{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что будет дальше с международными поставками?

Мнение главы международной логистической компании о том что вообще происходит

Я Андрей Захарченко, мой бизнес Standard Trade почти 10 лет занимается аутсорсингом внешнеэкономической деятельности и работой с зарубежными поставщиками. Постараюсь ответить на самые частые вопросы про работу с импортом, транспортом и переводами денег.

Что будет дальше?

Никто не знает. Могу посоветовать одно: не верить любым прогнозам. Уверен, когда все закончится, найдутся "эксперты", кто объяснит причину всех предстоящих событий и скажет, что все было понятно. Нет, непонятно. Сегодня, 2 марта 2022 года, спустя неделю после начала войны возможны как сценарии смены режима с долларом по 60 и извинениями новых властей перед всем миром, так и ядерной войны с откатом человечества в Каменный век. Но, как говорил Нассим Талеб: "Все мы легко можем предсказывать события постфактум".

Я не хочу обсуждать здесь политику, историю, военную стратегию и психиатрию, а хочу рассуждать на тему международной торговли, основываясь на информации из первых рук. Точно также моим прогнозам можно не верить, это лишь мнение человека, кто долго варится в этом бизнесе

Можно ли заказывать что-то из Европы и США сейчас?

Вчера наш груз с промышленными двигателями вышел из Германии. Сегодня был в Варшаве. Немцы без проблем отдали оплаченный заранее груз, а машина без всяких проблем его вывезла. Ожидаемые сроки доставки в Москву, с учетом паники на границе - 10 дней от двери до двери.

При этом следующий заказ этот же производитель отказался принимать "до выяснения обстоятельств". С нами не отказываются работать, но ждут какой-то конкретики.

С грузом в США так не получилось. Мы - страна-агрессор. Заказанное вендинговое оборудование не отгружают. Обещают вернуть предоплату, но советуются с юристами. Для нас юридических проблем нет, в договоре есть обязательный пункт про возврат аванса в случае непоставки, по которому фабрика обязана вернуть деньги. И, моя гипотеза, с юристами они советуются что найти формальный повод не вернуть.

Наш совет: если ваш поставщик в Европе и США не прекратил работать по собственной инициативе, то забирать товар в ближайшее время и не размещать заказы до окончания активной фазы конфликта.

Что по поводу Китая? Безопасно ли работать?

Мы работаем. Китай для нас основное направление и пока ни одна фабрика не выразила желания прекращать работу. Большинство нас поддерживает. В целом, повестка в Китае формируется в пользу России. Фабрики, что совсем нетипично, даже согласовывают скидки на размещенные заказы (важно понимать, что даже в нынешней ситуации это скорее исключение, чем правило, не стоит всерьез на это рассчитывать).

Многие фабрики предлагают перейти на расчет с ними в юанях. Вот тут мы не спешим. У нас самих давно открыт юаневый счет и проблем с переводами этой валюты никаких нет. Но фабрики в ближайшее время будут пользоваться неопределенностью и в дополнение к дикому биржевому курсу и такому же дикому спреду в некоторых банках (один момент Тинькофф предлагал купить валюту по +14 р. к бирже) еще и ставить дикую конвертацию цены товара из доллара в юани.

Наш совет: работать с китайскими фабриками можно, но будьте аккуратны и не ведитесь на кажущуюся доброту и желание помочь.

Что происходит с транспортом?

Во вторник о прекращении работы по российскому направлению заявил крупнейший мировой контейнерный оператор, датская компания Maersk. Следом за ним 2-й и 3-й по величине мировой перевозчик - итальянская MSC и французская CMA CGM. В ближайшие дни ожидаем отказа от перевозок немецкой Hapag-Lloyd и тайваньской Yang Ming, перевозящих грузы в основном в Новороссийск, а также корейской Hyundai, работающей с Владивостоком.

Останется ли возможность возить грузы морем? Да, останется. С рынка вряд ли уйдет китайская COSCO (4-я по величине в мире) и точно не уйдут российские FESCO и SASCO (за пределами первой 30-ки, но зато наши). Но стоимость морских перевозок подскочит, а забукироваться на ближайший месяц, как минимум, станет невозможно.

По китайскому направлению довольно стабильно ходят прямые поезда. Т.е. груз выходит, например из Сучжоу (рядом с Шанхаем) и идет через Забайкальск или Казахстан в Москву. Последние несколько лет этот путь был сравним по стоимости с вариантом доставить морем во Владивосток и оттуда поездом в Москву, но шел дней на 10 быстрее (25 дней против 35). В период пандемии прямой ЖД был нестабилен: грузы могли ожидать выхода со станции до 3-х недель. Ситуация чуть-чуть улучшилась с середины февраля. Но сейчас все отмененные букинги Маерска и остальных линий будут штурмовать этот путь.

Наш совет: вести грузы из Китая на прямом поезде, закладывая на перевозку до 60 дней. Прогноз по стоимости - 15000 долларов за 40-футовый контейнер от станции до станции.

Что происходит с переводами? Дойдут ли деньги до фабрики?

На текущий момент деньги доходят везде: и в США и в Китай и в Кению. Есть вероятность отключения SWIFT. Мое мнение: вряд ли отключат, это невыгодно в первую очередь прочим странам. Но точно также мне казалось невыгодным замораживать активы ЦБ за рубежом и получить доллар по 118 р. Поэтому, you never know.

При этом стоит понимать, что в случае ограничения переводов, без международной торговли мы не останемся. Банки уже готовят альтернативные системы обмена данными о платежах. Перекрывать весь импорт в Россию - допустить гуманитарную катастрофу.

Наш совет: надейтесь на лучшее, готовьтесь к худшему. В случае отключения SWIFT ставки на перевод за рубеж вырастут с нынешних десятых долей процента до нескольких процентов. По крайней мере, в первое время.

Друзья, какие у вас есть вопросы? Готов ответить в комментариях. По возможности, подготовлю вторую статью с апдейтом ситуации и разбором новых вопросов

0
219 комментариев
Написать комментарий...
RomanAno

У мен есть вопрос. Какая ситуация сейчас с экспортом? Работа нашего экспортного отдела остановилась по нескольким причинам: 1) даже арабские партнёры сейчас не готовы предоплачивать товар и готовы оплачивать только после прибытия товара в порт. 2) ТК не дают точной информации можно ли отправить груз из Новороссийска. Ситуация у них меняется каждый день

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

1) Это логично, все партнеры не знаю как будет развиваться дальше ситуация и перестраховываются
2) И это тоже логично, к сожалению. Остается только ежедневно ловить возможность зафрахтоваться

Ответить
Развернуть ветку
216 комментариев
Раскрывать всегда