От склада в квартире до 200 зоомагазинов по стране: история сети Petshop Статьи редакции
Основатель Олег Корчагин — о том, как устроен рынок зоотоваров в России и будет ли успешным новый бизнес в этой нише.
История онлайн-магазина товаров для животных Petshop начиналась в 2007 году в квартире на юго-западе Санкт-Петербурга. Теперь Petshop открывает по 40 магазинов в год и принимает от 150 тысяч заказов через интернет-магазин в месяц.
Основатель Олег Корчагин рассказал vc.ru, как начинал строить бизнес без инвестиций, почему пять лет не хотел открывать офлайн-магазин и как компания пережила экономические кризисы.
Свой бизнес в 23 года и помощь конкурентов
В 2007 году Олег Корчагин работал младшим сотрудником в государственной фирме и получал зарплату в 13 тысяч рублей. Поработав в крупной компании несколько лет, Корчагин понял, что его не привлекает корпоративная карьера, и решил открыть своё дело.
В начале двухтысячных годов развивались такие проекты как Facebook, а в России появился «ВKонтакте» и Avito. Будущему предпринимателю хотелось создать социальную сеть или сложное приложение, но он не был программистом. Тогда Корчагин решил, что его будущий проект будет связан с электронной коммерцией.
Он выделил две сферы возможного бизнеса — товары для детей и для животных. Детей у него не было, зато дома ждал пёс Рональдо. Поэтому он решил открыть интернет-магазин зоотоваров.
Корчагин провёл собственное исследование — нашёл в интернете поставщиков кормов для животных и узнал цены на продукцию. Себестоимость кормов предприниматель сравнил с ценами в магазинах и понял, что продавцы завышают стоимость — по его мнению, товары можно было продавать на 20% ниже.
Корчагин привлёк к проекту двух своих друзей — Валерия Сиротина и Николая Рябинкина.
У ещё одного друга Сергея была квартира на юго-западе Санкт-Петербурга — она стала складом для приёма и фасовки товаров.
Затем Корчагин стал договариваться с поставщиками кормов и других товаров — звонить на найденные в интернете номера телефонов и пытаться сделать заказ. Но едва узнав, что предприниматель хочет открыть свой интернет-магазин, поставщики отказывали — считали дело несерьёзным.
Тогда партнёры придумали легенду — звонили и представлялись владельцами несуществующего зоомагазина. Получать расценки на товары и первые скидки стало проще.
Как работал магазин в первые годы
Партнёры создали сайт с помощью коробочного решения «Неткат», купили первую рекламу на «Яндекс. Директе» и стали ждать заказов. Онлайн-магазин назвали Petshop.ru.
На начальном этапе вложения в бизнес были минимальные, из собственных накоплений. Точную сумму вложений основатель Petshop не помнит.
Весь день партнёры принимали заказы по телефону, а на следующее утро ехали на склад покупать товары по списку. Купленное грузили в машину и доставляли в квартиру-склад.
На месте распределяли, кто по какому адресу поедет доставлять. Корчагин и его друзья развозили корм по всем районам Петербурга. От клиентов получали деньги, на которые на следующий день снова покупали товары на складе. Так повторялось каждый день.
В первый месяц работы выручка онлайн-магазина составила около 15 тысяч рублей, а во второй — 30 тысяч рублей. Однако всю прибыль партнёры вкладывали в развитие дела и жили на накопленные средства.
Через несколько месяцев основатели магазина сделали первое крупное вложение — купили стеллажи, которыми заставили все свободные комнаты в квартире, и 200-400 кг корма впрок. Также они наняли двух сотрудниц на должность операторов колл-центра.
Реклама
Для продвижения магазина использовали разные рекламные каналы — расклеивали листовки, раздавали флаеры с номером своего телефона в местах выгула собак. Также основатели Petshop покупали рекламу в метро, но, по их словам, она оказалась неэффективной. Самым эффективным каналом продаж оказался «Яндекс.Директ».
Корчагин замечал, что часто люди обращались к ним за товаром, даже не зная, что у магазина есть сайт. Работало сарафанное радио: клиенты просто делились со знакомыми номером телефона магазина, рассказывая, что «у этих парней самые низкие цены, и они привозят корма на дом».
Предприниматели также использовали Google Adwords, однако сейчас чувствуют, что этих инструментов недостаточно.
С 2017 года они стали проводить собственный фестиваль, посвящённый домашним животным, — Petshopdays. В 2018 году фестиваль в Москве посетило 40 тысяч человек, а в Петербурге — 15 тысяч человек. Помимо этого, Petshop работает с блогерами, питомниками, приютами для животных, поддерживает зоозащитников и в целом уделяет внимание социально ответственным проектам.
В 2008 году случился кризис, однако, по словам основателя, он не повлиял на работу компании.
Развитие офлайн-магазинов
Первый офлайн-магазин Petshop открылся в Санкт-Петербурге лишь в 2013 году. К тому моменту компания работала уже пять лет и насчитывала около трёхсот сотрудников. Сменив несколько офисов, партнёры переехали в бизнес-центр на Петроградской стороне.
Магазин открыли на улице Савушкина, 127. По словам Корчагина, к тому моменту Petshop уже был одной из крупнейших компаний в Санкт-Петербурге.
Ассортимент в офлайн-магазинах формируется с помощью матрицы товаров — продуктов, которые по статистике продаются чаще всего. Магазину у Petshop двух форматов — средние (от 70 до 80 м²) и маленькие (от 40 до 50 м²). По словам Корчагина, компания не видит смысла открывать магазины большей площади, чтобы не переплачивать за аренду. Особенность Petshop в том, что цена на товары одинакова везде: и в онлайн-, и в офлайн-магазинах.
С момента открытия интернет-магазина партнёры продавали не только корма для животных, но и другие товары — игрушки, аксессуары и одежду для животных. Однако через несколько лет работы компании решили продавать и ветеринарные препараты. Для этого потребовалось получить ветеринарную лицензию и нанять в штат ветеринарного врача.
Кризис 2014 года сказался на компании сильнее, чем в 2008 году. По словам Корчагина, количество заказов даже выросло, но также возросла и цена закупки товаров зарубежного производства.
В кризисный год в долю компании вошёл новый партнёр и вложил инвестиции, сумму которых основатель магазина не раскрывает.
Сейчас компания выполняет более 150 тысяч заказов в месяц. Чаще всего в Petshop покупают корма для животных. Корчагин уверен, что так происходит во всех зоомагазинах любой страны.
Бизнес растёт, но маржинальность падает
Компания думает о способах сокращения расходов и оптимизации. Некоторые процессы удаётся оптимизировать за счёт ИТ-решений, например, на складе — программа распределяет маршруты между водителями, тогда как раньше это делали сотрудники компании вручную.
Однако основатель утверждает, что не доверит сторонним компаниям логистическую службу, ведь логистика — одно из конкурентных преимуществ магазина. Из 2500 сотрудников Petshop 800 сотрудников работают в отделе логистики.
Работа в Petshop не самая простая — по данным анонимных отзывов на сайте pravda-sotrudnikov.ru, в отделении колл-центра компании строгие правила: регламентированные часы перерывов и высокие штрафы. Также пользователи сайта упоминают, что в компании сотрудникам платят серую зарплату. На вопросы vc.ru о серой зарплате Корчагин отказался отвечать.
Не смотря на рост торговой сети (в год открывается около 40 магазинов по России), маржинальность Petshop падает, говорит Корчагин.
При создании бизнеса партнёрам пришлось столкнуться и с трудностями. В 2010 году в Petshop запустили собственное оптовое направление. Однако через семь месяцев сотрудники, которые занимались разработкой направления, уволились и создали компанию-конкурента, полностью скопировав своё прежнее место работы.
Порой основатели компании не успевали за её ростом: объём заказов превышал количество сотрудников, которые могли бы справиться с работой. Из-за этого клиенты не получали вовремя заказы и жаловались в колл-центры и в интернете. Этот опыт показал руководству, что логистика — одна из самых важных отраслей в бизнесе, вспоминает Корчагин.
Сейчас у Petshop 200 магазинов по всей стране и более 150 тысяч заказов через интернет-магазин в месяц. На протяжении 2018 года Корчагин с партнёрами занимается строительством завода по производству кормов для животных. Запустить завод планируют в начале 2019 года. По словам основателей, при заводе будет обустроена научная лаборатория, а на производство сможет попасть любой желающий, зарегистрировавшись на экскурсию.
странные, сами же рынок начали убивать демпингом на корм, а теперь жалуйтесь, что в минус кормами премиум класса торгуете. Что посеяли, то и пожали.
Потребители тоже страдают, могли бы дороже покупать, а теперь дешевле (((
Кстати да, всегда считал, что ценовой демпинг - самый убогий вариант конкуренции, который убивает отрасль. Брать нужно сервисом, маркетингом, фишками. Но на это нужно время, силы. Когда к компании приходит понимание, что демпинг - это плохо, к сожалению ее обычно в это время как правило уже начинают жрать новые голодные дурачки, готовые работать не на прибыль сейчас, а тупо на туманную перспективу.
Плюс стопятьсот
Жду с нетерпением когда к людям придет осознание, что их питомцы загаживают окружающее пространство, во дворах негде наступить, вдоль заборов у школ, у детских садов кучи. Летом с ребёнком не попинать мячь на зелёном островке, будешь в дерьме. Позаводят по несколько лосей в квартире, мучают животных и окружающих. Собака должна служить, работать тогда жизнь её будет наполненной, а держать гончую в квартире это издевательство над природой.
Зря вы так. Многие, как и я лично, убирают за питомцами. А еще многим очень нужно о ком то заботиться и отдавать свою любовь. Это очень тонкое отношение, нужно постараться понять.
Простите нас, если мы не убрали за своими
Смешно такое читать. Жду с нетерпением, когда к людям придёт осознание, что сигареты, бутылки, пакеты и прочие отходы человека загаживают окружающее пространство. Чтоб вы понимали, у нормальных людей есть понятие убрать за собой, за собакой, бросить бычок в урну, донести мусор др помойки и тд а у мудаков таких мыслей в голове нет. Ну и ваша осведомлённость и отношение к животным оставляют желать лучшего.
Для вас домашний питомец только собака? :) Мои крысы смотрят на вас с недоумением и ни один из них не гадит на улице :)
"...она сделала очень многое для компании, а позднее она вышла замуж за моего партнёра."- ну, еще бы)))
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Сто раз эту тему перетирали на этой сайте и не только, попробую дать выжимку:
Работодателю ГОРАЗДО проще платить полностью белую зарплату со всеми отчислениями, не запариваться с обналом и прочими серыми схемами. Но будете ли Вы готовы (примерный расчет) получить на руки (или лучше на карту, официально же все-таки) вместо заработанных 72000 рублей, 48000.
А если вы сейчас захотите уколоть меня "справкой о доходах", чтобы взять кредит/лизинг - так их и так везде могут нарисовать.
А зачем предпринимательству нахлебники?
Доставка у них действительно шикарная, приезжают люди дружелюбные к животным, человек 5 разных было в этом году, все отлично общались с двумя моими псами, ломящимися в дверь навстречу курьеру, а один из них шарпей, представитель так называемой "бойцовой" породы!
А вот зачем мне в понедельник после Черной Пятницы прислали рассылку на почту, по которой я не удержался, купил обычные 18кг корма со скидкой 35% не знаю. Я бы и так купил его через 2 недели по полной цене! Каждые 5 недель заказываю мешок с доставкой в свое заКАДье.
Но повторюсь, доставка шикарная у них, больше примеров не знаю такой хорошей работы курьеров!
Процветания фирме!
Комментарий недоступен
Братишка грыжу то подлечил ?
Комментарий недоступен
Т.е. надо было причесать историю, добавить правильных слов про любовь к животным, желание поменять мир к лучшему, помочь людям итд итп?
Поспорю со вторым пунктом. Враньё это в личной жизни, а здесь решение вопроса по скидкам. Не умея так решать проблемы в бизнес можно даже не соваться
1. Сначала пытались работать честно, поставщики сами отказывали, какие вопросы?
2. Воспользовались - узнали конкурентов поближе? Вы же не думаете, что конкуренты принесли флэшечку на блюдечке с голубой каемочкой? А в ней лежали все секреты зоо бизнеса.
А чем кормит?
А что за продукция что продляет жизнь бедолагам фрисктсным?
Ну да. Парень напрямую сказал, что ему как бы поху" кого и как травить.
А многие и этого не понимают.
кажется, в статье нет упоминания про бесплатный самовывоз любого заказа из оффлайн магазинов. Очень удобно. У меня грызун, особо много ему не надо. Часто даже на бесплатную доставку не набирается.
Да, вы правы, мое упущение. Олег говорил, что возможность самовывоза в совокупности факторов тоже повлияла на их решение открыть офлайн-магазины.
2006-2012 г. - самое сочные времена для старта, особенно для интернет-магазинов. Сейчас уже без огромных вливаний зелени такое не построить, а окупаемость вообще под вопросом.
"Когда сотрудника устраивает работа, ему не придёт в голову писать хорошие отзывы."
Олегу стоит зайти на Glassdoor и почитать отзывы на огромное количество компаний с высокими оценками.
Обидно, когда нормальная история успеха рассказывается, а потом такая ответная реакция на простые вопросы.
Не хочу вас расстраивать, но Glassdoor это один из каналов продаж, куда нужно заливать деньги. Думаю, дальше додумаете сами )
Так у нас и не пишут, в основном, когда всё хорошо :)
молодцы, пора переходить в режим маркетплейса, 9 из 10 крупнейших интернет магазинов в мире - это маркетплейсы.
Слишком всё гладко. Как кейс БМ прочитал. Что там в первые 3 года с обороткой и кассовыми разрывами?
Машины свои брендирование или аренда?
Запятые отобрали все?
Обычная барыжная статья, как купил подешевле, сделал лендинг, кинул рекламу в директ и вуаля, миллионы. Народ, этот пост надо на БМ рассказывать, а не на VC.
Комментарий недоступен
в статье сначала стоит 150 000 заказов в месяц, а далее - 15 000...может определитесь? :)
В двух случаях упоминания кол-ва заказов вижу 150 тысяч. Скажите, в каком абзаце увидели ошибку?
Только сегодня офис на Beehance увидел - https://www.behance.net/gallery/72634929/PETSHOP-OFFICE
Отличные ребята, практически лучшая цена на рынке. Бесплатная доставка от тысячи. Милые магазинчики. Моя киска желает им успеха.
Советую корм BRIT, кстати.
P.S Выглядит как чистая реклама, но нет.
не у всех есть по паре свободных квартир под склады))) история успеха блин.. грыжу-то вырезали?
Интересно, а почему не работаете по подписке? Люди же корм регулярно берут. Нужно знать периодичность, с которой у них заканчивается корм, привязать их карту и автоматом списывать и привозить. Почему так не делайте?
Петшоп - скотское отношение к персоналу
Последнее время пользуюсь петшопом исключительно в периоды скидок, иначе цены на нужные мне позиции кусаются (в отличии от некоторых конкурентов). Надо отметить быструю и удобную доставку, оформление без ошибок, зачёт спасибо сбера и бонусов.
У петшопа неприятный, мягко говоря, ценник. Плюс в некоторые города Подмосковья нужно заказать на 5к, иначе вообще не примут заказ. Это очень странно, учитывая, что некоторые их конкуренты более гибкие: у нас случился форс-мажор и мы не могли принять заказ дома, компания (не петшоп) без проблем направила наш заказ по другому адресу. Конечно, мы продолжили заказывать в этой компании.
""до 200 зоомагазинов по стране"", знаю я один такой магазин, у меня за стеной. уже неделю нет от них покоя. шоб они обанкротились...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором