{"id":14288,"url":"\/distributions\/14288\/click?bit=1&hash=7892f9ec59fbe57cbbf7dc08e942a15777e95f336ce498c73b1574f3c858cf79","title":"\u041c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c \u00ab\u041a\u0443\u043f\u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441, \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u00bb \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Сети «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии Статьи редакции

Вместе они станут третьим по выручке ритейлером в России.

Владельцы крупного российского ритейлера «Дикси», а также сетей алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль» договорились о слиянии компаний в единый розничный бизнес. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на совместное заявление сторон.

В результате слияния они станут третьим по выручке ритейлером в России, говорится в сообщении. Лидеры розничной торговли в стране сейчас — X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и «Магнит». Третье место пока у «Ленты».

Под вывесками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» в России работают более 13 тысяч магазинов. По оценке исследовательского агентства «Infoline-Аналитика», общая выручка трёх сетей в январе—июне 2018 года составила 312,7 млрд рублей, за 2017 год — 554,1 млрд рублей.

Владельцы «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев получат 51% объединённой компании, основатель и владелец «Красного & Белого» Сергей Студенников получит 49%.

«В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении», — цитирует «Коммерсантъ» заявление компаний. Других деталей предстоящего объединения в сообщении нет.

Справка об участниках сделки

  • Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» основана в 2006 году, сейчас она входит в десятку крупнейших продовольственных ритейлеров России. Студенников занимает 115 место в списке богатейших людей России по версии Forbes, в 2018 году журнал оценил его состояние в $950 млн.
  • В конце декабря 2018 года в головном офисе в Челябинске и на складах «Красного & Белого» прошли обыски. Их проводили сотрудники Федеральной налоговой службы, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОН, рассказывал представитель компании. По его словам, причиной обысков стали подозрения в продаже контрафакта и неуплате налогов. Позднее в компании заявили, что власти не нашли на складах контрафактного алкоголя, и ритейлер возобновил работу.
  • Сеть «Дикси» на начало 2018 года была пятым по выручке ритейлером в России. За 2017 год выручка ритейлера составила 282,8 млрд рублей, чистый убыток — 6,01 млрд рублей. В 2015 году владельцы «Дикси» и «Бристоля» уже пытались объединить бизнес: весной 2015 года «Дикси» приобрела 31,8% долей сети «Бристоль» за 1,78 млрд рублей, однако к концу года избавилась от доли, продав её за 1,83 млрд рублей.

Мнение эксперта

Кто выиграет от сделки? Предпосылки для объединения были: «Дикси» уже достаточно давно лихорадит, и видно, что сеть переживает не лучшие времена: количество торговых объектов не меняется, на фоне растущего количества объектов у «Магнита» и X5 Retail Group.

«Дикси», к сожалению, не в состоянии справляться с новыми вызовами рынка. Те же обновления магазинов происходили медленнее, чем у коллег по цеху. Поэтому я думаю, что более заинтересованной в этой сделке является сторона «Дикси», потому что последнее время у них были определённые трудности в конкурентной борьбе с участниками рынка.

Что касается «Красное & Белое» — сложно сказать, зачем это им нужно. Были достаточно показательные в конце 2018 года следственные мероприятия в сети. Может быть, это повлияло в качестве дополнительного аргумента в пользу того или иного решения — такой вариант тоже не исключаю.

Но в целом определённые амбиции «Красное & Белое» показывали готовность выйти в сегмент FMCG: сеть развивала новый для себя формат «Красное & Белое Плюс» — магазины с широкой линейкой продуктов питания, не только алкоголем.

Очевидно, что через какое-то время в среднесрочной перспективе, когда развитие сегмента алкомаркетов для «Красного & Белого» стало бы ограничено в силу высокой глубины проникновения, они были бы вынуждены выйти в сегмент FMCG.

Возможно, поэтому им интересна эта сделка — для развития и реализации своих амбиций, чтобы занять лидирующие позиции в сегменте FMCG. Потому что объединённая компания однозначно вырывается в лидеры рынка и становится одним из трёх-четырёх крупнейших игроков в отрасли и получает все закупочные преференции, которые есть у «Магнита» и X5 Retail Group. Хотя честно сказать, решение во многом неожиданное.

Что может измениться в работе сетей? Не думаю, что на первом этапе потребители заметят объединение. Вряд ли компании будут менять свои бренды. Может быть, перестанет существовать бренд «Бристоль», в этой конфигурации он не нужен.

А бренды «Красное & Белое» и «Дикси» достаточно далеки друг от друга, для того чтобы их объединять или как-то модернизировать, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Очевидно, что изменится закупочная деятельность — станет консолидированной, и поставщикам будет ещё сложнее вести переговоры с одной компанией. Консолидация рынка всегда негативно ударяет в первую очередь по поставщикам.

Может ли ФАС заблокировать сделку? Я не вижу оснований запрещать эту сделку. У объединённой компании нет признаков монополизации рынка, и у отдельных компаний не было таких признаков.

В ряде субъектов Российской Федерации может быть и возникнет ситуация, при которой доля объединённой компании превысит 25% — это пороговое значение для сегодняшнего потребительского рынка в соответствии с законом «О регулировании потребительского рынка».

Но и здесь я сомневаюсь, что найдутся такие регионы, где доля объединённой компании будет выше этого значения. Но даже если такие регионы найдутся, то в рамках этой сделки будут введены какие-то ограничения по ряду субъектов.

Но и то, это будут, скорее всего, не самые крупные и не самые значимые регионы для сети — не Москва, не Санкт-Петербург, не города-миллионники.

Иван Федяков, гендиректор исследовательской компании Infoline
0
180 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Карпушенков

Викторию Дикси опошлило, теперь убьет красное и белое. Хрен там через год купишь реально отличный итальянский виньчик за 700-800 против 2000 за тот же уровень вина в любой другой сети...

Ответить
Развернуть ветку
Семен Молодец

Справедливости ради, как раз таки выбор вин в КБ весьма и весьма паршивый. Но вот выгодные цены на кучу другой алкашки - это да.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Карпушенков

пройдитесь с vivino вдоль полок. Сильно удивитесь... То что в РФ некоторые вина, что они возят неизвестны не означает, что у них там все средне или плохо. Для перекрестка или вики вариант с 4.1 красного сухого по вивино (причем в основном не от российских пользователей) - это исчезающе редкий вариант, а за ценник 700-900 невозможный.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Прохожусь в Метро и очень часто вижу среднюю цену выше, чем на полке. А в комментариях толпы тех, кто именно в метро купил и им понравилось, что хорошее вино недорого продаётся. Это такой психологический приём отчасти.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Ander

В Метро последний раз был в начале 2018. Когда увидел там Касильеро карменер за 1000 с лишним руб. решил винный отдел пропустить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Ander

В этом плане Метро в нашем городе не актуально в плане алкоголя. Есть хорошая местная сетка винотек.

Ответить
Развернуть ветку
177 комментариев
Раскрывать всегда