{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Мы не заменим H&M, но будут рубли — будем шить»: монолог Дарьи Зарыковской, которая продолжает швейный бизнес в России Статьи редакции

О первых действиях после кризиса, проблемах с производством и ближайших планах.

Дарья Зарыковская
  • Компания «Мам, купи!» Зарыковской выпускает и продаёт сувениры, одежду и другой мерч из своих коллекций и вместе с блогерами — например, с YouTube-каналом «Редакция», каналом «Дождь» (признан иноагентом в РФ), автоблогером Стасом Асафьевым и другими.
  • Продают товары напрямую и перекупщикам, а также шьют по заказам для b2b-клиентов.
  • Планируют расширять производство, но новые направления запускать пока не готовы.

Это не первый кризис

К 2020 году у «Мам, купи!» работал розничный интернет-магазин и две точки в офлайне. А ещё мы выставляли товар на фестивалях и концертах тех артистов и блогеров, чей мерчендайз продавали. Но в пандемию офлайн-торговля встала. Сперва мы закрылись из-за локдаунов, а потом работать могли только с ограничениями. И запланированные мероприятия то и дело отменяли — причём иногда день в день, когда мы уже успевали отшить партию.

Нормально функционировать в таких условиях не получалось, поэтому задумали оптимизироваться. Сперва закрыли физические магазины. Наш магазин в Санкт-Петербурге, конечно, работал не в убыток — даже приносил прибыль, но он всё равно требовал много внимания: нужно было решать, что делать с поставками, как быть с сотрудниками. Без магизинов стало проще.

А затем задумали выйти на маркетплейсы — чтобы заодно освоить b2b-сегмент и продавать оптовым закупщикам нашу продукцию. Сделать это раньше мы не могли просто потому, что не хватало мощностей: производство было перегружено нашими же заказами.

К тому же тогда мы только отлаживали процессы. Да, швейный цех у нас с 2017 года, но развивали-то мы его постепенно. На швею я не училась, опыта на производстве не было, так что часто действовала по интуиции, меняла руководителей. И даже когда мы уже запустили b2b-направление, масштабироваться в одночасье не могли. Брали ограниченное число заказов, чтобы никого не подвести, и к 2022 году поставили производство на поток.

Чёрная дыра под названием Wildberries

Освоиться на Ozon было несложно — для этого есть все инструкции. А вот на Wildberries не обойтись без магии, упорства и воинственности. Есть ощущение, что многие процессы там построены на каком-то эмоциональном уровне. Конечно, можно нанять подрядчиков, которые возьмут на себя всю работу, но лично я не уверена, что третья сторона в случае чего приложит достаточно усилий, чтобы, скажем, найти посылку, которую Wildberries потерял.

Wildberries — как чёрный котёл: закидываешь в него вещи, а дальше становишься сторонним наблюдателем. И проблемы у него примерно со всем: приёмкой, реализацией, формированием скидки, комиссией, возвратом со склада, перемещением между складами, доставкой до покупателя.

И что интересно, маркетплейс даже не пытается говорить с продавцами на человеческом языке. Я порой забываю, что это «Мам, купи!» их клиент, а не наоборот.

Не так давно Wildberries «упал» на десять дней, даже не объяснив, что случилось. Мы со своей стороны не видели ни стока, ни аналитики — только белый экран. А покупатели при этом умудрялись оформлять какие-то заказы. Как только маркетплейс работу наладил, разослал рассылку — что рубль укрепляется, а цены падают. И, конечно, потребовал у продавцов сделать скидки.

В сложившейся ситуации это не что иное, как издевательство. Бренды десять дней не могли ничего поставить, оборотность из-за сбоя упала, а Wildberries ещё пытается решить свои проблемы за наш счёт. Покупателям, понятно, хорошо. Мне кто-то честно говорил, что закупается на Wildberries просто потому, что там дешевле. Но продавцу-то тоже нелегко, особенно сейчас. А не поставишь скидку — площадка найдёт способы надавить: повысит комиссию, запретит отгрузку на склад, сменит стоимость хранения.

С Ozon даже тут всё иначе. Если у них что-то ломается, продавец сразу увидит предупреждение в личном кабинете. И к скидкам они не принуждают, а всячески стимулируют. Цель ведь в конечном счёте у всех одна: распродать товар, а не сидеть с ним как с мёртвым грузом.

Они, кстати, вошли в наше положение. Раньше на сайте у каждого товара висел виджет — как менялась цена. Но сейчас такие инструменты — сущий антимаркетинг, так что Ozon его убрал, а где-то ещё и скостил комиссии.

Что делали, когда часть заказов чуть не пропала

Из-за «операции» без заказов остались наши покупатели из Украины. «Почта России», имидж которой, как мне кажется, в последние годы значительно улучшился, все посылки нам вернула. Но это полбеды, ведь дальше мы должны вернуть покупателям деньги.

Обычно они резервируются в партнёрской кассовой системе — и именно она по нажатию одной кнопки автоматически совершает возврат. Но сейчас сервис остался без связи с украинскими эмитентами, поэтому подсказал нам фантастические варианты. Например, предложить украинским покупателям переслать деньги на карты российских банков их друзей и родственников.

Часть покупателей, конечно, от заказов не отказалась и попросила выслать их уже не в Украину, а в другие страны, где они пока пребывают. С этим мы справимся. Но в остальных случаях выбирать не приходится: возьмём на вооружение методы от кассового сервиса и добавим от себя один — криптовалюту.

С импортом плохо, а российские ткани — не российские, да ещё и дороже импортных

С цепочками поставок сейчас беда. Единственное направление, которое ещё, возможно, осталось, — это Беларусь. Но не потому, что абсолютно все логистические компании ввели санкции против России или что границы закрыты. Дело в том, что никто не страхует грузы, а рисковать не хочет ни продавец, ни покупатель, ни компания-перевозчик. По той же причине не летают некоторые самолёты от дружественных стран: например, турецкая компания Pegasus Airlines. Их голландский партнёр отказывает в страховании.

95% закупок «Мам, купи!» — это Турция и Китай. У турок потрясающее качество тканых полотен, и поставщиков всегда легко найти. Они ходят на ярмарки и выставки, где с русскоговорящим менеджером можно сразу всё обсудить. Если нужно, они пришлют тебе фотографии и видео — и тканей, и самих цехов.

Из Китая заказываем оборудование. И оно, по моему опыту, не особо уступает другому. У нас есть носковязальная машинка — два года исправно работает. На днях завезли текстильный DTF-принтер — своеобразную замену шелкографии по качеству и долговечности. Расходники у него тоже китайские, но никаких недостатков мы не заметили: наносит и цвет передаёт он хорошо.

Сейчас мы можем разве что закупить ткань у турок за наличные деньги и самостоятельно их вывезти, но пока выкупаем остатки с посреднических складов в России. И каждый день боремся, чтобы они считали стоимость материалов не по внутреннему курсу, а по ЦБ. А то они там с ума сходят: доллар может стоить 100 рублей, а продавать будут за все 130. Но тут хотя бы есть шанс договориться, так что проблема в другом: запасов на складах обычно на три месяца, а что будет с новыми поставками — пока неизвестно.

Думали закупать российскую ткань, но она оказалась не совсем российской.

Её делают из турецких и узбекских расходников, потому что хлопок у нас не выращивают. Обычно в этом видят исключительно негатив — якобы в такой большой стране нет ничего своего. Но я не вижу смысла порицать предпринимателей. Россия всегда была встроена в мировую экономику, и нет ничего постыдного в том, чтобы производить товар из расходников из разных стран. Организовывать полный цикл производства для одного себя — это часто не выгодно и не нужно.

Проблема в другом: из-за того, что расходники закупаются в Турции, цена на итоговые полотна формируется в долларах. Так что купить ткань у местных порой ещё дороже, чем доставить её прямиком из Турции.

У наших производителей вдобавок ко всему страдают дистрибуция и менеджмент. Сплести тот же футер — натуральную хлопчатобумажную ткань для толстовок — они, может, и могут. Но найти их в интернете, оформить нормально заказ, чтобы он нигде не потерялся, подать жалобу на брак и даже просто дозвониться — это целое приключение.

Полагаю, они просто привыкли работать на нескольких крупных заказчиков. Вот есть поставщик футера, но качество его полотна — карде, то есть низкое. Эту ткань закупает у него условная армия — на трикотаж. И её такое качество устраивает. Получается, что делать футер высочайшего качества (пенье), чтобы продать компаниям вроде «Мам, купи!» на модные кофточки для тинейджеров, ему неинтересно.

Я, если честно, даже вот о чём думала: раз у них такая проблема, может, мне занять нишу не производства, а дистрибуции — чтобы дать возможность оптовым производителям дойти до клиента. Но после долгих раздумий эту затею пока отложила.

Производителя в России мы в итоге нашли — кулирки для футболок. Будем надеяться, что он сможет предоставлять нам нормальные полотна, и тогда вопрос с поставками будет частично закрыт. А то товарных запасов-то у нас нет. Ходовые позиции — мерч «Редакции» и автоблогера Стаса Асафьева — разлетается за две недели. Так что сформировать остаток не получается.

Есть, конечно, товары с менее популярными принтами, которые продаются всего по десять единиц в месяц. Они наверняка ещё будут. И осталась часть расходников: на тетради и носки. Но дальше, если что, будем адаптироваться, пересмотрим производство: если раньше печатали принты на паспортные обложки на УФ-принтере, европейский краситель для которого уже кончается, то приловчимся делать это c DTF-печатью.

Масштабировать производство можно и в кризис

Конечно, главное для всех продавцов — это чтобы люди покупали товар. Пока что спрос на розничные товары идёт по инерции, и понять, насколько покупательская способность уже сократилась, трудно. Это один момент. Второй — конкуренция у нас снизилась. Возможно, одно другое компенсирует.

«Одёжный» бизнес, по-моему, не в самом плохом положении. Особенно если у бренда собственное производство в России. К тому же, скорее всего, начнёт развиваться офлайн-торговля. Фильмов и концертов будет мало, но развлечения никто не отменял. Возможно, им станет в том числе шоппинг.

Я всё думала, какие ещё ниши можно освоить, но поняла, что лучше не распыляться и масштабировать то, что хорошо работает. Мы купили второй раскройный стол, дополнительные пять швейных машинок и тот самый DTF-принтер. Так что сейчас сможем шить не 3500 единиц товара в месяц, а 7000. Думаем выпустить к лету купальники — для себя и для партнёров. А ещё сделать брендированные торговые стойки для офлайновых мультибрендовых магазинов.

Продвигаться теперь придётся в том числе во «ВКонтакте». Как семь лет назад, будем настраивать таргет, пытаться попасть в рекомендации, сотрудничать с пабликами. Заблокированные соцсети тоже не бросим, но там у нас нет доступа к аналитике. Можем разве что купить рекламу у блогера и просто надеяться, что она сработала.

Заменить условный H&M мы, конечно, всё равно не сможем — нужны большие инвестиции: чтобы развернуть масштабное производство, нанять сотрудников, как-то жить с кассовым разрывом, поскольку продастся товар не сразу. Вкладываться в Россию пока никто не станет, а кредиты под 25% мы не потянем. Хочется, конечно, надеяться, что государство их субсидирует и покроет половину ставки. Но это лишь мечты.

Была идея также продавать франшизу, но пока от неё отказались. Решили сосредоточиться на мультибрендовых магазинах, которые закупаются у нас оптом, и на b2b-клиентах, которые будут шить товары на базе нашего производства: со своей идеей, бизнес-планом, рекламной стратегией.

Деньги с такого сотрудничества тоже поступают не сразу. Если клиент пришёл с готовой картинкой и запросом напечатать её на сотне чёрных худи, то это быстро — буквально четыре-пять недель. А если дизайн нужно разрабатывать с нуля или адаптировать под возможности производства, то процесс затягивается. Уж не говорю про корпоративных клиентов, которые высылают по правке в месяц и потом ещё столько же согласовывают.

Впрочем, это уже нюансы. Как я говорю своим знакомым, если есть рубли — давайте шить.

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Митроченков

Да, с футболками за 2500 - нет, не замените)

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Все-таки блогерский мерч это просто способ доната. Непонятно зачем большинству покупать футболку в стоимость которой включено немалое отчисление блогеру.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

И который устроит дикую истерику и разорвет контракт при любой попытке уменьшить размер

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

весь мерч который мне попадался, будь-то отечественные блогеры или иностранные звезды, по качеству всегда лютое гуано.
Перестал покупать даже если очень хочется

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dimka Nevidimka

Худший опыт использования среди всех магазинов одежды.
Приобретал носки и маску. Оба предмета оказались маломерками минимум на пол размера.
Ну и цены космические, конечно.
Нет, не замените!

Ответить
Развернуть ветку
Пришелец

Для тех кто не знает, Дарья преуспела не только в швейном бизнесе, но и в вебкамном)

Ответить
Развернуть ветку
AG

То был этап посевного финансирования

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

для меня такой путь является доказательством силы духа человека
он ищет решения и развивается

можно сколько угодно иронизировать над табуированной темой вебкама - почему, кстати? вы англосаксонский пуританин? православный прилепин? мальчик, воспитанный мормонами? - но это не отменяет факта: ДАРЬЯ ЕБЕТ!

Ответить
Развернуть ветку
Пришелец

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borisenko

Да он просто девственник. Или задрот.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

А есть ссылка? Друг спрашивает.

Ответить
Развернуть ветку
Пришелец

Когда придумываешь, как масштабировать производство в условиях кризиса.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанофф

а ведь ее мог бы ждать успех на Западе

Ответить
Развернуть ветку
hakhagmon

гуглится "ФИО слив", и целый тред на дваче с еблей

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borisenko

Госпади, ну было когда-то, и что? Набежали сраные моралфаги.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borisenko

Да кем не забывается? Ей самой? На будущее воияет — как? — что #$%аные моралфаги постоянно припоминают ей? так это не у нее проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Так говорите, будто это что-то плохое

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Flashback FM

Мою любимый ASOS не заменит никто, там последние лет 5 закупался, акции постоянно отличные

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Гута

То чувство, когда прям перед закрытием получила посылку 😬😬😬

Ответить
Развернуть ветку
Dimka Nevidimka

Грущу без yoox.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zavarzin

Не бейте по больному. Приехало 3 посылки с асоса 4 марта, почти все не подошло, возврат сделать нельзя :(

Ответить
Развернуть ветку
Flashback FM

((

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Желаю удачи :)
Может приду за отшивом футболки со своей гениальной идеей :)
Давно искал где можно заказать отшив

Ответить
Развернуть ветку
Dimka Nevidimka

Лучше присмотритесь к другим изготовителям мерча. Vsrap, например.
Качество не сравнимо с «Мам, купи!»

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Честно, не пробовал конкретно этот мерч на качество
Но спасибо за совет

Ответить
Развернуть ветку
Константин Логинов

Подтверждаю. Vsrap очень годный, особенно стикеры :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Статья хорошая, выжимка опыта.

Спасибо автору и удачи в сохранении дела и себя.

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Насчёт китайского оборудования прямо удивило. Может, я от жизни отстала, но в пекарне лучше 20-летняя Европа, чем новый Китай. Прямо удивительно.
А вот что касается перехода всего в онлайн, тут надо подождать, что там будет у провайдеров, все эти отмены безлимита и 4-5G. Ещё придётся карточки покупать. Хотя, может и провайдеры перейдут на надёжное китайское оборудование, которое работает 2(два) года))) без поломок

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev
Из Китая заказываем оборудование. И оно, по моему опыту, не особо уступает другому.

А с чем вы сравнивали?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

с "другим" :)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

это мягкая формулировка "мы работаем на китайском говне, но в целом оно не такое уж и говно, если сравнивать с отечественными аналогами" ))

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Зарыковская

я немного не так говорила, как написано. я говорила что мы довольны работой нашего оборудования, но сравнить мне не с чем

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Дмитриев

Дарья, приветствую! Когда новые видео будут уже?!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

"Из Китая заказываем оборудование. И оно, по моему опыту, не особо уступает другому" – это ваши слова

Ответить
Развернуть ветку
Alex Poneer

Полина Здоровья Вам, ну и России нужна доступная одежда всем классам. Повседневка по бюджету бюджетным слоям, но дизайн на уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya ZLodei

Мам, ну купи!
Многие шмотки Редакции однозначно противопоказаны для использования в Беларуси. В особенности ярко красная сумка Редакции с надписью: Все всё понимают

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Lobachev
Раньше на сайте у каждого товара висел виджет — как менялась цена.

Ни разу не видел такого на озоне. Это на сбермегамаркете есть и, с недавнив пор, на ВБ.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Чернов

К Татуловой в команду))

Ответить
Развернуть ветку
Иракли Чангашвили

А мне наоборот сервис зашёл. Купил шпротофутболку недавно - оценил качество. Стоила 3к рублей, но за эти деньги из брендовых вещей схожего качестве уже ничего не купить. Плюс выражение респекта автору (блогеру). Все в плюсе, я в футболке

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

H&M и не надо заменять, они скатились в совершеннейший ширпотреб.

Ответить
Развернуть ветку
Ромулус

h&m в России и h&m в условном ОАЭ-это два разных ашэма.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Они даже в двух районах Москвы разные

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yello Duxx

Всем вебкам-самкам пример. В бизнесе можно заработать больше, чем на голоплясках на камеру :)

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда