Новые "Стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами" подписали Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и Lamoda
Документ был подписан российскими площадками в ходе VIII Международного форума "Неделя Российского Ритейла". Он упорядочивает целый ряд процессов, которые протекают в отрасли отечественного e-commerce и ранее никак не регулировались. Предполагается, что соглашение позволит решать спорные ситуации, которые ранее возникали из-за недопониманий между продавцами и маркетплейсами или чрезмерных требований одной из сторон. Соглашение должно помочь отрасли начать саморегулироваться и спастить от введения закона о маркетплейсах, который бы заставил отрасль играть по правилам государства, а не рынка.
Важное замечание: соглашение не имеет законодательной силы. Это лишь договоренность между участниками рынка электронной коммерции. Впрочем, раньше не было и ее. В полном списке подписантов оказались президент "Опоры России" Александр Калинин, президент АКИТ Артем Соколов, основательница и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, генеральный директор Ozon.ru Сергей Беляков, управляющий директор Lamoda Татьяна Заячковская, директор по взаимодействию с органами государственной власти Яндекс Маркета Дмитрий Русаков, исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков и исполнительный директор Ассоциации "РУСБРЕНД" Алексей Поповичев.
Еще одно уточнение. Появление стандартов подразумевает, что нести ответственность за их соблюдение должны обе стороны - маркетплейсы и продавцы. То есть требовать отменить высокие комиссии, разорительные распродажи и непонятные списания можно только соблюдая другие нормы - сроки доставки, качество товаров и упаковки, отказ от продажи контрафакта.
О каких стандартах идет речь?
Многое о чем идет речь в соглашении - давняя мечта селлеров. Появление этих пунктов в документе, кажется, чем-то нереальным. С другой стороны, все зависит от того как трактовать написанное и сказанное. Давайте смотреть на стандарты вместе.
К этому пункту вопросов мало. Кроме того, что сами продавцы редко читают измененную оферту и просто соглашаются с ней, чтобы продолжать продажи. Кроме того, никто не мешает маркетплейсам указывать в оферте условное правило "актуальная комиссия публикуется на портале..." и прописывать в оферте лишь ссылку на соответствующий ресурс. То есть вносить изменения в финансовые взаимоотношения с продавцов не изменяя текста оферты.
Такой подход - помощь, в первую очередь, начинающим продавцам или тем, кто только собирается выходить на новую площадку. Прозрачные условия и требования работы, доступные в открытом доступе позволяют объективно и адекватно планировать свою работу и принимать решение - куда выходить с продажами. Хотя о того, что все постоянно меняется это никого не спасет.
Этого, наверняка, ждали все продавцы. Особенно селлеры, которые работают с Wildberries. Только, по сути, практику удаления товаров с площадки и скрытия товаров, которые не участвуют в акциях, уже давно никто не используют. Топят ли их в поисковой выдаче? Возможно, но проверить это сложно. Зато все слышали о повышенных комиссиях для селлеров, которые не участвуют в распродажах. Прямым принуждением такой подход, вроде как, не является. С другой стороны именно об этой механизм взаимодействия с продавцами во время акций в соглашении никто не прописал.
Отвечать на обращение в течении 30 дней - не проблема. Главное, чтобы ответ был своевременным и понятным. Иначе все взаимодействие превратится в отписки и никак не решит проблемы продавцов. Ответ в стиле "мы занимаемся ситуаций и ведем внутреннее расследование" - тоже ответ, но никак не помогающий селлерам.
Как минимум, такое положение, позволит ограничить монополию площадок в вопросах логистики и пытаться планировать продавцам затраты на доставку товаров. В целом, иначе работать и невозможно: многие продавцы находятся в регионах, где маркетплейсы не имеют крупных сортировочных центров и складов - использовать стороннюю логистику им просто необходимо.
В условиях разрешенного паралельного импорта пункт может оказаться очень актуальным. С другой стороны, контролировать передачу кодов маркировки нужно было всегда - для этого не требовалось подписывать никакие стандарты. Если маркетплейсы этого не делали, то что можно требовать от обычных селлеров?
Здесь речь идет уже о обязанностях продавцов. Этот стандарт - отсылка к ранее упомянутой обязанности маркетплейсов, которые должны отвечать на запросы пользователей в течении 30 дней. Все звучит честно: перед тем как идти с жалобой в вышестоящую инстанцию, нужно попытаться получить ответ у самой площадки.
Хотя это и касается каждого конкретного продавца, на самом деле, нарушители сроков и правил влияют на репутацию всей площадки. Покупатель маркетплейса, который не получил свой товар вовремя или не сумевший заказать его по указанной стоимости, с огромной вероятностью спишет все беды на сервис самой площадки. То есть отвернется не от одного магазина, а от всего маркетплейса.
Это замечательно, но может работать только при строгом контроле самого маркетплейса. Нажиться на "серых" товарах и аналогах, которые продаются под видом оригинала хотят многие продавцы. И на маркетплейсы они выходят именно потому, что площадки позволяют им это делать. При наличии жестких проверок и модерации, соблюдать такие принципы будет гораздо проще.
Важно понимать, что все упомянутые выше стандарты - гибки и изменчивы. Рынок, особенно в нынешних реалиях, меняется очень стремительно. Поэтому в "Стандартах" оговаривается, что документ может меняться по согласию сторон.
Где можно ознакомиться с полным текстом документа?
https://upgrade.ecomrussia.ru/standarty-po-vzaimodetviyu-marketpleov-s-prodavcami-tovarov
https://upgrade.ecomrussia.ru/standarty-po-vzaimodetviyu-marketpleov-s-prodavcami-tovarov