{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Рекомендации по работе с Iiko: плюсы и минусы подключения программы для ресторанов

Что такое программа iiko? Расскажем о проблемах в интеграции и предложим варианты решения.

IIko (читается как «айко») — комплексная система автоматизации ресторана, точки питания.

Отличительной особенностью системы iiko является уникальная интегрированность всех бизнес процессов в режиме реального времени. От кассовых и официантских терминалов до склада и кухни, от финансового анализа и отчетности для акционеров до управления музыкой и системой видеонаблюдения в заведении, от планирования банкетов и предварительного резервирования столов до системы лояльности гостей.

Уже более 50 000 ресторанов подключены к программе iiko, и 40 000 активных пользователей работают с ней на данный момент, что несомненно является доказательством удобства применения iiko в ресторанном бизнесе.

Все операции на кассе фиксируются в системе, это избавляет владельцев бизнеса от необходимости постоянного контроля.

Кроме того, программа позволяет получить автоматический прогноз продаж, который учитывает внешние факторы, сезонность, дни недели. Точность такого прогноза достаточно высока. Также в iiko можно планировать закупку продуктов, работу кухни. Для этого не нужен ответственный специалист, все строится в автоматическом режиме.

Напоминания и подсказки в iiko исключают человеческий фактор, а четкие и понятные инструкции упрощают работу внутри коллектива.

Iiko имеет множество возможностей и готовых решений (как стандартных, так и на основе сторонних модулей), однако в рамках данной статьи нас интересует решение для управления службой доставки iikoDelivery.

Что нужно для интеграции iiko с сайтом на 1С-Битрикс?

Для интеграции iiko с сайтом, у вас должен быть куплен и настроен iikoDelivery, а так же подключен API iikoDelivery.

Если вы не знаете что это и включено ли это у вас, то необходимо обратиться в организацию, которая занимается обслуживанием iiko. За обслуживание работы API они могут брать дополнительную плату ежемесячно.

В целом, API iikoDelivery — это REST, обмен идёт с помощью JSON данных. Однако, у iiko есть особенности, которые могут затруднить интеграцию с сайтом. Ниже опишем все трудности, с которыми мы столкнулись.

Меню для сайта настраивается отдельно

Меню ресторана в iiko нельзя получить через API. Для выгрузки в API существует отдельный раздел «Выгрузка меню». В нём необходимо заново составить весь классификатор меню (разделы), добавить товары. При этом, товарам можно загрузить картинки и поменять названия.

В этом есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы: блюда на сайте и блюда в ресторане действительно могут различаться (не всё, что есть в ресторане, доставляется на дом). И это можно настроить штатными средствами.

Минусы: такая настройка обязательна. Альтернатив нет. В итоге при изменении меню ресторана, его приходится править в двух местах. Это вызывает ошибки из-за человеческого фактора.

Проблема отсутствия блюд

Какое-то из блюд может не продаваться в ресторане (например, закончился один из ингредиентов). Для этого в iiko существуют стоп-листы. Их также можно загрузить на сайт с помощью API iikoDelivery.

Основная проблема заключается в том, что стоп-листов может быть много. Если у компании несколько ресторанов, то в каждом из них может быть свой стоп-лист. В этом случае на сайте (в зависимости от бизнес-логики) необходимо определить, из какого ресторана осуществляется продажа. Например, по GeoIP посетителя (или же вручную попросить выбрать интересующий ресторан).

Оформить заказ с блюдом из стоп-листа не получится. Iiko не даст загрузить такой заказ в систему и выдаст ошибку.

Добавки в блюда

Часто в ресторанах можно выбрать добавки в блюда. Например, вы можете добавить к пицце свои любимые ингредиенты (например, грибы или дополнительную порцию сыра). В iiko это называется «модификаторы».

Модификаторы могут быть бесплатные и платные. Могут иметь ограничение на количество (например, в пиццу можно добавить не более 50 грамм грибов). Могут быть обязательными и необязательными (без добавления обязательного модификатора не оформится заказ). Могут иметь разные единицы измерений, а также могут быть сгруппированы в разделы (т. е. иметь древовидный классификатор). У каждого товара могут быть свои модификаторы.

Модификаторы в iiko достаточно сложная сущность. И она доставляет немало проблем при интеграции с сайтом. В 1С-Битрикс работа с модификаторами не ложится в стандартную парадигму работы (торговые предложения 1С-Битрикс не подходят для этого). Поэтому, приходится серьезно кастомизировать компоненты каталога товаров и корзины, а также модифицировать стандартную систему ценообразования товаров.

Адреса доставки и зона обслуживания

По умолчанию, зона доставки настраивается непосредственно в iiko. И это доставляет проблемы при интеграции с сайтом.

В этом случае адреса доставки на сайте необходимо выбирать строго из справочника iiko. А сам справочник регулярно обновлять внутри iiko.

Это вызывает необходимость кастомизации стандартного процесса оформления заказа в 1С-Битрикс. При этом, достаточно частая проблема заключается в том, что клиент не может найти в справочнике необходимый ему адрес. Проблема достаточно серьезная, т. к. отправить заказ с «произвольным» адресом не получится (iiko выдаст ошибку при попытке загрузки заказа).

Также мы столкнулись с проблемой адреса в Зеленограде. В Зеленограде нет улиц, есть корпуса. А iiko требовала улицу. Это вводило покупателей в заблуждение.

Выходом может стать отключение настройки зон доставки в iiko. Но, в этом случае ограничение зон полностью ляжет на плечи сайта.

Стабильность работы API

Работа API в iiko зависит от работы облачных сервисов самой компании, на которые мы не можем влиять. Во время разработки сайта мы неоднократно столкнулись с тем, что API не отвечало. Для ресторана с доставкой это может быть критично, т. к. клиент не будет ждать и закажет у конкурентов.

Мы решили эту проблему не привязываясь к API iiko. Если по какой-то причине мы не можем отправить заказ в iiko, то мы его записываем у себя и отправляем email оператору, чтобы заказ внесли вручную и начали готовить.

Выводы

Iiko — хорошая и удобная система для автоматизации работы ресторана и службы доставки.

Интеграция iiko с интернет-магазином на 1С-Битрикс полна подводных камней, но все эти проблемы решаемы. В итоге на выходе вы получите автоматизированный магазин, в котором товары будут обновляться из iiko, а заказы попадать напрямую к операторам доставки.

Для упрощения процесса интеграции есть возможность покупки модуля «Интеграция с iiko». Стоимость модуля — 50 000 рублей. Он позволяет произвести базовую интеграцию в стандартном варианте. Тем не менее есть вероятность, что потребуется кастомизация данного модуля из-за особенностей структуры меню ресторана, а также из-за специфики настроек программы iiko.

Работы по настройке и тестированию интеграции занимают не менее 40 часов. Для уточнения стоимости рекомендуем обратиться к менеджерам интернет-агентства «Пиксель Плюс».

Материал подготовлен специалистами интернет-агентства «Пиксель Плюс»:

Аккаунт-директором отдела поддержки сайтов Татьяной Яковлевой;

Специалистом отдела поддержки Вадимом Крутиковым.

0
5 комментариев
Dmitriy Zorin

Мое мнение по айко, как разработчика кастомного (есть требования/фишечки, которые в виджеты delivery не укладываютя) сайта:
Прорваться от морды сайта айко до внятного API - целый квест, даже если ты указываешь, что интересуешься сайтом, как разработчик.
Все что на русском языке - плохо структурировано и непонятно, что к чему. Много общих слов, мало конкретики.
До полной англоязычной документации по iiko API добираешься через неделю кликов по ссылкам.
И даже она содержит неочевидные трактовки. Друзья, комрады разработчики, если вы это читаете - ищите примеры интеграций на GitHUB - там пара строк объясняют больше, чем вся документация представляемая основным сайтом.
Поддержка у нашего дилера IIKO оставляет желать лучшего. Уже более недели не можем решить простую проблему: почему у ключа API не хватает каких-то прав.
Футбол. Сначала переписывался с поддержкой основной команды IIKO, потом меня отфорвардили к поддержке дилера. Ребят, 2 дня впустую! Можно же было сразу к дилеру отправить.
Вот такое.

Хотя, как система, скорее понравилось. У меня от интеграции бомбит.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorin

А и да, из web-итерфейса iiko.biz - нельзя обращаться к поддержке. Что за непрофессионализм? Я сейчас заказчику объясняю, что мы проблему пытаемся решить, а он уже не очень верит. Просто потому, что все общение с поддержкой идет в личном треде. Это пипец.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Zorin

Извините, что я тут у вас срач развел. Все вопросы скорее к iiko, чем к интеграторам. Но бомбит у меня - бомбит (с)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel VanPaul

Полностью присоединяюсь к вышесказанному. Iiko это шлак. Iiko biz как был мусором им и остался. Iiko открестилась от него сказав, что в iikoTransport все будет по новому и это якобы замена biz'у. Но по факту с этого заявления прошло уже 3 года и обе системы как были помойками, так ими и остались.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Dubenchak

Отзывы об iiko в любом случае для кругозора клиентов будет полезно почитать) А интеграторы молодцы, что справляются с такими задачами, как правило, когда клиент уже живет с iiko - выбирать не приходиться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда