{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нас «кинул» клиент, мы скопировали его бизнес и захватили значительную часть рынка

Когда-то давно с партнером настраивали рекламу одному клиенту. С первых дней нас поразило количество желающих купить его продукцию. Часто он просил выключить рекламу. Заказов так много, что не успевают все изготавливать. Несколько месяцев все было хорошо, а потом он перестал платить и кинул.

Клиент занимался фигурным шоколадом. Суть проста — переплавляй шоколад в фигурки и продавай с наценкой. Обладая ценными данными по рекламе, сделав примерные расчеты, мы решили заняться фигурным шоколадом, потому что прибыль в среднем в пять раз превышает вложенные деньги. Из-за страха неудачи и обязательств перед клиентами по рекламе, тестовый запуск наступил только через год. После неудачных попыток самостоятельно сделать шоколадные фигурки, наняли кондитера, которая согласилась на дому изготавливать шоколадные наборы. Закупили 50 кг шоколада, выпустили первые наборы, настроили рекламу и дело пошло, да так хорошо, что полностью свернули бизнес по рекламе и сфокусировались только на шоколадках.

Один из первых наборов

Спрос на шоколадные подарки волнообразный — от праздника к празднику. Посмотрев на конкурентов, заметили, что большинство работает или только под заказ или заготавливает небольшой склад готовых типовых наборов. Порой за пять дней до праздника они прекращают прием заявок и выключают рекламу, уже все расписано и новые заказы изготовить в срок не успеют. Вторая проблема конкурентов — это отсутствие системного подхода, на сообщения отвечают долго и не по скрипту, путают заказы, забывают отправить посылку, или не укладываются в срок, не нанимают людей и делают все сами. В тот момент у нас самих было примерно также, составив план действий, начали исправляться.

Вот так выглядит шоколад до переплавки.

Масштабирование

Первым делом разработали скрипты продаж для переписок в соцсетях, выбрали и подключили CRM (Planfix). Наняли менеджеров по обработке заявок, теперь клиенты получали ответ не позднее 30 минут. Наняли пеших курьеров для доставки по городу, это дешевле и быстрее. Разработали систему заданий для кондитера, она всегда знала какие наборы нужно делать в первую очередь. Далее организовали склад. Теперь менеджеры всегда видели какие наборы есть в наличии и предлагали их клиентам. Обороты росли и мы приступили к маркетингу, сделали сайт, разработали бренд NeSlipnitsa. Все шло хорошо, но приближался новый год, кондитер на дому работала на пределе и пора было расширяться. Было страшно заготавливать на склад новогодние наборы в большом количестве, если они не реализуются, то придется переплавлять, также период спроса будет упущен.

Логотип бренда

Проанализировали продажи, переписки, целевую аудиторию, разработали алгоритм по созданию наборов. Заказали формочки. Купили 700 кг шоколада, нашли удачное помещение за хорошую цену, наняли 8 кондитеров, купили темперирующую машинку для переплавки шоколада, коробочки, ленточки всякое другое.

Для такого большого объема закупок, нам понадобились дополнительные средства. Кредиты не давали, нашли знакомых ребят которые выдали деньги под 5% в месяц.

На условиях самовывоза, бесплатно забирали старые столы по всему городу. Взяли в аренду холодильник и морозильник. Собрали стеллаж и начали выпуск продукции. Кондитеров обучали быстро, примерно через день уже работали самостоятельно. Прозрачные условия, регулярные выплаты и хорошие расценки исключили текучку. Заказы шли, но мало, еще было начало декабря.

Вот столько наборов за смену изготавливают два кондитера

Со временем начал заполняться склад, купили дополнительные стеллажи, организовали логистику и хранение. Было уже 20 декабря, продажи росли, но нужно больше. Задействованы были разные каналы: соцсети, холодные звонки по компаниям, обходы по компаниям, островки в торговых центрах и даже партнерские продажи. И вот началось.

Как распродали весь склад

Примерно с 24 декабря пошла волна продаж, наняли 4 упаковщиков для посылок, быстро нарастили штат курьеров, также было 2 сотрудника которые выносили заказ к крыльцу здания, так быстрее чем выписывать на каждого покупателя временный пропуск. В один момент за заказами сразу подошли около 15 клиентов, не у всех получилось дозвонится и наша сотрудница записывала имена на листик, потом по нему находила нужные заказы и возвращалась обратно к клиентам. После такого случая, мы ограничили время самовывоза до определенных часов, доработали скрипты, чтобы покупатели меньше звонили для уточнения информации. Склад начал пустеть и мы подняли цены на остатки, последний шоколадный набор был продан 31 декабря около 21.00. Это была победа, в сложных новых условиях с постоянно нарастающей нагрузкой, без опыта, трудности были преодолены. Отдохнули пару дней, раздали долги и купили еще шоколада. Началась подготовка к 23 февраля и 8 марта.

Один из самых популярных наборов к 23 февраля.

Как запустили франшизу

Так за несколько лет мы в десятки раз приумножили капитал, выстроили бизнес процессы и достигли определенного потолка для Беларуси и запустили франшизу с возможностью запускаться на дому. Роялти, взносы и прочее не рассматривали, т.к. очень сложно контролировать доходы франчайзи, а также качество заказов. Решили просто передавать наработки, регламенты и инструкции адаптированные под формат на дому, цену определили такой, чтобы покупатель смог отбить все вложения и заработать в первый месяц, получилось 29 тыс за франшизу. Это не приносило нам существенного дохода и мы особо не рекламировались. Отшлифованные бизнес-процессы и хорошая команда позволяли неделями оставлять бизнес на автопилоте и все было хорошо.

Вот так выглядит готовый набор

В какой-то момент один кондитер решила уволится, чтобы открыть что-то свое, мы предложили выкупить бизнес и продали все, кроме франшизы, т.к. она плохо разбирается в построении бизнес-процессов и тяжело будет консультировать франчайзи.

Почему решили продать бизнес?

Выгорание и просто надоело. Относимся к такому типу предпринимателей, которые любят создавать и развивать. Когда все налажено, рутинная операционная деятельность надоедает. Второй фактор — потолок. У данного бизнеса есть определенный предел по доходам, становится большой кондитерской фабрикой мы не хотели, а определенный рубеж мелкого масштаба уже взяли и азарт пропал.

Ключевые выводы по управлению сотрудниками

1. 95% проблем решает качественный подбор. Создайте большой поток соискателей и отсеивайте тех кто не подходит. Если чувствуйте психологическую несовместимость, наглость, непокорность, склонность к обману, то отсеивайте. Нужна лояльная команда.

2. Все что можно перевести на сделку, должно быть на сделке, при этом с обязательным контролем и холдом по выплатам. Если ошибки вскроются через месяц, то сотрудник может быть наказан или уволен с корректировкой выплат. Почасовая работа должна контролироваться и исключать имитацию работы. За любые дополнительные работы, вне почасовой работы, нужно платить, даже если это занимает 5-10 минут. Все выплаты вовремя. Чтобы снизить текучку зарплата должна быть чуть выше рынка.

3. Не давать сесть на шею. Если при найме вы пропустили хитреца в команду и замечаете как он начинает борзеть, то немедленно ставьте его на место или увольняйте. Держите дистанцию с сотрудниками. Помните вы зарабатываете деньги, а не организуете кружок по интересам или еще хуже, пытаетесь создать семью.

4. Исключите возможность воровать. Многие себя считают честными не потому что такие, а потому что возможности украсть нет. Камеры, досмотры, учет сырья и материальная ответственность.

5. Разделяй и властвуй. Никто кроме Вас не должен знать как выстроена и работает вся система целиком. Ключевой сотрудник в продажах не должен разбираться в закупках или производстве. Лучший кондитер не должен знать маркетинг и откуда приходят клиенты. Информация не должна передаваться между сотрудниками, для этого помогает удаленная работа и общие чаты только по отделам, а не по всей компании.

6. Бизнес процессы и регламенты. Грамотное описание всей деятельности сотрудника, обучение и последующая адаптация и периодический контроль позволяют не управлять в ручном режиме, а просто наблюдать и оптимизировать инструкции при необходимости.

7.Все что можно автоматизировать, нужно автоматизировать. Сотрудник должен делать только то, что не может делать робот. Это снизит количество ошибок и сэкономит деньги на зарплате.

8. Прозрачные условия и честность. Сразу сообщайте правду, все плюсы и недостатки вакансии, сэкономите время и отсеете только тех кто не будет разочарован.

PS: Статья написана с целью поделиться опытом и возможно кого-то вдохновить. Не претендую на последнюю инстанцию и с радостью отвечу на любые вопросы в комментариях.

0
420 комментариев
Написать комментарий...
under construction

"Когда-то давно с партнером настраивали рекламу одному клиенту. С первых дней нас поразило количество желающих купить его продукцию. Часто он просил выключить рекламу."

История звучит так себе.

Остался вопрос.
Если у него было все так зашибись почему кинул? Где логика?

Вывод.
Не нанимать сторонних исполнителей, все фрилансеры идут нафиг. Изучат твой бизнес изнутри и скопируют.

". После неудачных попыток самостоятельно сделать шоколадные фигурки, наняли кондитера, которая согласилась на дому изготавливать шоколадные наборы."

У представителей Роспотребнадзора читающих статью задрожали пальчики в предвкушение "клиента"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Здравствуйте, он не умер, истинную причину не знаю, могу только предположить, посмотрев как выполняется работа, решил, что дальше справится сам. Каких-то секретных секретов нет, была лишь аналитика по рекламе. Первые месяцы пока была оплата мы отметали даже идею подумать заняться подобной темой, все таки неправильно злоупотреблять положением, но после обмана решили, что это будет справедливая плата.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

без обид.
но история звучит слишком "так себе"

но молодцы , что инициативные и быстро сообразили что пора из маркетологов в кондитеры

И да выкладывать простив себя инфу, достаточную для возбуждения расследований за несоблюдения норм СЭС идея так себе.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Прокомментирую только этическую сторону вопроса, шоколад используется безопасный со всеми сертификатами и сроками годности. Это долго хранящийся продукт. Вероятность навредить покупателю ничтожна, это нужно случайно яд какой-нибудь добавить. За этим следили строго, иначе и присесть так можно.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

Вот сейчас вы запалили тех, кто выдавал вам сертификаты.
Картинка вашего склада просто шедевральна.
И здесь вы храните !!! ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ !!!!

П.С. учитывая как вы безпалевно запалились есть подозрение, что и с навыками маркетинга у вас не все однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Добавлю только, что все формочки перед каждой заливкой обрабатываются 99% пищевым спиртом. Кондитеры в перчатках, халатах и шапочках. За все время никаких претензий по этой теме.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

так как меня заминусовала ваша маркетологическая команда я в расстроенных чувствах включу аналитика и продолжу исследовать вашу шедевральную фотографию.

1. Фото 1 рядом с готовой пищевой продукцией стоит какая то химия.

фото 2. Я так понимаю на стендах это формочки для литья продукции. Хочу заметить они хранятся в одном помещение с готовой продукцией, помещении где происходит упаковка заказов и я так понимаю туда заходят все кто имеют дела с вашем предприятием в ! верхней одежде!

фото 3. Это что емкость для расплавления шоколада? стоит на системном блоке на территории склада и по совместительству офиса?
Бычки то хоть в ней не тушите?

и льете леечкой по формочкам? клево.

фото 4. Упаковка, хранится в упаковке в которой была доставлена на ваш склад транспортными компаниями со всей пылью и грязью которую собрало по дороге.

Итого, я увидел на фотографии (можете поправить, если что, так как других источников информации у меня нет),:

У вас есть склад-офис где вы одновременно
1. храните готовую продукцию
2. производите упаковку
3. храните упаковочный материал
4. ведете операционную деятельность
5. тазик и леечка на компе намекает, что и помещение для готовки там же

Надеюсь вы хотя бы мусор храните вне этих стен.

Ответить
Развернуть ветку
under construction
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Автор

Емкость зеленая это спирт как раз. По маркетинговой команде можете как-то аргументировать? Просто у Вас такая манера общения, что ваши предположения это истина. С таким подходом нормальной дискуссии не получится.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

По-моему, я оперирую исключительно фактами. Причем исключитель предоставленными вами же.

П.с. Адекватное поведение было бы удалить неудачную фотографию и не дать накидать вам в панамку, а не упорствовать.

Под маркетинговой командой я имел в виду 12 минусов под вполне адекватным комментарием.

Ответить
Развернуть ветку
Ил Масков

Вы очень душный человек, считающий себя априори правым. Не удивительно что вам минусов накидали. Скажите, вы когда-нибудь были в цеху какого-нибудь мелкого или среднего производителя продуктов питания?

Ответить
Развернуть ветку
417 комментариев
Раскрывать всегда