{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Импортозамещение в косметическом производстве: меняем Европу на Азию

Намаскар, уважаемые читатели! С вами уже в который раз Сергей Кирш, владелец и руководитель российской косметической компании «Гельтек». Потомственный «химик»-производственник. Совсем недавно я прибыл из Индии. Как в свое время русский купец Афанасий Никитин, я ходил за три моря в поисках товаров диковинных. Искал я не шелка и благовония (хотя тема ароматов весьма актуальна сейчас для нашего косметического производства), а поставщиков сырья, тары и упаковки, оборудования — всего того, чего мы лишились из-за санкций. В конце концов, монополии на качество ведь у Европы нет!

Мне пофигу на цену компонентов! Мне надо, чтобы они РА-БО-ТА-ЛИ!

Что нам санкции! Мы перейдем на все российское!

Так говорят несведущие патриоты и идут гуглить, в нашем случае, российские бренды косметики. Чему я как производитель этой самой косметики, конечно же, рад. Но есть нюансы… Для потребителя вопрос импортозамещения сводится к поиску достойной отечественной марки. А вот для нас, производителей косметики, увы, это существенно бОльшая комплексная проблема.

Во-первых, уже в марте были перекрыты многие каналы европейского сырья для биохимии. И мы не можем, как потребитель, просто найти замену на отечественном рынке. Например, потому что полимеры, которые мы используем в производстве, в России вообще не производят. Но главное даже не это — главное, что в удостоверении Минздрава фигурирует конкретное сырье от конкретного поставщика. Можно внести еще одного поставщика, но все равно придется переделывать техпроцессы и заново проходить сертификацию, а это не дни и даже не недели, а натурально месяцы.

Далее, в России есть консерванты, но парабенов достойного качества нет. А мы же с вами уже знаем, что модная нашлепка на этикетке NO PARABENS означает только то, что в составе средства — более дешевые и небезопасные консерванты, нежели парабены. Вот они, в отличие от парабенов, вполне себе импортозамещены — в РФ есть формалин и другие формальдегидсодержащие компоненты, есть катон и что-то еще совсем уставшее устаревшее. А устаревшее применительно к косметическим компонентам означает не просто «немодное», а вышедшее из употребления по причине, например, аллергенности или даже по более серьезным косякам безопасности.

Подозреваю, что многие отечественные бренды из не слишком щепетильных или недостаточно профессиональных скоро импортозаместят нормальные безопасные и эффективные консерванты этими устаревшими компонентами, которые формально можно включать в состав косметики. И да, они с радостью тут же пометят свои флаконы заезженной магической мантрой «БЕЗ ПАРАБЕНОВ». Но мы в «Гельтек» принципиально не используем в своей продукции ингредиенты с доказанной НЕбезопасностью для организма. Даже если они пока не запрещены. Даже если есть сложности с сырьем. Мы будем искать пути решения сырьевого кризиса, не отягчающие нашу коллективную карму.

Вот что у нас в России действительно умеют делать — это экстракты растений (той же ромашки) и пищевые красители. И на этом, увы, все. Из перечня компонентов, которые мы используем в производстве, длиной не в одну сотню позиций, в нашей стране нет практически ничего. Ну не вкладывалось государство в такие отрасли, как сырьевая база для косметической продукции. И бизнес не вкладывался — всегда было проще купить.

А что-то свое мы с советских времен привыкли производить топорное — трусы-парашюты, кирзовые сапоги, граненые стаканы … Я утрирую, но вот эта установка, что наш человек не буржуй какой-нибудь, и ему и так сойдет — осталась во многих отраслях. Например, гиалуроновая кислота в России — только животного происхождения, из петушиных гребней. Полностью очистить ее от белков погибшей птицы невозможно (ну или слишком затратно — буквально нерентабельно). Мы использовали гиалуроновую кислоту, которую получают методом биосинтеза. Это абсолютно чистый продукт. И производят его (ожидаемо) в Европе, а также в Китае и даже в Бразилии, но не в России.

Я в общих чертах живописал проблему с сырьем. И как же хорошо, что у нас буквально «в генах» прописался «синдром Венесуэлы» (когда ежедневно пропадали из продажи самые элементарные вещи — вплоть до мыла или зубной пасты — мы научились создавать запас самого необходимого и постоянно пополнять его). Об этом очень красочно написала наш коммерческий директор Елена Пастухова в корпоративном блоге на Хабре. Именно благодаря ему на нашем складе есть запас компонентов не менее чем на полгода (по большинству позиций — больше). И пока он не закончился, нам надо сырьевой вопрос решить! А ведь упаковка, этикетка и даже оборудование — это такая же насущная проблема…

Так что же будем делать с импортозамещением?

Может, и хотелось бы стукнуть ботинком по трибуне, как товарищ Хрущев в предыдущем раунде вечного противостояния с коллективным Западом, и громко послать этот самый Запад с его качественным сырьем. Мы, мол, сами с усами. Но построить с нуля производства качественных косметических компонентов — это задача не менее чем трех-пяти лет. И то, если работать опережающими темпами. Это обязательно будет делаться, так как курс на импортозамещение — это государственная политика России на данном этапе.

Но пока есть три пути:

  • Пытаться как-то договариваться с поставщиками или их дистрибьюторами. Ненадежно, хлопотно и, в случае успеха переговоров, будет явно дорого (особенно если через дистрибьюторов).
  • Завозить через третьи страны (Турция, Азербайджан, Армения, Израиль и т. п.). Это тоже очень сильно отразится на цене компонентов и, соответственно, конечной стоимости продукции.
  • Искать аналоги. Экспериментировать, перенастраивать производство под новые компоненты.

Вот примерно так я иногда вижу своих сотрудников в последние пару месяцев…

Мы сейчас пробуем все эти варианты. Пытаемся консолидироваться с другими российскими производителями косметики (напишу об этом в одном из следующих материалов), чтобы закупаться большими партиями. Активно ведем переговоры с поставщиками, дистрибьюторами, даже с контрабандистами (почти шутка). Есть некоторые подвижки — нашим вчерашним западным партнерам ведь тоже эти санкции бьют по карману, они потеряли довольно большой рынок и не прочь вернуть его хотя бы частично. Поэтому возможности как-то обойти санкции ищутся с обеих сторон. Пытаемся закупаться через третьи страны. Один из самых реалистичных вариантов — ОАЭ. Вполне возможно, придется создавать отдельный бизнес за рубежом только ради закупки сырья.

Ну и, конечно, мы активно ищем новых поставщиков. Но уже не только на западе, а по всему миру.

Уже не раз приходилось слышать (от не самых разборчивых коллег-конкурентов, как правило), что проблема выеденного яйца не стоит — меняешь поставщика на китайского, и всего делов. Все равно все бренды в Китае стряпают!

Да, действительно, в Китае сырьевая база есть. Но у китайских производителей, к сожалению, очень сильно гуляет качество. И дело не в том, что вчера прислали конфетку, а сегодня — откровенное дерьмо. Речь идет о характеристиках сырья, которые должны находиться в приемлемом для нас диапазоне. Вот, например, гель для УЗИ может набухать сутки, а может — трое суток. И в том случае, и в другом получится качественный продукт. Но такое увеличение срока создает необходимость перенастройки производства. Себестоимость гуляет от партии к партии. А если «плавает» по характеристикам сразу несколько ингредиентов, то есть вероятность получить на выходе вовсе негодный продукт. По-хорошему, в этом случае надо тестировать каждую партию продукции, так как возможны неожиданные взаимореакции. Именно поэтому мы долго подбирали поставщиков и выстраивали с ними стабильные рабочие отношения. Чтобы получать продукцию стабильно высокого качества.

Из свежих примеров — тоник с салициловой кислотой. Во время тестирования наши химики отмечали, что продукт получился слегка липкий, что, впрочем, нормально для этой категории косметики — аналоги западных брендов тоже имеют это свойство. Главное, что ра-бо-та-ет (моё любимое!)! Но затем мы заменили западные компоненты на азиатские, и тоник получился даже лучше — менее липкий при том же уровне эффективности! Так что, повторюсь, монополии на качество нет. В Китае что-то делают лучше, чем на западе, что-то — хуже. Надо просто долго, упорно искать, добросовестно подбирать, тестировать.

Поэтому Китай мы не списываем со счетов. Сегодня экономика этой страны развивается стремительно — и количественно, и качественно. И мы надеемся найти там достойных поставщиков. Рассматриваем на перспективу возможность организации собственного контроля качества непосредственно на производстве, как вариант.

Индия и Турция. Промежуточные итоги деловой поездки на восток

Совсем недавно вернулся из поездки в Индию и Турцию и до сих пор разбираюсь с ее итогами. Моя командировка началась в Турции. Побывал на выставке косметического сырья. Нашел несколько компаний, которые занимаются как производством, так и импортом европейского сырья в Турцию. Естественно, прежде всего, я поинтересовался возможностью закупать через них европейские компоненты, и поначалу общение вселяло оптимизм. Но Восток — дело тонкое. Все любезные и сладкоречивые, но и выгоду свою упускать не хотят, естественно. Так что мне как минимум две компании чуть ли не клятвенно обещали сотрудничество. Но одна из этих компаний уже отказала: «Извините, мы решили, что с Россией мы работать не будем».

Пока еще есть надежда на вторую компанию — это и дистрибьютор, и производитель. У них довольно масштабное производство и обширная дистрибуция. Сейчас жду от них образцов. И посмеиваюсь, вспоминая особенности бизнеса по-турецки. Совершенно странная для нашего менталитета ситуация... Мы заказали некоторое количество образцов, долго искали курьера из Стамбула. С нетерпением его ждали, естественно. А когда дождались-таки, оказалось, что образцы не все. И не хватает самого главного — того, что мы ждали больше всего. Спрашиваю — как так? Они говорят: «А, ну да, этого образца не было, но ничего страшного. Мы, как только его произведем, сразу же вам вышлем». Даже крупные экспортоориентированные компании отличаются этим особым «турецким» стилем — за ними еще надо побегать, чтобы они что-то сделали как следует.

Еще в Турции интересовался вопросом этикеток. Особенно остро этот вопрос стоял полтора месяца назад. Очень уж нам понравились турецкие цены на этикетки! Сейчас и у других производителей цены немного выровнялись, но все равно Турция выигрывает. Попробуем сделать какой-то тестовый заказ, чтобы хотя бы проверить, как идет доставка — на будущее. Хотим наладить какие-то партнерские взаимоотношения…

Что касается Индии, там, в общем-то, все примерно так же, как и в Турции. Я был на выставке, посвященной, в основном, оборудованию и отраслевой аналитике. Присматривал на будущее производителей оборудования, которое могло бы меня заинтересовать. На сегодняшний день мы по оборудованию работаем с Китаем. Да, пресловутое китайское качество периодически «радует» нас. Вот недавно установили новую автоматическую линию розлива продукции по флаконам китайского производства. Пришлось перебрать все узлы, контактирующие с продукцией (а это 80% всей линии). Теперь эта линия работает не хуже самой дорогой европейской или американской, а мы полностью уверены в качестве и чистоте нашей продукции. Каждая такая покупка добавляет нам опыта — как выбирать оборудование в том же Китае. Ведь там действительно есть и посредственные, и очень хорошие производители.

Мы не можем допустить, чтобы такая грязь заливалась во флаконы с продукцией «Гельтек»

Еще у китайцев то Новый год, то отпуска, то ковид, то что-то еще — довольно сложно с ними работать. Поэтому подумываем добавить себе в пул индийских производителей. В Индии я провел несколько встреч с менеджментом предприятий. Представитель одного из крупных заводов даже прилетал на встречу со мной из другого города (совсем иной подход по сравнению с Турцией и Китаем). Привез много образцов нужных нам карбомеров. Вполне возможно, будем закупать их для нашего косметического производства. Я не могу сказать, что наше движение в сторону импортозамещения запада востоком однозначно успешно, но мы смотрим, тестируем, экспериментируем. В нашей сфере всегда все не быстро и не просто.

От индийских производителей я привез еще образцы ультрафиолетовых фильтров, консерванты. Интересно, что познакомился я с индийским производителем УФ-фильтров и консервантов на выставке в Турции. Заказал у него некоторое количество образцов, чтобы мне их привезли в Мумбаи, когда я там буду. Оказалось, что мы ряд их консервантов уже пробовали, и какие-то из них нам подошли. Вернее так, нам с ними чуть труднее работать, чем с привычным сырьем. У них консерванты хорошие, но растворяются сложнее, чем те, которые мы используем сейчас. Однако с учетом современного сырьевого кризиса, эта индийская продукция — очень достойный вариант. Просто придется приспособиться.

Мы даже уже сделали первый заказ. Ожидаем его примерно через полтора месяца. Мы бы охотно привезли его раньше, но в связи со сложным авиасообщением с Индией полтора месяца — это, можно сказать, срочная доставка. Так что всерьез рассматриваем сотрудничество с Индией по консервантам. По крайней мере, по некоторым. У нас есть запасы, есть и возможность купить где-то еще. Но теперь мы будем стараться иметь нескольких альтернативных поставщиков. У нас, в общем-то, так и было по ряду продуктов. Теперь мы хотим, чтобы так было по всем позициям. И чтобы эти продукты нам подходили, и в случае каких-то сложностей можно было покупать не на заводе А, а на заводе Б, а потом возвращаться на А.

Что я хотел бы сказать в завершение этих рассуждений… После периода почти отчаяния, когда в марте все рушилось прямо на глазах. После первых осознаний и выводов в мае-июне, что не все так плохо — нам оставляют рынок, а у нас есть мозги, технологии, производство, чтобы его заполнить. После не самых легких, но и не бесплодных поисков альтернатив утраченным ресурсам, я вижу новые возможности развития, новые перспективы. Нас жестко встряхнули, заставили искать нестандартные решения. И нам придется какое-то время вертеться почище белки в колесе, чтобы выжить и стать лучше. Но когда мы пройдем этот путь, мы станем сильными и самодостаточными. И да — я точно знаю, что настанет время, когда «Гельтек» будет производиться на российском оборудовании из российских компонентов. А результаты наших усилий уже заметны — «Гельтек» уже ставят на свои полки крупные российские ретейлеры («Золотое яблоко», «Л'Этуаль»), которые раньше предпочитали торговать, в основном, продукцией топовых импортных брендов. И вообще объемы поставок в розничные каналы по сравнению с прошлым годом выросли аж в ДВА раза. То есть самые эффективные ретейлеры, которые всегда держат «нос по ветру», уже уловили рыночный тренд на импортозамещение и готовы продавать достойную по качеству, характеристикам и безопасности косметику российского производства. Такую косметику, которая уже сейчас может с успехом заменить продукцию известных мировых брендов.

А как обстоят дела с импортозамещением в вашей сфере деятельности? С сырьем, оборудованием, поставками, расчетами с партнерами?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Dm.Belov

Попросите вашего коммерческого директора писать статьи и на VC. А то вы никакой меры с картинками в статье вообще не знаете.

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,

Пожалуйста, попросите Елену Пастухову найти время на статьи не только для хабра, но и для VC.

Ваши статьи на фоне того, что пишет она — это какой-то *из*е*. И я не имею в виду бизнес.
https://habr.com/ru/users/elena_pastukhova/posts/

Ответить
Развернуть ветку
Alumatech Russia

Хорошая статья, читалась приятно. Так в итоге вам удалось карбопол и увинул заместить или пока тесты?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кирш
Автор

Пока в процессе тестирования.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov
полимеры, которые мы используем в производстве, в России вообще не производят

Гусары, молчать!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

Так держать!
В сфере промоборудования, если это что-то специфическое, полно сложностей. Выпилился Rockwell, как продукция двойного назначения. На современных заводах это распространённое оборудование (контроллеры, серводвижки/электроприводы, итд), которое надо поддерживать.
А сырьё у нас своё. Хотя краска для стекла, вроде, иностранная. Гранёные стаканы тоже наш завод делал ;) Вполне точное изделие, никакой топорности я там не видел. Это было больше инженерно-аналитическое решение (под общепитовские посудомойки), нежели какое-либо эстетическое.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда