{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сайт vs. маркетплейс: что выбрать

Доля электронной коммерции в России ежегодно растет более чем на 30%. Особенно на стремительный рост сегмента повлияла пандемия. Самые популярные варианты онлайн-площадок для предпринимательства – маркетплейсы и собственные интернет-магазины.

Сегодня некоторые начинающие владельцы интернет-магазинов считают, что для развития бизнеса можно ограничиться лишь работой с маркетплейсами (Ozon, Яндекс Маркет, Wildberries) и не создавать собственный сайт. Действительно ли это так? Разберемся.

Особенности и преимущества сайта

В наши дни сделать свой собственный веб-сайт уже достаточно просто, даже без посторонней помощи. Самый простой способ создания – конструктор сайтов, например, Nethouse. После запуска и регистрации домена вы получаете удобный инструмент для продаж с максимально полным функционалом: это и аналитика, и удобные CRM-системы, и уникальность вашего бренда, которая запомнится клиенту, благодаря чему он с большей вероятностью придет к вам снова.

Однако, увы, создание сайта не равно активным продажам: важно помнить, что для продвижения бизнеса нужно потратить средства, силы и время, и порой немалые. Так, например, если речь идет о достаточно крупном интернет-магазине, разработка и поддержка сайта могут потребовать значительного вложения финансов, если вы решите нанять специалиста или обратиться в веб-студию.

Помимо человека для поддержки сайта вам понадобятся также сотрудники, которые будут отвечать за продажи и консультации, а значит, придется подумать и о системе обработки заказов, телефонии и прочих сопутствующих нюансах. Кроме этого, в таком случае ваши продажи напрямую будут зависеть от бюджета на рекламу: чем больше рекламный бюджет, тем выше продажи – и наоборот.

Особенности и преимущества маркетплейса

Для начала, что такое маркетплейс? С английского это слово можно перевести как «торговая площадка», то есть это некая платформа для онлайн-продажи и покупки самых разных товаров и услуг от различных продавцов. Среди известных российских маркетплейсов можно назвать такие, как Яндекс Маркет, Wildberries, OZON, Lamoda и другие.

Основной отличительной чертой таких сервисов является тот факт, что сами маркетплейсы товары для реализации не выкупают, то есть до момента продажи конечному покупателю они остаются во владении продавца. На площадке могут быть представлены тысячи различных товаров, как уникальных, так и одинаковых. При этом у разных продавцов цены могут отличаться.

Сам маркетплейс берет некую абонентскую плату за размещение или комиссию от продаж. Кроме того, у некоторых таких площадок могут быть дополнительные платные услуги, например, продвижение или хранение товара на складах (которые, как и пункты выдачи, есть во множестве населенных пунктов).

Работа с маркетплейсом удобна за счет того, например, что сервис уже раскручен, успешно развивается без ваших усилий, а значит, уже сам по себе привлекает некое количество клиентов. Кроме этого, здесь уже есть настроенные способы оплаты, разные виды аналитики и прочие инструменты, важные для работы и продаж.

Разумеется, есть и нюансы: помимо комиссий и абонентской платы маркетплейсу, возможны и другие траты, например, оплата хранения на складе товара, который так и остался невостребованным. Также, в отличие от собственного сайта, у вас будет выше конкуренция: ведь на одной странице с вашим товаром будет также и аналогичная продукция другого предпринимателя. Ну и конечно, коммуникация с клиентом через маркетплейс будет куда беднее, нежели на своем отдельном сайте.

Что же выбрать?

На этот вопрос, увы, нет однозначного ответа, все очень индивидуально и зависит от каждого конкретного случая. Для разных сфер, стадий развития бизнеса и прочих условий ответ на вопрос «Что лучше?» будет отличаться.

Так, например, если у вас крупный бизнес или вы планируете сделать его таковым в будущем, если вам нужен достаточно обширный функционал для комфортной работы и продаж, если у вас ЦА, которая вряд ли станет пользоваться маркетплейсами – выбирайте вариант с собственным сайтом. Маркетплейс в этом случае может послужить дополнительной, но не основной точкой сбыта.

Если ваш бизнес стабилен, но не отличается особыми масштабами, можно использовать любой из вариантов. Например, сайт может быть довольно простым, но со всей необходимой информацией, а маркетплейс будет полезен с точки зрения удобной и настроенной логистики.

Если же у вас стартап и пока нет возможности вложиться в запуск и раскрутку своего сайта, или вы только прощупываете почву, чтобы определить, насколько ваш товар востребован на рынке, или ваша аудитория – это в основном пользователи маркетплейсов, то и выбор в их пользу очевиден.

Однако не забывайте, что можно использовать оба варианта! Сейчас все больше компаний используют и маркетплейс, и сайт.

Во-первых, даже если не пойдет с одним из каналов продаж, у вас остается второй. Во-вторых, таким образом вы как раз можете понять, какой из этих способов в вашем случае эффективнее, где больше вашей ЦА – и при необходимости выбрать только одну из площадок. В-третьих, так вы увеличиваете долю своего присутствия на рынке, повышая шансы потенциального клиента найти ваш товар и приобрести его. Да и выйти за пределы родного региона, например, так будет проще: в пределах своего города/края можно использовать сайт, а для доставки в другие регионы страны удобно будет пользоваться возможностями и мощностями маркетплейсов.

0
2 комментария
Uveok

На мой взгляд особая сила маркетплейса - выгодная логистика. Конечно, мониторить товары в рамках одной площадки намного легче, но в этом случае покупатели не выходят дальше цены.

Удовольствие от посещения сайта интернет-магазина гораздо выше (мое мнение!): потенциальный клиент пройдется по каталогу, отзывам, заглянет в блог, откроет соцсети, сделает репост конкурса (если такое имеется), пообщается с поддержкой магазина (которая реагирует намного быстрее, чем на МП) или его аудиторией.

Но покупатель настолько привык к халявной логистике МП, что теперь посылка через почту, боксберри, сдэк за 200 руб - уже роскошь. МП сделали платные возвраты, но сама доставка до клиента остается бесплатной (в случае выкупа) - и для большинства это важный фактор при покупке.

P.s. было бы круто иметь сервис, который осуществляет бесплатную доставку до покупателя, а с магазином работает по подписке (думаю, это помогло бы оптимизировать логистику). Например, платишь в месяц 5000, и можешь отправить 300 посылок бесплатно (определенного веса и габаритов)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ермак
Автор

Не поспоришь!)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда