{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Неконкурентные закупки на электронных площадках: разбираемся в нюансах

С 1 июля 2022 г. вступят в силу изменения в положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2021 года №2323 законодательно зафиксирована возможность для заказчиков по 223-ФЗ проводить неконкурентные закупки на сумму до 20 млн рублей через «Электронный магазин» на отобранных для проведения госзакупок электронных торговых площадках. У заказчиков тем не менее остается много вопросов по проведению таких закупок и эффективности данного способа закупки. Давайте разбираться.

Какие требования предъявляются к неконкурентным закупкам?

При закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) заказчик сможет провести неконкурентную закупку по принципу «электронного магазина» с учетом некоторых особенностей:

  • закупку осуществляют на электронных площадках операторов из спецперечня (ФЭП);
  • цена договора должна быть не выше 20 млн руб.;
  • участник из числа СМСП должен разместить предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
  • заказчик должен разместить на электронной площадке информацию о закупаемом товаре, работу, услуге, требований а таким товару, работе, услуге, а также требования к участнику;
  • оператор электронной площадки определяет из числа предварительных предложений участников те, которые соответствуют требованиям заказчика, а заказчик, исходя из критериев оценки, определяет с кем из участников, чьи предложения отобраны оператором, заключить договор;
  • договор заключается на электронной площадке.

Порядок использования такого способа закупки заказчик должен описать в Положении о закупке.

Каковы же преимущества проведения неконкурентной закупки у МСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2021 года №2323 по сравнению с конкурентной закупкой? Давайте посмотрим на примере.

Сравнение способов проведения закупки у МСП

1 вариант

Конкурентная закупка у МСП

– Срок размещения извещения не менее 7 дней

– Продление не менее чем на половину срока при внесении изменений (+4 дня)

– Итоги (+ 7 дней в среднем)

– Договор не ранее 10 и не позднее 20 дней (+ 15 дней в среднем)

ИТОГО: от 25 дней.

2 вариант

Неконкурентная закупка у МСП в электронном магазине

– Отсутствие регламентированных сроков проведения неконкурентной закупки предоставляет заказчикам возможность провести закупку за 1 день

ИТОГО: от 1 дня

Использование функционала электронного магазина позволяет заказчикам проводить неконкурентные закупки быстро и максимально эффективно.

Выделим основные преимущества работы в соответствии с Постановлением N 2323 от 16.12.2021.

1. Сокращение сроков закупки, что сокращает сроки поступления продукции Заказчику

В отличие от конкурентной закупки у субъектов МСП, у которой сроки закупки регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, неконкурентная процедура проводится в соответствии с Положением о закупках, в рамках которого заказчик самостоятельно устанавливает способы и сроки проведения неконкурентных закупок. При возникновении срочной потребности в товарах (работах, услугах) заказчик вправе оперативно провести неконкурентную закупку (от 1 дня), что обеспечивает более быструю поставку.

2. Возможность установления требований к поставляемым товарам без возможности поставки эквивалента

В настоящее время при одинаковых технических характеристиках, но разном качестве различной продукции заказчики чаще приобретают дешевую продукцию гораздо ниже качеством, чем оригинальную, по цене выше среднерыночной.

Текущие требования Федерального закона № 223-ФЗ запрещают устанавливать требования к конкретным показателям продукции без возможности поставки эквивалента.

Проведение закупок неконкурентным способом позволит закупать нужную продукцию необходимого качества по рыночной цене.

3. Снижение трудозатрат на проведение закупки

Порядок проведения конкурентных процедур среди субъектов МСП и состав этапов регламентирован положениями Закона № 223-ФЗ. При этом большинство конкурентных процедур: конкурс, аукцион, запрос предложений — являются двухэтапными (заявка состоит из двух частей, доступных заказчику в разное время). Проведение двухэтапных процедур предполагает для заказчика составление и публикацию минимум двух протоколов, что затягивает проведение процедуры и увеличивает объем работы специалистов по закупкам.

Внедрение неконкурентного способа закупки у субъектов МСП позволит проводить ее в 1 этап, что в свою очередь снижает нагрузку на экспертов и значительно ускоряет проведение закупок среди МСП.

У заказчиков появляется возможность вывести из трудозатратных способов закупок простые работы (услуги), например, такие как кадастровые работы и т.д., и проводить неконкурентные закупки с применением минимальных требований.

4. Возможность проведения переторжки

При проведении конкурентной закупки среди субъектов МСП дополнительный этап, такой как переторжка, может быть объявлен только при проведении конкурса. В свою очередь, в рамках проведения неконкурентной закупки заказчик может в Положении о закупках предусмотреть возможность установления процедуры запроса о снижении цен среди участников. Проведение переторжки обеспечивает получение наиболее выгодных условий от участников закупки.

5. Самостоятельное установление критериев оценки заявок

Состав заявки для участия в закупках среди участников МСП закреплен в Законе № 223-ФЗ и не предполагает расширение числа сведений и документов, которые могут быть предоставлены в составе заявки, за счет дополнительных условий положения о закупке. Учитывая закрытый перечень документов и сведений, входящих в состав заявки, к участникам закупок у МСП не могут быть предъявлены практически никакие требования, что усложняет процедуру выбора наиболее квалифицированного контрагента. Фактически требования к участнику могут быть заменены критериями оценки, однако их применение возможно только при проведении конкурса или запроса предложений.

Состав заявки на участие в неконкурентной закупке среди субъектов МСП не регламентирован Законом № 223-ФЗ и определяется заказчиком. Поэтому исходя из специфики закупки к составу заявки могут быть предъявлены дополнительные требования.

Заказчик в Положении о закупках может предусмотреть применение для простых закупок (МТР) только одного критерия (цена) или применение нескольких дополнительно выбранных критериев (лучшее исполнение условий договора, наличие аккредитации, наличие опыта, кадров, МТР и т.д.) – в зависимости от номенклатуры поставки.

Пользовались ли вы "электронным магазином" для закупок?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

6. Обоснованное право заказчика на отказ от заключения договора с победителем

Неконкурентные способы закупок не являются торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ, и не накладывают на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки и имеет возможность отменить закупку на любом этапе.

7. Снижение рисков

В связи с отсутствием законодательно установленных сроков в неконкурентной закупке и упрощенным процессом ее проведения, вероятность нарушения со стороны заказчика минимальна, что приводит к сокращение разбирательств и претензий со стороны ФАС.

Сейчас все больше заказчиков рассматривают неконкурентную закупку по принципу «электронного магазина» как более быструю альтернативу закупке на конкурсной основе.

Закупку в электронном магазине в соответствии с постановлением №2323 заказчики должны проводить на электронной площадке из перечня, который утвердили распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Так как АО «ТЭК-Торг» включен в данный перечень, заказчики могут проводить закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2021 года №2323 на отдельном сервисе площадки — в Интернет-магазине ТЭК-Торг.

Особенностью Интернет-магазина ТЭК-Торг является возможность использования каталогов товаров, работ и услуг как заказчиками - для формирования информации о закупаемом товаре, так и поставщиками - для формирования своего предварительного предложения. Каталог предоставляет детальную информацию о номенклатуре товара, работы, услуги, и его удобно использовать для анализа и дальнейшей работы. Принцип формирования каталога базируется на процессе нормализации позиций, включаемых в каталог, что обеспечивает единство наименований, классификации и кодирования объектов.

Закупка в электронном магазине — это право заказчика, а не обязанность. В данной статье мы рассказали про основные преимущества проведения неконкурентной закупки, но выбор способа проведения закупки у МСП остается за вами. Внести такой способ закупки в положение можно в любое время. Если хотите начать пользоваться новой неконкурентной электронной закупкой с 1 июля 2022 года, до этой даты внесите поправки и опубликуйте положение о закупке в ЕИС.

0
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Norin

интересная статья, понятно все объяснили

Ответить
Развернуть ветку
ТЭК-Торг
Автор

Завтра, 17 июня в 10:00, мы проводим вебинар «Применение ПП РФ №2323 от 16.12.2021 и возможности секции “Интернет-магазин”», где вы сможете задать оставшиеся вопросы.

Вебинар бесплатный. Нужна только регистрация: https://www.tektorg.ru/education/5964

Ответить
Развернуть ветку
Olga Loiko

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда