{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Новости маркировки: как идут пилоты для духов и лекарств и вырастут ли цены на сигареты?

Я, Игорь Вааг, директор по развитию направления «Маркировка» в компании АТОЛ, продолжаю рассказывать о последних новостях маркировки товаров в России.

Как маркировать табак

Принято постановление об обязательной цифровой маркировке табачной продукции.

Напомню, как выглядит план внедрения маркировки табачной продукции на сегодняшний день:

С 1 марта 2019-го — старт обязательной маркировки табачной продукции.

С 1 июля 2019-го — запрещены производство немаркированных сигарет и продажа маркированных сигарет без передачи сведений в систему Честный ЗНАК.

С 1 июля 2020-го — запрещена розничная продажа немаркированных сигарет.

Кстати, в день старта маркировки табака в АТОЛ пришли журналисты РБК. Основатель компании Алексей Макаров в прямом эфире рассказал о запуске проекта.

Тем, кто не хочет потом в последние недели впопыхах готовить свой бизнес к работе с маркировкой, очень важно уже сейчас активно участвовать в пилотах и достраивать свои бизнес-процессы так, чтобы это было для них удобно и эффективно.

Алексей Макаров, Основатель АТОЛ

Розница в 8 раз активнее регистрируется в системе

По словам Реваза Юсупова, замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора маркировки, в проекте по маркировке табака уже участвуют компании, которые обеспечивают 99% производства сигарет в стране и 88% дистрибуции. То есть практически все крупные сетевые ритейлеры уже готовы к маркировке, а вот небольшие магазины пока только присоединяются к проекту.

ЦРПТ зафиксировал восьмикратный рост количества регистраций в системе маркировки со стороны малых предприятий торговли с начала года. «Если в начале года мы получали 15–20 заявок в день, то за последние дни среднесуточное количество находится в диапазоне 140–170 регистраций, — комментирует Реваз Юсупов. — Мы понимаем, что это представители мелкой и средней розницы, поскольку производители, оптовики и крупный ритейл уже зарегистрировались в системе в пилотном проекте».

Как маркировка повлияет на цены

Реваз Юсупов пояснил «Снобу», как повлияет маркировка на стоимость товаров для производителей и покупателей. По его словам, для нелегального сектора последствия окажутся драматичными. А вот легальный бизнес, хоть и понесет расходы на оборудование, выиграет гораздо больше, поскольку себестоимость товаров снизится. Произойдет это за счет того, что с рынка уйдут серые игроки, а компании сократят затраты на защиту бренда и оптимизируют процессы в товарной цепи.

Например, если при маркировке молочной продукции вносить данные о сроке годности, компании смогут эффективнее учитывать остатки продукции и экономить миллиарды рублей ежегодно, снижая потери по всей цепочке. Также нельзя будет продать просроченный товар на кассе, что удобно для покупателей.

Как показывают расчеты, всего через год после внедрения маркировки стоимость товара для потребителей должна снизиться на 5–10%.

Реваз Юсупов, Замгендиректора ЦРПТ

Что касается табака, то, по словам самих производителей, маркировка не спровоцирует рост цен для конечных потребителей. Дело в том, что основной фактор, который влияет на рост цен, — ежегодное увеличение ставки акциза, который в январе 2019 года был поднят на 10%. На этом фоне цена цифрового кода не является существенным фактором роста стоимости сигарет.

Мы не видим рисков роста цен на сигареты у добросовестных участников рынка в связи с введением системы маркировки.

Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли

Табачный рынок против теневого сектора

«Коммерсантъ» подробно рассказал об организованном еще в декабре круглом столе — тогда игроки табачного рынка обсудили механизмы борьбы с теневым сектором.

Масштабы проблемы действительно серьезные. Как подсчитали аналитики агентства Nielsen, в третьем квартале 2018-го доля нелегальной табачной продукции увеличилась почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Это больше 8% продаж.

Основа теневого рынка — поток нелегальной продукции из стран Евразийского экономического союза, где сигареты, по оценке Nielsen, стоят в два-три раза дешевле. Еще одна причина — распространение продукции без акцизных марок или с поддельными акцизами.

В России акцизный налог плюс НДС составляют в районе 60 рублей в цене пачки, тогда как нелегальная продукция стоит от 40 до 60 рублей. Для легальных производителей произвести сигареты, которые могут продаваться по цене меньше 70-75 рублей, практически невозможно.

Ашот Чагарян,

Директор по защите торговых марок ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»

В результате бюджет только в прошлом году из-за недополученных НДС и акцизов потеряет примерно 50 млрд рублей, оценил Ашот Чагарян.

Решит ли эту проблему маркировка? Как считает генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, внедрение маркировки может привести к сокращению нелегального рынка на 50­–60% в течение двух лет.

Но не все с ним согласны. Руководитель отдела по противодействию незаконному обороту табачных изделий компании «БАТ Россия» Максим Курганский уверен, что маркировка позволит вывести не более 10% поддельной продукции. По мнению же Чагаряна, меры противодействия нелегальной торговле требуют более систематизированного подхода: например, ужесточения законодательства и более эффективной правоприменительной практики.

Действенной мерой по борьбе с «серым» рынком может стать введение минимальной розничной цены, поскольку этот механизм стал бы индикатором для контролирующих органов, позволяя быстро определять нелегальную продукцию и выводить ее из розничного оборота.

Ашот Чагарян, Директор по защите торговых марок ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»

Духи и фотоаппараты — Минпромторг запустил пилот

Еще одно важное событие: 1 марта Минпромторг запустил эксперимент по маркировке духов, туалетной воды и фотокамер. Он продлится до 30 ноября этого года. Затем, с 1 декабря, если эксперимент пройдет удачно, маркировка фотокамер и духов станет обязательной.

В процессе эксперимента отрабатываются все технические вопросы и устраняются выявленные недостатки для всех участников процесса — производителей, импортеров, оптовой и розничной торговли. Пока выявленные в процессе пилота сложности не будут устранены, обязательная маркировка вводиться не будет.

Анонимный представитель Минпромторга

Лекарства — как идет эксперимент в регионах

Обязательная маркировка лекарств стартует с 1 января 2020 года. Сейчас полным ходом идут эксперименты — они продолжатся до конца этого года. Региональные СМИ рассказывают, готовы ли местные аптеки к старту обязательной маркировки.

Так, по информации издания «Би-порт», на данный момент в Мурманской области зарегистрировано 34% всех предприятий, деятельность которых как-то связана с лекарствами. Оставшаяся часть – это в основном «организации частной формы собственности, имеющие лицензии на медицинскую деятельность», то есть частные медицинские клиники и кабинеты. Как считают в Росздравнадзоре, главная проблема — донести до них информацию о том, что нужно готовиться к маркировке уже сейчас. Иначе у них могут возникнуть сложности с приобретением лекарств в будущем.

Социальные последствия могут быть самыми плачевными – когда у медицинских учреждений или аптек вдруг не окажется необходимых лекарств. Проработайте этот вопрос на своих территориях, чтобы не допустить неприятностей.

Марина Ковтун,

Губернатор Мурманской области

Похожая ситуация в Пензенской области. Там треть аптек и медицинских организаций уже подключились к системе маркировки, сообщает ГТРК «Пенза».

И небольшой анонс: 18–21 марта в подмосковном конгресс-отеле «Ареал» состоится большая конференция «Цифровая революция», совместное мероприятие ЦРПТ и АТОЛ . Представители сетей «Вольф», Zenden, Х5 Retail Group и «РОЛЬФ» поделятся экспертизой участия в пилоте по маркировке табачных изделий и обуви и расскажут, как подготовить бизнес для внедрения системы. Мы, в свою очередь, покажем готовые решения для маркировки, разберем практические примеры и продемонстрируем все этапы от приемки до выбытия на разных продуктах АТОЛ.

Как все прошло на конференции — расскажу в следующий раз.

0
3 комментария
Alex Bach

«Как показывают расчеты, всего через год после внедрения маркировки стоимость товара для потребителей должна снизиться на 5–10%.»
Смеялся очень долго

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Kavun
нельзя будет продать просроченный товар на кассе

Да это же рушит всю бизнес-модель!

Ответить
Развернуть ветку
Артур Перепелкин

Очень ждём

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда