Как не загубить продажи в период неопределенности: 5 ошибок предпринимателя на маркетплейсах
Трудности с планированием поставок, проблемы с логистикой, скачущий курс — казалось бы, в такой реальности бизнес на маркетплейсах совсем не жилец. Вот только паника сейчас совсем не к месту — торговля на онлайн-площадках жила, жива и будет жить еще много лет. И если профи в период неопределенности чувствуют себя уверенно, поскольку за плечами у них не один кризис и на «черный день» припасена антикризисная стратегия, то у новичков риск промахнуться и потратить ресурсы впустую высок. О популярных ошибках, которые могут стоить предпринимателю успешных продаж, рассказываем в этой статье.
Ошибка №1. Закупиться товаром по максимуму в надежде на постоянный спрос
Рынок ритейла динамичен: если вы видите, что гречка или туалетная бумага, к примеру, последний месяц пользуется повышенной популярностью — это не значит, что так будет всегда. Новички на маркетплейсах об этом часто забывают — как только видят спрос в каком-либо сегменте, сразу же лихорадочно ищут поставщика или производителя, скупают тонны продукции и ждут времен, когда смогут все это реализовать.
При работе бизнеса в спокойное время предприниматели стараются постоянно увеличивать объем закупки или расширять ассортимент — и это обоснованно. Показатели площадок постоянно растут — увеличивается количество продавцов, а вместе с ним расширяется и потенциальная аудитория с запросом на что-нибудь новенькое.
Ошибка №2. Делать упор только на один товар
Торговать одной позицией выгодно до тех пор, пока товар востребован и его покупают. Поскольку спрос на маркетплейсах не статичен, ситуация может поменяться за пару недель — появятся продавцы с меньшим по цене предложением, и придется искать новую нишу. Поскольку сегодня покупательская способность падает, стоит пересмотреть ассортимент и добавить более дешевые товары, чтобы у клиента был выбор.
Ошибка №3. Порезать рекламный бюджет и отложить идею до лучших времен
Расходы на маркетинг — первое, что бизнес режет в кризис. Все потому, что предпринимателям хочется видеть результаты здесь и сейчас, а не ждать, когда эффект от маркетинговой активности будет заметен. И в этом большая стратегическая ошибка. Приостанавливая продвижение сейчас, вы теряете долю информационного присутствия — снижается лояльность клиентов, которых придется завоевывать снова.
Ошибка №4. Не увеличивать цены совсем или чересчур завышать их
В начале марта предприниматели по максимуму закупались по старым ценам: при этом одни старались сохранить привычную для клиентов стоимость, другие — пользовались повышенным спросом и задирали ценники. В итоге у первых затраты выросли, и запланированных ресурсов на закупку новой партии ассортимента, его продвижение и доставку стало не хватать. А у вторых цены оказались неконкурентными — продукцию стали меньше покупать.
Ошибка №5. Сосредоточить усилия исключительно на офлайне
Останавливать полностью продажи в онлайне с целью переждать и сократить расходы — основная ошибка ритейлеров.
Подытожим
На маркетплейсах и раньше приходилось постоянно следить за изменениями. С ухудшением экономической ситуации приходится делать это уже не раз в месяц, а каждый день. Гибкость, умение оперативно адаптировать бизнес-процессы и противостоять сложившимся вызовам — навыки, которые помогут предпринимателю пережить и этот кризис, и все последующие.