Чтобы ритейлу вырваться, надо вкладывать в новые технологии 0,5-1% от оборота

Беседа с Борисом Агатовым, экспертом по применению инноваций в ритейле

В закладки

Какие инновационные решения вы рекомендуете внедрять в ритейле?

Их порядка 200, правда, в своей базе они имеют не так много технологий. Это как есть двигатель внутреннего сгорания, а машин, которые его используют, сотни разных моделей. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда все вкладываются во множество различных технологий. То есть нет такой инновации, которая бы являлась лидирующей. Если раньше можно было внедрить CRM - программу лояльности, ERP-систему и 10 лет с этим жить, то сейчас все ищут различные возможности в технологиях. Даже если уровень проникновения технологии совсем не высокий, к примеру, блокчейн, то это не значит, что ему уделяют меньше времени и денег, чем простой автоматизации. Такие монстры, как Alibaba, Amazon могут охватить все сегменты инноваций. Если говорить о более мелких игроках, то им нужно сделать выбор в пользу нескольких инноваций. Благодаря тому, что у компаний будет разный набор технологий, сложится разнообразие бизнеса.

Если говорить про самые трендовые инновация, то активно сейчас растут облачные вычисления, гигабитные wi-fi сети и автоматизация всего и вся.

В том числе визуальное распознавание – это тоже автоматизация. То что могут сделать руками несколько людей, можно доверить машине. И если людей надо обучать, платить зарплату, и они все равно уйдут, то научив машину процессам один раз, она останется с вами на долго. Можно оставить ручной труд, но ни скорости, ни качества не добьешься.

Скажите, в чем успех Wildberries?

Они выбрали правильную модель, став в итоге IT-компанией, которая сводит мерчантов и покупателей, отказавшись от формирования ассортимента, закупок. Они предоставили удобное место, где одни люди могут продавать, а другие покупать. В итоге, вырываются вперед те компании, которые нащупали прорывную тенденцию. В случае с Wilberries, это IT-технология.

В чем сфера вашей деятельности?

Если раньше инновации лежали в области крупных IT-решений, то сейчас все изменилось. На рынке появляются новые технологии достаточно быстро, а их количество становится огромным. Поэтому ритейлеру сложно разобраться, какие решения выбрать. Как поступать в такой ситуации? Есть несколько вариантов. Первый – нанять директора по инновациям, который будет просеивать решения и выбирать самые подходящие. Такого специалиста найти крайне сложно. Спрос на них за последние два года вырос в 10 раз, потому что все понимают, что в развитии технологий находятся основные деньги. Второй способ – это получить консультацию у специалиста.

Важно понимать, что лидеров, на которых в бизнесе, как раньше можно было равняться, по большому счету, не стало. Многие по старинке ориентируются на компании, которые закрепили за собой лидерство лет 20 назад, и это не верно. 10 лет назад компании, которые ориентировались на Nokia, занимавшей первое место на рынке, пролетели, когда Nokia пропустила эру смартфонов.

Лидеры - крупные компании становятся хрупкими в силу того, что изменения происходят моментально и скачкообразно. Люди хотят смотреть на первых и идти вслед за ним. А когда лидера нет, оказывается, что надо смотреть везде и выбирать то, что подходит тебе. Если крупный fashion-игрок может вкладывать миллиарды в визуальный поиск, то средняя компания, которая на него ориентировалась, не может себе это позволить. У нее даже оборота такого нет, поэтому стоит вопрос к кому обратиться за информацией.

Доля онлайн в России составляет 3% и он глубоко убыточен. Сложилась ситуация, когда потребителю нужен этот канал, а для ритейла он не выгоден, поэтому так бурно не растет. В США доля онлайн ритейла составляет 16%, в Китае (по разным оценкам) - 30%. Офлайн пока теряет свои позиции, но пока он в массе своей – прибыльный и там тоже происходят очень важные изменения, за которыми нужно следить.

Какие есть решения на основе ИИ для офлайна в вашем пакете?

Надо понимать, что офлайновый магазин - негибкая структура, поменять интерьер магазина в одну секунду не возможно. А вот в цифровом мире это происходит быстро. Alibaba в рамках распродаж в День холостяка сгенерировал два миллиарда индивидуальных страниц для покупателей. Представить такую персонализацию в офлайн невозможно.

Конечно, технологичность офлайн сейчас происходит только через цифровые каналы, которые потихоньку внедряются в физический магазин. Как сделать так, чтобы человек, находясь физически в магазине, достал телефон или подошел к панели и начал взаимодействовать с контентом или приложением. Для этого должны быть созданы условия, измениться модель поведения человека в обычном магазине. Пока большинство людей привержены офлайну, но в течение 10 лет могут произойти изменения, к этому нужно готовиться сейчас и потихоньку внедрять те технологии, которые востребованы, пробовать, изменять их, адаптировать к потребностям клиента.

Финансирование инноваций. Насколько ритейлеры готовы к этому?

На рынке сейчас складывается некая норма инвестиций в новые технологии, которая позволяет ритейлу вырваться или, по-крайней мере, не отставать в технологиях – это примерно 0,5-1% от оборота. Те, кто этому следуют, у них могут появиться перспективы. Вряд ли будет монополия Amazon или Яндекса бесконечна. Все равно будет пестрый ландшафт, который сложится из разных технологий и решений. Люди будут выбирать решения согласно их потребностям.

Если мы говорим про супер-лидеров онлайна, то там вопрос финансирования инноваций - к инвесторам. Насколько они готовы вкладывать денег в развитие компаний.

Не будем забывать, что в цифровом мире все очень легко копируется. Примером служит Яндекс, который собирает с рынка все инновации. Взять хотя бы навигаторы, где Яндекс стал монополистом, предоставив услугу бесплатно, и тем самым убил рынок навигаторов.

Денег в ритейле сейчас не много и высокой маржиналностью он не отличается. Рынок переживает трансформацию, требующую средств, которых сейчас у ритейлера, прямо скажем, не в избытке. Огромные компании скроили рынок под себя, сделали его низкомаржинальным, супермонополизированным и сами этому не рады. Так доля ритейла в прибыли Amazon составляет 50%, а в обороте - 90%. А 10% оборота приносят другие 50% прибыли. И в эти 10% входят реклама, облачный сервис, IT-технологии, где маржинальность существенно выше. Что с этим делать – не понятно.

Сколько сейчас стоит технологичное решение для ритейла?

Решения все разные, но в целом все идут к абонентской плате. Некоторые технологии могут быть с нулевой стоимостью внедрения, некоторые за пять-десять миллионов рублей. Многое зависит от самого решения. Абонентская плата - от 3000 до 7000 рублей за магазин в месяц.

Как экономически можно обосновать внедрении инновации?

Невозможно дать экономическое обоснование. К сожалению, с этим надо свыкнуться. На то и инновации, что аналогов и примеров либо нет, либо их ничтожно мало. Поэтому в те 0,5-1% инвестиций должны быть зашиты потери. Сейчас работает такая парадигма: попробовал – сработало - масштабируешь, не пошло – похоронил или поставил на холд. Такой подход не должен быть затратным. Но поток тестирования новых решений не должен останавливаться. Сейчас модель выбора инноваций в компаниях еще не до конца сформирована и мое глубокое убеждение, что нужно пробовать небольшие решения, совместно с разработчиками их изменять или отказываться от решения. Мы живем в мире непрерывных изменений, когда технологии быстро сменяют друг друга. И решения, о которых мы с вами сейчас говорим, могут стать не актуальными через пару лет, а могут быть зашиты в движке любого интернет- магазина. Но не установив их сегодня, ты теряешь продажи и долю рынка. Вот в такое сложное и неопределённое время мы с вами живём.

Татьяна Мусихина, Image-Vision

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Tatyana Musikhina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 5, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 60394, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 06 Mar 2019 11:49:03 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 60394, "author_id": 168380, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/60394\/get","add":"\/comments\/60394\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/60394"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
4 комментария
Популярные
По порядку
1

Интересно посмотреть статистику по оттестированным решениям , пусть и без упоминания конкретных фирм, а в разбивке по сегментам, какой эк. Эффект оказали или что не зашло.

Ответить
0

Валид, результаты внедрения отдельных решений публикуются в кейсах разных источников. В том числе, на vc. Если вы хотите получить список таких источников, дайте знать. Я во многом ориентируюсь на западные отчеты по трендам в ритейле. Вот McKinsey опубликовал данные за 2018 год http://image-analysis.ru/state-fashion-ai

Ответить
0

Татьяна, куда же вы так спешили при написании текста?) Пропустили много слов, с окончаниями беда

Ответить
0

Денис, спасибо. Еще раз перечитала и отредактировала материал

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }