариант запуска, если не сработает пульт.

В 2014 году предприниматель оказался в такой ситуации. Ему заказали салют: нужно было запустить коробку шаров с радиопульта, чтобы не возиться с подключением проводов. Он нажал кнопку, но шоу не началось.

Женщина хотела сделать сюрприз мужу на годовщину свадьбы. Я подумал, что это лёгкий заказ, и 10 раз всё не перепроверил. Оказалось, провод от коммутатора был сломан. Я вышел из положения, поджёг фейерверк вручную, но сюрприз уже был испорчен.

До сих пор очень стыдно за это, потому что женщин-клиенток немного — обычно салюты заказывают мужчины. Эта история преподала мне жизненный урок, что не бывает несерьёзных заказов.

Дмитрий Федорович

Самые сложные проекты — это фейерверки с рисунком. У них обычно бывает несколько точек запуска: заряды закладывают в мортиры и наклоняют каждую под определённым углом — 30 или 45 градусов. Одни калибры раскрываются на высоте 120 м, другие — на 200 м и при взрыве создают рисунок.

Такой салют около недели готовит команда из пяти человек. Всего в штате у компании восемь сотрудников: графические дизайнеры создают видеовизуализацию проекта, а пиротехники готовят площадку и заряжают мортиры по распечатанной схеме.

Сколько можно заработать

Цена спецэффектов зависит от продолжительности зрелища, количества зарядов и пусковых площадок. Самые дорогие шоу «Королевского фейерверка» стоят 3 млн рублей.

Фейерверк за 3 млн рублей

Такое зрелище длится больше 10 минут и для него используют больше 1000 изделий, заряды запускают с нескольких точек, и они разлетаются на высоте 300 м.

Самый сложный заказ у нас был, когда с момента «хочу» до момента исполнения прошло всего 23 часа. Мы делали фейерверк на 10 минут за 250 или 280 километров от Москвы — миссия невыполнима. Но это был наш постоянный заказчик, которому мы не могли отказать.

Сначала я мысленно представил этот проект, а потом нарисовал на листке на коленках, пока мы двигались на площадку. Мы даже не успевали сделать клип. Задержались минут на 30, но претензий не было. Я поставил галочку, что могу теперь и это.

Дмитрий Федорович

Рекламу в соцсетях компания даёт только перед Новым годом, но с неё приходит всего несколько клиентов. Основные заказы приносит сотрудничество с организаторами мероприятий.

В числе постоянных клиентов «Королевского фейерверка» площадки и агентства, которые организуют праздники знаменитостям и заказывают для них пиротехнические шоу на миллионы рублей.

Спецэффекты на свадьбе Моргенштерна

Мы работаем с организаторами, которые берут глобальные мероприятия, и набирают на событие команду: одни отвечают за свет и звук, другие — за декорации и флористику, третьи — за фото и видео, а мы за фейерверк. Мы вникаем в идею проекта и стараемся вписать наше шоу в его концепцию.

Те, кто рекламируется в интернете, в основном предлагают «салют на свадьбу за 35 тысяч рублей». За такие деньги я даже трубку не возьму: за проект, который можно сделать на эти деньги, мне будет стыдно.

Дмитрий Федорович

Основные заказчики — россияне, но до 2020 года предприниматели иногда выезжали с пиротехникой и за рубеж. Новые клиенты узнают о компании в основном по рекомендации прежних, рассказывает предприниматель.

Также до локдауна Федорович регулярно проводил салюты на городских праздниках в подмосковном Щёлково, но никогда не делал ставку на госзаказы.

Большинство фейерверков у нас заказывают частные клиенты. После запрета массовых мероприятий в Москве у нас отменились все городские проекты. Про них ничего не слышно уже почти два года.

Раньше я делал представления на день города, 9 мая, Новый Год в трёх подмосковных городах, и заказчиков всё устраивало. Когда появились тендерные системы, все начали урезать бюджет, а техзадание оставалось прежним.

Я не буду делать проект себе в убыток, а компании из других регионов готовы демпинговать, чтобы найти нового заказчика. В итоге они используют просроченную пиротехнику либо заявляют, например, 100 изделий, а запускают только 80. Я таким не занимаюсь — не люблю краснеть за свою работу.

Дмитрий Федорович

«Королевский фейерверк» зарабатывает в основном летом в свадебный сезон и в период новогодних корпоративов. Компания получает от 200 тысяч рублей прибыли в месяц — это нижняя граница, а верхней — нет, утверждает её совладелец.

В один месяц супруги могут выполнить несколько проектов за миллионы рублей и за счёт этого переживают мёртвый сезон, когда практически нет работы.

Из-за пандемии у компании сорвалось много заказов. Если клиент отменяет представление за 10 дней, «Королевский фейерверк» возвращает ему весь аванс. Если отказывается за пять дней до события, то удерживает 20%, а если день в день — 50%.

По данным «Контур.Фокуса», выручка компании в 2020 году составила 135 тысяч рублей, а чистый убыток — 243 тысячи из-за простоя во время локдауна. По словам предпринимателя, в 2021 году убытка у компании нет, но выручку и прибыль он не раскрывает.

Расходы и проблемы с поставками

На аренду склада, зарплаты и налоги по упрощённой системе уходит около 200 тысяч рублей в месяц. Комплект необходимого оборудования компания собирала около 10 лет и потратила на него больше миллиона рублей.

Для сложных проектов «Королевский фейерверк» иногда арендует оборудование у партнёров и знакомых. В большинстве представлений задействованы:

  • Пиротехнический пульт — 5-10 тысяч рублей.
  • Мельница для вихрей — 7-8 тысяч рублей.
  • Стойка для фонтанов — 7-5 тысяч.
  • Каналы для пульта— около 1000 рублей за штуку.
  • Пироскотч — около 400 рублей за штуку.
  • Мортиры — трубы для отстрела крупных калибров — 200-300 рублей.

Оборудование — многоразовое, но его нужно обновлять раз в пару лет. Например, мортиры трескаются и приходят в негодность после 100 выстрелов, объясняет предприниматель.

Импортная пиротехника после пандемии подорожала на 15-20%, а расходы на её перевозку выросли в 3,5 раза, отмечает Федорович. В России компания закупает бенгальские свечи: они сделаны из плотного металла и не плавятся при зажигании. В остальном отечественная продукция больше подходит для нужд армии, объясняет предприниматель.

Поскольку мы закупаемся в Китае, валюта контракта — это доллар, и цены все время растут вслед за ним. Другая проблема — это дефицит металлической стружки в Китае, которая используется почти во всей пиротехнике.

Если в 2020 году клиент заказал салют за 100 тысяч рублей, 21-го в этом году он может ужаснуться от цены 150 тысяч. Китайцы подняли цены на 40%, но мы будем несколько месяцев постепенно прибавлять по 5-7% к цене.

Дмитрий Федорович

По регламенту на расходном складе может храниться не больше одной тонны изделий и обычно «Королевский фейерверк» закупает их под заказ. Но в 2020 году начались перебои с поставками, и компания запаслась пиротехникой, чтобы не потерять заказы.

С тех пор предприниматели ничего не привозили из-за рубежа и время от времени берут фейерверки в долг у партнёров.

Раньше в отрасли была взаимовыручка, и пиротехники могли друг друга подстраховать на мероприятиях. Существовала негласная этика, и никто не лез к чужим постоянным клиентам. Но всё это ушло далеко и не вернётся никогда.

В 2014 году доллар взлетел, продукция первый раз резко подорожала, и все сразу стали конкурентами. Мало кто проявил себя как профессионал на рынке, вложился в рекламу или придумал что-то новое. Большинство просто пошли по тропе демпинга.

Сейчас трудно выходить на рынок в нашей сфере: это делают в основном те, кто откололись от какой-то компании и вышли в самостоятельное плавание. Почти все наши конкуренты работают больше 10 лет.

Дмитрий Федорович

Где учат пиротехников и сколько это стоит

Образование пиротехника можно получить в государственных учебных заведениях:

  • Дзержинском техническом колледже имени Красной Армии по специальности «Технология пиротехнических составов и изделий».
  • Санкт-Петербургский технический университет на кафедре высокоэнергетических процессов.
  • Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре «Технология изделий из пиротехнических и композиционных материалов».

Либо на курсах в частных профильных организациях:

  • 40-часовой курс в Российской пиротехнической ассоциации в Сергиевом Посаде или научно-методическом центре «Русской пиротехники» за 40 тысяч рублей.
  • Программе дистанционного обучения в компании «Пирохобби» за 11,9 тысяч рублей.

Профессиональная подготовка нужна, чтобы получить удостоверение специалиста. Оно даёт право использовать, хранить и перевозить фейерверки, участвовать в подготовке и запускать салюты либо руководить процессом.

Каждые три года нужно проходить повышение квалификации и получать новое удостоверение. С ним можно работать только в найме, а чтобы торговать пиротехникой либо открыть бизнес и проводить представления надо получить лицензию.

Для этого надо открыть ИП или ООО, оплатить госпошлину 7500 рублей и подать заявку на Госуслугах вместе с пакетом документов:

  • Заявлением на предоставление лицензии в свободной форме.
  • Удостоверением или другими подтверждения квалификации.
  • Свидетельством о праве собственности на склад для хранения пиротехники либо копией договора аренды.
  • Сведениями о специальном оборудовании и аппаратуре.
  • Сертификатом соответствия системы менеджмента качества.
  • Сведениями о контроле качества продукции либо выполнения услуг по организации фейерверков.

Документы можно загрузить в личный кабинет юрлица на Госуслугах либо отправить в Министерство промышленности и торговли почтой или курьером. Срок оказания услуги — 45 дней.

Чтобы устроить пиротехническое шоу на массовом мероприятии, нужно получить разрешение в городской администрации. Например, в Москве их согласует Департамент безопасности и противодействию коррупции. За 10 дней до даты мероприятия нужно подать в ведомство:

  • Запрос на проведение фейерверка в свободной форме.
  • Сертификаты всей заявленной пиротехники.
  • Лицензию.
  • Схему места проведения салютас обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны.
  • Удостоверения.

По закону о тишине запрещено запускать фейерверки после 23 часов за исключением новогодней ночи.

0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Dmitry Kiselev

Профессиональные организованные фейерверки это круто, но вот чего я вообще не могу понять и с трудом выдерживаю - это вот все эти петарды, шутихи и прочая поебень, которой толпы народу балуются под окнами жилых домов. Какое-то совершенно дебильное развлечение пещерных людей, которое адски мешает нормальным людям (я уж не говорю про домашних животных, у которых дикий стресс, кто искал по всей квартире забившегося в панике в самый дальний угол кота или вытирал лужи обоссавшейся со страху собаки, меня поймет). Если когда-нибудь продажу и главное употребление этого говна запретят под страхом штрафов и административного ареста, от счастья напьюсь как в последний раз.

Ответить
8
Развернуть ветку
Alex

которое адски мешает нормальным людям

Ну нет, «нормальные люди» как раз семьями раз в год отмечают 10 минутным фейерверком Новый год. Единицы зашуганых социофобов это не «нормальные люди».

Другая проблема это техника безопасности. Но как правило проблемы с ней опять же не у «нормальных людей»

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Проблема и в безопасности (хотя зачастую опасность в основном для самих поджигателей), и в том, что таких "нормальных" на каждый двор далеко не одна семья. И это не 10 минут в итоге, а нередко до утра. Жгите бенгальские огни и прочие всякие свечи хоть до упаду, красиво, никому не мешает, но что за кайф в этих оглушительных хлопках? Причем уже давно же есть запрет заниматься этим вблизи жилых домов, но он никого не останавливает((

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Следнев

Психотерапия должна помочь.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex

Также предлагаю запретить ремонт, так как это шумно

Ответить
0
Развернуть ветку
Art Kha

возьму вашу трубку за 30 тысяч

Ответить
3
Развернуть ветку
Джонни Флэйм

Я возьму трубку за 35к. Звоните.

Ответить
2
Развернуть ветку
Шаила

Опасная это штука, тут реально нужно быть профи.
Я фейерверки люблю, когда это масштабно, красиво, креативно.
p.s. трубку тоже возьму, за такие деньги ;)

Ответить
2
Развернуть ветку
Константин Полухтин

Я за 35к просто возьму.

Ответить
0
Развернуть ветку
Kek Man

Могу взять трубку за 25 тысяч, жду звонков

Ответить
0
Развернуть ветку
Влад Берг

В 90е помню в качестве питард взрывпакеты на рынке продавали.

Ответить
0
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Чувак работал с пиротехникой.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
«Яндекс Go» заблокировал мой аккаунт, хотя я не нарушал правила пользования сервисом
Зумеры и продажи в онлайне: почему инвесторы вложили $457 млн в бренды нижнего белья в 2021 году Статьи редакции

Новые компании, выходящие на рынок белья, не изобретают ничего принципиально нового, пишет Crunchbase. Но меняется формат продажи одежды: компании ориентируются на онлайн-покупателей и предлагают инструменты для выбора вещей в интернете.

Фото: PxHere
Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Сколько тратят миллиардеры на футбол? Кажется, российские – самые щедрые

Исследование автора Sports.ru Дениса Пузырева.

Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

null