Торговля
XWAY

6 мифов онлайн-торговли: как селлеру работать на маркетплейсах в новых реалиях

События последних двух недель навели панику среди владельцев магазинов на российских маркетплейсах. Новостная повестка о постоянно скачущем курсе доллара, проблемах с логистикой и непонимание, что делать дальше, давят на бизнес и требуют оперативных ответных действий. О том, какие мифы дистанционной торговли среди селлеров популярны в период турбулентности и что за ними стоит, рассказываем в этой статье.

Миф №1: Продавать сейчас неэтично

Продолжать работать или строить бизнес на фоне происходящего — непорядочно, поэтому нужно срочно заморозить все процессы в компании и ждать лучших времен.

Что на самом деле:

Каждая оплаченная покупка и оформленный заказ запускает движение денежных средств, без которого экономика просто не может функционировать. Например, клиент покупает товар, деньги поступают продавцу, часть идет на зарплату его сотрудников, а они, в свою очередь, приобретают необходимые продукты или услуги. Если совсем перестать продавать, то о росте экономики можно и не мечтать.

Миф №2: Малый бизнес заведомо в проигрыше

В гонке выживет только крупный бизнес, а малый, что бы он ни делал, — пострадает.

Что на самом деле:

Большие бренды первыми реагируют на внешние ситуации, которые так или иначе могут повлиять на репутацию компании. У таких гигантов есть возможность переждать любую неопределенность — их антикризисные стратегии прошли огонь и воду, закалялись не в один экономический спад. На первый взгляд, малый и средний бизнес в такой ситуации уязвим, но не нужно забывать про его главное преимущество — мобильность. Хотя у крупных предприятий отлажены все внутренние процессы, есть определенная товарная линейка, изменить и перестроить их в короткий срок невозможно. Малый и средний бизнес более динамичный — он обладает быстрой адаптивной способностью в принятии решений, поиску новых ниш или смены общего вектора развития компании. Такие компании ближе к клиентам и быстрее могут отследить тренды на изменение потребительского поведения. Поэтому не стоит сразу впадать в панику — важно сконцентрироваться на преимуществах бизнеса и перестраивать работу с учетом ситуации.

Миф №3: Все равно никто не будет покупать

Раз покупательская способность на фоне увеличивающейся инфляции снижается, потребителям будет не до покупок.

Что на самом деле:

Продажи были, есть и будут — людям всегда нужны FMCG-товары: продукты питания, одежда, обувь и многое другое. Уже сегодня у многих селлеров на фоне этой ситуации вырос спрос — покупатели запасаются впрок. Для тех, кто выходит на рынок с продукцией повседневного спроса, советуем быть готовым к просадке в нише, поскольку рано или поздно ситуация стабилизируется, предложение превысит спрос. И тогда появятся новые ниши, которые будут пользоваться популярностью — все циклично.

Миф №4: Покупать нечем = расходимся

Зачем торговать, если все платежные карты заблокируют и оплачивать товар будет нечем.

Что на самом деле:

Оплата на маркетплейсах настолько user-friendly для покупателей, что мало кто во время покупки раньше мог задуматься о пластиковой карте — один клик и заказ оплачен. Несмотря на появившиеся трудности, уже выпущенные в России карты Mastercard и VISA продолжат работать на территории страны. Кроме того, огромным спросом стал пользоваться китайский платежный сервис UnionPay и карты МИР — 35% россиян заявили о готовности оформить карты. А значит, покупатели готовы адаптироваться и пробовать альтернативные способы.

Миф №5: Никакого маркетинга

В сложных ситуациях нужно экономить, и в первую очередь за счет сокращения расходов на рекламу и маркетинг.

Что на самом деле:

Многие предприниматели сегодня ставят на паузу всю маркетинговую активность, в том числе из-за приостановки работы Instagram и Facebook — невозможно запустить таргет. Но есть и другие каналы коммуникации, реклама в которых, из-за снизившейся конкуренции, стала намного дешевле — кто-то совсем ушел с рынков, кто-то отключил маркетинговую деятельность. Например, на Яндекс.Маркете, где продвижение строится по принципу «чем больше ставка, тем выше предложение продавца» селлеру стало намного легче выбиться на первые позиции поисковика. Это значит, теперь за меньшую ставку есть все шансы охватить более широкий рынок, пока активность других конкурентов стоит на паузе.

Миф №6: Не нужно адаптировать бизнес-процессы

Делать вид, что ничего не произошло и/или все быстро закончится.

Что на самом деле:

Конечно же, каждый сам должен решить для себя, уходить в тень или нет. Однако стоит помнить, что отказ от перестройки процессов мешает предпринимателю сохранить и приумножить бизнес в условиях меняющихся правил игры. К примеру, в первый год пандемии были компании, которые либо останавливали работу, либо продолжали ее, не реагируя при этом на новые вызовы. Как итог, потеряли лояльность клиентов, медийный вес, и до сих пор не смогли догнать рынок. Поэтому гораздо разумнее сейчас оптимизировать бизнес и искать запасные варианты: просчитывать риски, подбирать новых поставщиков, возможно даже менять нишу. В конце концов, в кризис всегда есть тот, кто наоборот только выигрывает за счёт нестабильного рынка.

Заключение

Бизнес неразрывно связан с рисками, и каждый предприниматель об этом знает. Если вы принимаете решение оставаться на маркетплейсах — помните о своих преимуществах. Можно ждать, пока все вернется к прежнему уровню, а можно адаптироваться под ситуацию, и ваши конкуренты вас точно не догонят.

0
2 комментария
Иван Попов

"Например, на Яндекс.Маркете, где продвижение строится по принципу «чем ниже ставка, тем выше предложение продавца» продавцу стало намного легче выбиться на первые позиции поисковика." - а можно поподробнее, что это за гениальная такая схема?

Ответить
Развернуть ветку
XWAY
Автор

Добрый день! Сегодня на Яндекс.Маркете можно продвигаться с помощью ставок — процента от цены, который селлеры готовы заплатить за рост продаж. Размер ставки может влиять на то, как высоко в листинге будет находиться предложение продавца, а также попадет ли товар в отдельный блок поисковика платформы. Чем больше ставка, тем выше карточка товара относительно ваших конкурентов. В связи с тем, что многие бренды остановили рекламу, конкуренция на маркетплейсе стала ниже. Для продавцов это значит следующее: можно выставлять ставку ниже, чем обычно, и при этом занимать высокие позиции при ранжировании в выдаче — больше покупателей увидит ваш товар. Поправили этот момент в статье :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null