Торговля Igor Zuev
1 538

Легко ли организовать эффективный розничный магазин

Однажды сидя на веранде с "Отцом" у нас зашел спор про магазин инструментов где я работаю. Он считал, "магазин" - это легко, ничего делать, не надо, главное покупать дешево, а продавать дорого, нужен лишь только стартовый капитал - деньги. Я пытался доказать, что грамотно организовать и спланировать торговую точку сложно. Не смотря, что мы торгуем уже больше 10 лет, и то ошибаемся постоянно, что то меняем. Деньги это только половина успеха, если не меньше. Продавать дорого инструмент не получится, все цены на виду в интернете, конкуренция огромная, особенно со стороны крупных федеральных сетей, наценки очень низкие. В такой ситуации важно планировать и организовать торговую площадь и работу магазина самым эффективным образом. Не будешь эффективным - банкротство не за горами!

В закладки
Аудио

Спор с подвиг меня написать меня небольшой рассказ про магазин и его внутренние процессы. О том, что важно для нас, и рассказать какой мы накопили опыт.

Чистота и немного больше

Не знаю, у кого как, но у нас на входе два коврика. Первый резиновый в тамбуре - собирает крупную грязь, второй ворсовый внутри - чистит подошву ботинок входящих. Связка работает 24 часа в сутки. Как бы выглядел магазин осенью и весной без этих "ребят" не знаю … но чистотой во многом обязаны им. Конечно в помещении убирают и все такое, но два коврика на входе это хорошее и необходимое решение, для магазина в котором уважают чистоту. Мы даже платим коврикам зарплату, заключили договор с фирмой, и они постоянно привозят чистые коврики, а грязные забирают.

Еще у нас есть хорошая уборщица Наталья, которая делает наш магазин чистым, и как только она заболевает или не выходит, то мы сразу чувствуем ее отсутствие. И срочно ищем замену.

Мы собираем использованную бумагу (черновики, испорченные документы) и предаём ее переработчику, у нас стоит специальный куб.

Мы отдельно собираем отработанные масла , отдаем их на утилизацию (хорошо, что забирают у нас этот вид отходов бесплатно).

Мы заключили договор с заводом перерабатывающим батарейки и аккумуляторы. У нас часто оставляют неработающие аккумуляторы от шуруповертов и прочей техники и мы их утилизируем. За этот вид отходов плат мы платим. Завод по переработке старых батареек в России один и видимо из за этого они и с нас берут деньги за прием и после переработки получают доход.

В общем стараемся держать в чистоте свою территорию, и немного заботимся о экологии в городе.

Освещение

Не всегда в наших магазинах было по настоящему "светло". Об освещении я читал и знал, что это важно, повышает продажи, но руки постоянно до этого не доходили. "Ведь есть еще 1000 более важных, а свет и свет, да это важно! но не сегодня".

Ребята ! Свет это важно !!! ))) Поверьте, а лучше проверьте на себе - как только, что то привлекло ваше внимание в магазине, сразу обратите внимание на освещённость. 80% процентов, что этот товар хорошо освещен, или - специально освещен! Например что бы определить свежесть овощей мы всматриваемся в их цвет и состояние поверхности. В крупном продуктовом гипермаркете, выбирая фрукты поднимите голову наверх, вы увидите "тонны" света над зоной овощей. Это не зря! покупателю удобнее и вероятность , что купит выше. Может именно из за света мы так любим ходить по большим супермаркетам, и не любим делать покупки в маленьких темных магазинах.

Вообще в плохо освещенных местах покупатели не останавливаются или ускоряют шаг. Такое поведение заложено в человеке генетически. Поэкспериментируйте, посмотрите на другие магазины и вопрос с освещением в вашем магазине решится сам по себе.

Мы не стали делать проект освещения, делать супер дорогое освещение, ставить трекинговые светильники и т.д. для нас это дорого, навряд ли окупится, но увеличить количество обычных светодиодных светильников мы смогли без проблем.

Торговая зона

Это айсберг о который мы разбивались, тонули! Наш краеугольный камень! Гордеев узел! - планировка торговых витрин внутри магазина. Сколько раз мы переделывали, меняли, пробовали. Клиенты кто давно нас знает - перестали удивляться изменениям в магазине. Мы не крупная федеральная сеть , где утверждены стандарты, и все отработано . У нас нет средств для того, что бы нанять специалистов и проработать планировку, дизайн магазина до мелочей. Мы обычная торговая компания, которая учится на своих ошибках.

Сегодня по периметрам стен у нас стоят высокие торговые стеллажи. А в центре мы разместили островные невысокие стеллажи , таким образом, что бы покупатели видели весь зал. Это недавнее изменение , раньше по центру стояли полноценные торговые стенды, и покупатель шел как будто по коридору, терялась оценка пространства магазина. Тяжело ориентироваться когда вокруг тебя одни товары и полки. Сейчас в магазине простор. Мы пожертвовали частью витрин, для комфорта покупателей. Думаю, что не зря! Среднее время нахождения покупателя в торговом зале увеличилось, это видно невооруженным взглядом.

Разделение потоков

Для большинства людей магазин это площадь где выставлен товар и все. По факту в магазине несколько потоков, и их необходимо разводить в стороны. Например у нас в магазине: розничные покупатели, корпоративные покупатели, клиенты кто принес инструмент в ремонт, клиенты кто пришел взять в прокат инструмент, водители в кто привез нам товар, водители кто приехал забрать оплаченный товар. Если всех пустить по одному пути, то будет неразбериха, и сплошные неудобства. Для каждой из категорий клиентов у нас выделена своя зона.

Те кто приносит инструмент в ремонт у них самый коротки путь - мы их встречаем у входа слева. Зачем человеку идти куда в глубь магазина со своим инструментом. Для них у нас есть столешница куда удобно выложить свой инструмент, тут же проходит маркировка инструмента и выписка документов. Рядом находится зона проката, ремонт и прокат это два смежных направления и , что бы воспользоваться этими услугами не надо никуда идти вглубь магазина, все рядом со входом - это удобно для всех.

Корпоративные клиенты - проходят сразу направо, для них отдельная зона, где удобно сесть на стул и сделать заявку, оформить документы, и после дождаться выдачи товара.

Для розничных клиентов у нас установлен компьютерный терминал, где можно посмотреть цены и описания товаров, и также оборудована кассовая зона, хотя в случае очереди, оформить документы они могут в любой зоне где сотрудник не занят. И в зоне ремонта и в прокате и корпоративном отделе)

Водители кто привез груз или забирает груз подъезжают с другого входа. У нас специально оборудована зона приемки выдачи товара, и они не мешают клиентам кто пришел в магазин. Помимо этого есть еще и транзитная зона - место де товар ждет покупателя и ждет когда его примут к нам на склад.

Даже страшно представить - если все клиенты пойдут по одному пути, будет очень неудобно .

Зонирование реализовано на небольшой площади в 300 м2, и зоны - это не отдельные помещения, а всего лишь места с разным типом оборудования. Еще есть раздевалка, санузел, кухня, бухгалтерия, склад, цеха по ремонту инструмента - это конечно отдельные комнаты или помещения.

Безопасность… Безопасность… Безопасность

Сколько раз в студенчестве я в душе ругал своего учителя по геодезии в железнодорожном институте. Его звали Вениамин Георгиевич, крепкий настоящий мужик, в возрасте. Мы про себя называли его уважительно "Веник", потому что выметал он нашего брата со своих занятий не раздумывая, не хочешь учится, ленишься, иди в другое место. Строгий , но справедливый. Не знаю почему, но именно от него я запомнил фразу: "Вся техника безопасности написана кровью !", запомните это на всю свою жизнь и соблюдайте правила, не будьте героями этой книги! И не относись к этому легкомысленно…. ничего смешного в этом нет"

Это правда! Мы заплатили за каждую ошибку. Мы настоящие "герои своего романа". Столько можно было бы избежать, если соблюдать элементарные правила.

Про потоп

Товар на полу хранить нельзя. Это правило требует любая страховая компания. Если вас затопит, то за товар который стоял на полу вам не заплатят. Нас топило два раза, каждый раз разные причины, не зависящие от нас, и каждый раз мы подсчитывали убытки, только из за того , что мы не соблюдали это правило. Сейчас у нас есть самодельные трапики, мы их в обязательно подкладываем под товар который в зоне риска.

Про пожар

Сотрудникам необходимо проводить пожарный инструктаж. Все знают и никто не делает, либо делают формально. Но объяснять нужно и по настоящему! Однажды у нас случилось возгорание, из за проблем в розетке. Страшное дело! Паника и неразбериха! Где огнетушители ? Что делать? И самый душещипательный момент - когда семь найденных огнетушителей закончились, а дым все еще валит, казалось бы все…!

Ну как можно было не заметить гидрант ?

У нас "под носом", прямо в центре зала на колонне был пожарный гидрант, его обнаружили в последний момент. И все залили. Конечно первым делом мы все обесточили. Мне даже сейчас вспоминать это жутко, хотя я был всего лишь на телефоне, координировал действиями удаленно. Спасибо Максиму и Даниилу - ребята действовали правильно и самоотверженно, только благодаря им все уцелело. Когда приехали пожарные возгорание было потушено, и оказалось, что не все так было и страшно. Но рассказать сотрудникам где огнетушители, и где стоят гидранты надо обязательно…

Про кражи со взломом

На входе должно быть две двери, или дверь + раздвижная решетка. Об этом вам сообщит охранная фирма, когда установит сигнализацию. Но мы" герои своего романа" и поэтому у нас было две кражи со взломом. Дело в том, что когда ломают замок, и срабатывает сигнализация, у воров есть 2-3 - 5 минут, пока едет патруль. Этим временем они пользуются, забегают, набирают с витрин болгарки и перфораторы и убегают. К приезду группы никого уже нет. В первый случай, у нас унесли на 30 000 р инструмента, при том, что в кассе лежала почти такая же сумма наличкой, но ее не взяли, не успели добраться. Так , с центрального входа - у нас появилась дополнительная раздвижная решетка на двери, и она кстати нам помогла в следующий раз. Пришли, сломали дверь, но с решеткой возится не стали.

Еще раз про кражу

Второй раз, открыли магазин с грузового входа, причем дверь была стальная бронированная, с хорошим замком. Никогда я бы не подумал, что могут вскрыть такую дверь, но была упущена какая то мелочь, не стояла защита личинки. С этого входа мы не ожидали "гостей", т.к до торгового зала относительно далеко. В этом помещении на 30 м2 лежали архивные документы и прочая ерунда. Стояли заточные станки, раздевалка, в общем брать нечего. Но пришли люди, кто знал расположение комнат, очень быстро через вспомогательное помещение попали в бухгалтерию и забрали денежный ящик. Который во первых не был прикручен к стене или мебели, чего его прикручивать? ценностей в нем обычно много не бывает. В ту ночь, ценностей было достаточно, на следующий день должна была быть зарплата. И все го, то ошибка в том, что надо было дверь из комнаты, просто закрыть на замок! Но мы относились к этому халатно. … Оперативная группа разъехалась с преступниками в секунды - это мы уже потом посмотрели по камерам.

В общем, сейчас все двери на замках, зп выдаем только через зарплатные карты, и деньги инкассируем в банк сразу.

Резюме

Чистота, освещение, торговое зонирование, разделение потоков, безопасность - это малая часть магазина - но очень важная !!! Возможно наш опыт кому то кому то поможет, вы задумаетесь у вещах, которые просто необходимо сделать. Незатронутых тем осталось еще много - управление персоналом, конкуренция, управление товарными остатками, финансовый учет, автоматизация. Все физически не описать. Писал только, о том, что само ложилось на бумагу.

Для меня розничный магазин это не так просто. Далеко не просто! Надеюсь после прочтения статьи вы с этим согласны ?

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Igor Zuev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 28, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 61298, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Mar 2019 13:53:56 +0300" }
{ "id": 61298, "author_id": 149314, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61298\/get","add":"\/comments\/61298\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61298"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122 }

10 комментариев 10 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

охвачено 3% всех напрягов, которые приносит розничная точка...

Ответить
1

А редактор в отпуске?

Ответить
0

Ну ладно тибе, всё в парятке))

Ответить
0

Профессионально

Ответить
0

Про эффективную розницу можно книги писать) автор любопытные детали затронул

Ответить
0

Жизненно 👍🏻

Ответить
0

Очень жизненно, проходил через подобное. С удовольствием почитаю продолжение :)

Ответить
0

Спасибо, очень интересно. Надеюсь на продолжение

Ответить
0

Отсутствие вешалок для верхней одежды - первый маркер проблемности компании.
За 10 лет руки не дошли?

Ответить
0

Спасибо за статью, довольно интересно.Я вот недавно тоже открыл магазин электроники в небольшом городке. Но уже столкнулся с несколькими кражами. Друг посоветовал установить антикражную систему https://intelpol.ua/zashchita-tovara-na-stellazhakh . Как Вы думаете она поможет? Как можно еще обезопасить свой бизнес от воровства?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }