{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
OTC

Закупки малого объема. Что такое и как принять участие?

Об особенностях данного способа рассказывает Сергей Сердюков, директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru.

Если вы только начинаете изучать закупочный процесс и планируете поучаствовать в первых торгах, рекомендую рассмотреть закупки малого объема. Это довольно легкий способ для начинающих поставщиков, у которого есть ряд специфических особенностей. В данной статье рассмотрим их как можно подробнее.

Определение

Малая закупка — по сути, это упрощенный тендер малых объемов. Заказчик может не проводить аукцион или конкурс, а выбрать подрядчика самостоятельно и заключить с ним контракт напрямую. Данный способ является разновидностью закупок у единственного поставщика, поэтому можно встретить еще и такое название.

Есть определенные лимиты. Например, в законе №44-ФЗ сказано, что закупиться таким способом можно, но только на сумму до 600 тысяч рублей. При этом годовой объем таких процедур не должен превышать 2 млн рублей или 10% от всех тендеров, но не более 50 миллионов в год. Если процедура проходит на электронной торговой площадке, утвержденной Минфином, то лимит одной сделки увеличивается до 3 млн рублей. При этом важно не превысить годовые лимиты, перечисленные выше.

Обратите внимание: сельские поселения могут закупаться таким способом, не учитывая годовые лимиты. Но одна сделка не должна превышать 600 тысяч рублей.

Что касается 223-ФЗ, то здесь нюансы данного способа описываются не так четко, как в законе №44-ФЗ. Есть упоминание лишь о том, что заказчик вправе закупаться у единственного поставщика на сумму до 100 тысяч рублей. Если его годовая выручка составляет 5 млрд рублей и более, то до 500 тысяч рублей. В данном случае речь идет об одной сделке, годовые лимиты не обозначаются.

Плюсы и минусы

У данного способа есть свои нюансы, которые нужно учитывать всем участникам.

Преимущества:

  1. Простой порядок процедуры, в сравнении с аукционом или конкурсом — определенно, плюсы для всех сторон.
  2. Минимум бюрократии: поставщику не нужно собирать большой пакет документов.
  3. Быстрое проведение процедуры и быстрое заключение сделки.
  4. Минимум вложений: поставщику не нужно обеспечивать заявку и, в случае выигрыша, исполнение контракта.
  5. Заказчик получит нужный товар намного быстрее, так как не будет тратить время на проведение торгов.

Недостатки:

  1. В отличие от конкурентного тендера, заказчик не обязан заключать договор с поставщиком по итогу рассмотрения предложений.
  2. Иногда описание требований к товару очень размытое, у поставщика нет четкого представления о том, что хочет заказчик.
  3. Закупки малого объема не интегрированы в ЕИС, они разбросаны по разным площадкам. Хотя уже появляются информационные системы и электронные магазины, которые аккумулируют данные со всех площадок, но их единицы.

Кто может участвовать

Поучаствовать могут как юридические, так и физические лица. Главное — зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и на площадке, где планируется проведение данной процедуры. Также нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Как проходят

Для начала нужно разобраться, где проходят такие процедуры. Если сумма закупки составляет до 600 тысяч рублей, ее можно проводить на любой площадке. В данный момент стали популярны электронные магазины, к примеру, OTC-маркет, РТС-маркет, единый агрегатор торговли «Березка» и т.д. Если процедура проходит в электронной форме и сумма сделки составляет от 600 тысяч до 3 млн рублей, то ее обязательно нужно проводить на одной из федеральных торговых площадок.

Обратите внимание: на момент написания статьи в список федеральных торговых площадок, утвержденных Минфином, входят 8 ЭТП: Сбербанк-АСТ, Росэлторг, РТС-тендер, Национальная электронная площадка (etp-ets.ru), Заказ РФ, РАД Госзакупки, ЭТП ГПБ (Электронная торговая площадка Газпромбанка), ЭТП ТЭК-Торг.

Размещать закупки малого объема в ЕИС заказчики могут по своему усмотрению. Но: если процедура предполагает сделку от 600 тысяч до 3 млн рублей в электронной форме (часть 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ), то они обязаны опубликовать информацию в ЕИС.

Давайте рассмотрим порядок проведения такой процедуры на электронной торговой площадке. Это упрощенное описание:

  1. Поставщик регистрируется на площадке и размещает свое предложение. Описывает товары подробно, при необходимости прикладывает фото.
  2. Заказчик публикуют извещение в ЕИС. В качестве основания проведения закупок малого объема можно указать п. 4, ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ. В извещении подробно указывается требования к товару и компании, прикладывается проект контракта и желаемая цена. Извещение автоматически публикуется на площадке, на которой запланирована данная процедура.
  3. Поставщики видят данное извещение и откликаются, если хотят поучаствовать.
  4. Отбор поставщиков осуществляется на площадке, которая была выбрана заказчиком для проведения данной процедуры. Оператор отбирает до 5 предложений поставщиков, предпочтение отдается товарам соответствующего качества с меньшей ценой, также компанию проверяют на отсутствие в РНП — реестре недобросовестных поставщиков. Выбранные варианты оператор направляет заказчику.
  5. Заказчик рассматривает заявки в течение 1 рабочего дня, затем публикует протокол с результатами, в котором указывает обоснование по каждому предложению. У него есть право выбрать любую компанию, главное — обосновать свой выбор.
  6. С выбранной компанией подписывается контракт. На это дается два рабочих дня. Точкой отсчета необходимо считать дату направления протокола оператору.

Риски для поставщиков и заказчиков

Кажется, что все очень просто, особенно для подрядчика — необходимо разместить товар и откликнуться на предложение поучаствовать в процедуре. Но нужно быть готовым к следующим рискам, в основном, они касаются закупок в электронной форме от 600 тысяч до 3 млн рублей.

Если вы выиграете и не захотите заключать контракт, вас могут внести в РНП. Находясь в данном списке, вы не сможете участвовать в тендерах в течение 2-х лет и заработаете плохую репутацию. Кроме того, площадка может списать с вас штрафную комиссию. К примеру, агрегатор «Березка» заблокирует на вашем счете от 10% от стартовой цены тендера.

Обратите внимание: за участие в таких процедурах площадки берут комиссию с победителей. Обычно это определенный процент от цены контракта. Вы заранее заводите средства на площадку, при отклике (подаче заявки) средства блокируются, если вы не выиграете, то после публикации протокола их разморозят.

Получить контракт — это полдела. Важно, поставить товар надлежащего качества в срок. Если вы нарушите сроки поставки, то заказчик может списывать с вас пени. Размер пени указывается в контракте и обычно зависит от ключевой ставки Центрального банка. Списание будет происходить с первого дня просрочки поставки.

Если вы поставите товар плохого качества, за это также предусмотрено наказание. Размер штрафа прописывается в контракте, в малых закупках он составляет 10% от стоимости контракта, но не выше 3 млн рублей.

У заказчика также есть риски. Если при организации таких процедур в рамках госзаказа будут выявлены нарушения, ему придется заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

Кроме того, важно вовремя расплатиться с подрядчиком. Оплату нужно провести в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приема работ. Если единственный подрядчик является субъектом малого и среднего бизнеса, то в течение 10 рабочих дней. Если сроки нарушены, сотрудника, который был ответственен за оплату, ждет штраф от 30 до 50 тысячи рублей, а за повторное нарушение ему грозит дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.

Что касается подписания контракта, то здесь заказчик, отказавшись от сделки, ничем не рискует.

Особенности электронного магазина

Как видим, закупки малого объема — достаточно специфическая процедура. С одной стороны, это немного упрощает закупочный процесс, но с другой стороны, может ограничивать конкуренцию, т.к. такие сделки могут совершаться офлайн, за закрытыми дверями. Чтобы сделать данный процесс состязательным и прозрачным, необходимо перевести такие процедуры в электронный формат. Для этого создаются электронные магазины — сервисы, заточенные под закупки малого объема. Их основная задача — сделать данные процедуры открытыми и конкурентными, а также предоставить подходящие предложения заказчикам.

Здесь для поставщиков могут быть две схемы работы, несколько отличающиеся от проведения таких процедур на федеральных ЭТП. Рассмотрим их более подробно на примере электронного магазина OTC Маркет.

Помним, что в электронных магазинах можно закупаться на сумму до 600 тысяч рублей. Если закупки крупнее (до 3 млн рублей) — необходимо использовать федеральные торговые площадки.

Сергей Сердюков

Первый вариант:

  1. Заказчик создает закупку.
  2. Поставщик создает оферту.
  3. Заказчик выбирает понравившееся предложение и создает заказ.
  4. Согласует заказ с поставщиком.
  5. Заключается договор.

Второй вариант работы практически не отличается от стандартной работы в маркетплейсе:

  1. Поставщик создает каталог товаров, работ и услуг.
  2. Заказчик листает каталог, выбирает нужное предложение и добавляет в корзину.
  3. Создает заказ.
  4. Согласует его с поставщиком.
  5. Заключается договор.

Такие сервисы позволяют вести переговоры по цене — в личном кабинете, передавать нужные сведения в ЕИС, формировать счета-фактуры, акты выполненных работ, счета и обмениваться данными документами.

Электронные магазины стали популярны не только в закупках малого объема в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в коммерческом сегменте. Для заказчика — это быстрый поиск контрагента по упрощенной схеме, для подрядчика — новый рынок сбыта.

Итог

Закупки малого объема — отличный старт для начинающих поставщиков, особенно, для малого и среднего бизнеса, т.к. объемы здесь совсем небольшие, если сравнивать с конкурентными процедурами. Крупные госкомпании также имеют потребность в снабжении малого объема и активно пользуются электронными магазинами. Если вы решили поучаствовать в тендерах, попробуйте свои силы в закупках малого объема. Конкурентные процедуры требуют знаний закупочного законодательства и самого процесса, а также значительных финансовых вложений: необходимо обеспечение заявки и в случае победы — обеспечение исполнения контракта.

Чтобы поучаствовать в малых закупках, нужно всего лишь зарегистрироваться в электронном магазине, заполнить сведения о своей компании, сформировать каталог товаров, работ или услуг. Далее вы можете откликаться на подходящие предложения или ждать, что ваш каталог будет замечен заказчиком. Первый вариант, конечно же, эффективнее.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null