Самообслуживание в магазинах в России: обзор приложений «Суперчек», Pay Z и Briskly
Сканируй товар через телефон, оплачивай в приложении и уходи. Такова суть технологии Scan&Go, которая скоро должна избавить нас от очередей.
В начале апреля интернет облетела новость о том, что «Яндекс» выпустит сервис «Суперчек», который должен избавить нас от очередей в супермаркетах. Создатель сервиса — компания Scan to Buy. Как говорит «Яндекс.Маркет», оплата товаров методом self scanning в нём протестирована и успешно работает.
Будущее наступает, берегитесь
Решение Scan&Buy подразумевает, что покупатель не стоит в очереди к кассиру, а сканирует товар, оплачивает его в приложении и выходит из магазина. Ну, по крайней мере, так должно быть.
В продвинутых версиях — вроде Amazon Go — искусственный интеллект сразу берёт покупателя под крыло, следит за тем, куда он пошёл, что взял и на выходе списывает нужную сумму с карты. Говорят, иногда система даёт сбой и берёт лишнего.
В России ритейлеры тоже осваивают технологию — в «Перекрёстке» тестируется собственное приложение, а сеть «Ашан» выпустила Auchan Mobi. Но сегодня я расскажу про три компании из сферы ИТ (не ритейл), которые работают над технологиями Scan&Go.
1. Приложение Pay Z — резидент ФРИИ
Проект Pay Z состоит из приложения с функцией сканирования и стенда оплаты в магазине. ФРИИ уже вложил в проект сначала 2,5 млн рублей, а потом команда проекта успешно закрыла второй раунд, доля фонда в стартапе достигла 24%, это около 20 млн рублей. Звучит амбициозно. Давайте посмотрим, что есть на деле.
Как видят себя Pay Z
«Корзина, сканер и касса — всё в твоём телефоне. Сканируй реальные товары, формируй свою корзину и оплачивай на отдельном терминале».
Вот тут возникает вопрос. Касса в смартфоне? Или всё же в терминале?
Судя по промовидео, эквайринг в приложении Pay Z не представлен, мы пользуемся аппаратом, установленным на входе. К железной стойке прикреплен экран планшета и терминал оплаты.
Чтобы воспользоваться Pay Z, покупатель проходит следующие шаги:
- скачивает приложение;
- идёт в супермаркет, сканирует на входе QR-код;
- берёт там специальный пакет;
- сканирует товары, складывает их в этот пакет;
- идёт к терминалу на выходе, сканирует QR-код;
- прикладывает карту или телефон с Apple Pay или Samsung Pay к нему и уходит.
Что за особенный пакет? Видимо, он предусмотрен как маркер, чтобы хипстера со смартфоном лишний раз не преследовала охрана. Пока все просто, но меня смутили танцы с бубном у терминала на входе и выходе.
Как клиенты видят Pay Z
У приложения очень приятный интерфейс, дизайн и цветовая гамма. Это я поняла из обнаруженных в сети скриншотов, потому что само приложение мне скачать не удалось. Оно не доступно в App Store, только в Google Play.
Как видят Pay Z магазины
Магазины смотрят на саму технологию Scan&Buy настороженно. Причина — сомнительная безопасность. Это технология для осознанного потребителя.
В России же только в 2018 году покупатели наворовали на миллиард рублей. Поэтому разработчики должны сильно позаботиться о спокойствии владельцев магазинов.
Полагаю, для владельца магазина это звучит как «иллюзия оплаты моих товаров». Но вообще, иллюзия контроля — это такой известный трюк. Камеры-пустышки в аэропорту и круглая фольга, которую нужно оторвать под крышкой йогурта тоже вариация иллюзии контроля. Так что погодите смеяться.
Pay Z проходит пилот в магазине «Фреш маркет» в Москве. Создатели заявили, что благодаря приложению выручка магазина растет на 5–10%. Что ж, желаем ребятам разместиться в App Store и будем внимательно наблюдать.
2. Briskly — платформа, которую оценила Visa
Briskly существует чуть больше года. Пока он знаменит своими магазинами-контейнерами без кассира, которые открываются через приложение. За недолгую жизнь компании удалось привлечь 5 млн рублей от Visa и получить ещё ряд предложений. Любопытно, что даже в технопарке «Сколково» есть магазин с технологией Briskly.
Компания делает упор на автоматизацию и нейросети, поэтому легко привлекает внимание. Во-первых, есть решения в области софта — приложение, нейросеть и сама платформа с API. Во-вторых, компания разрабатывает железные решения — реализованы электронные замки, которые открываются через Briskly Pay (BPay) и машинное зрение.
Самое железное решение — контейнер-образец — можно посмотреть в «IQ-Парке» в Москве. Ещё три находится в процессе монтажа. А к концу года планируется установить 20 контейнеров в разных городах России.
Среди пилотных объектов, где работает система Scan&Go, — «Лемма Маркет», магазин в технополисе «Сколково», Pro Market, в «IQ-Парке».
Как видят себя Briskly
Покупка совершается в три шага. Посетитель выбирает магазин из списка, который формируется по геолокации, сканирует товары, нажимает кнопку «Оплатить» и выходит из магазина. Да, всё так просто.
Основная фишка Briskly — нейросеть, которая через машинное зрение наблюдает за покупателем с его первого шага в магазине и до момента, когда за ним захлопнется дверь с электронным замком.
Нейросети успешно используются в экспериментальных магазинах Amazon и Walmart как способ защиты от кражи. Там даже не требуется сканировать товар, нейросеть через камеры оцифровывает человека на входе и с помощью датчиков определяет, какой товар исчез с полки. Далее она списывает оплату за товар на выходе.
Нейросеть можно обмануть, если заморочиться — как здесь. Либо можно надеть на себя коробку:
Как видят Briskly покупатели
Хорошая новость — Briskly покупатели хотя бы видят. Приложение представлено в App Store и в Google Play. Интерфейс приложения выполнен в виде чата, что довольно удобно для внедрения акций и нативной рекламы.
Что отличает Briskly от Pay Z — Большой брат не дремлет. Для регистрации придётся оставить свои данные и привязать карточку. В приложении довольно жёсткое пользовательское соглашение — деньги за кражу могут быть списаны автоматически, а наказание вора — вплоть до уголовного преследования. Что не может не радовать владельца магазина.
Как видят Briskly магазины
Для магазинов Briskly предлагает платформу для проведения маркетинговых акций — все данные собираются на Customer Data Platform, которая рекомендует, как продать людям побольше товаров.
Чтобы стать партнёром, не обязательно покупать контейнер, можно оборудовать системой свой магазин или даже просто купить электронный замок и поставить его на холодильник. Подключение магазина занимает от одного дня.
Ну и конечно, нейросети.
Инженерный подход подкупает даже жюри конкурса Chivas — «команда решает», в котором Briskly собираются в финал:
3. «Суперчек» — новый продукт «Яндекс.Маркета»
О будущем сервисе «Яндекса» пока известно немного. Исходя из официального заявления, «Суперчек» предполагает:
- планирование покупки;
- получение общих и персональных промопредложений;
- помощь в выборе магазина;
- удобная система самостоятельного сканирования и оплаты товаров.
Для реализации функции «покупка без кассира» «Яндекс» приобрёл Scan to Buy — софт и приложение, на основе которых мы можем судить о будущей функциональности сервиса.
Интерфейс приложения выглядит так:
Scan to Buy, согласно описанию, работает просто: пользователь скачивает мобильное приложение, выбирает магазин и сканирует штрих-коды товаров. Покупка оплачивается с привязанной к приложению картой. На выходе из магазина кассир проверяет оплату с помощью QR-кода.
Пока мы не видим комментариев о решениях Scan to Buy в области безопасности. Разве что проверка охранником QR-кода на выходе, но не сразу ясно, какую цель тут преследует QR-код. Также хотелось бы понять, как клиент идентифицирует себя в магазине.
Судя по комментариям «Яндекса», «Суперчек» в своей основе станет маркетинговым инструментом для ритейлеров.
Информации для выводов мало. Но мы знаем наверняка: масштабы «Яндекса» — чертовски привлекательны для ритейлеров. Их интерес к теме самообслуживания гарантирует, что технология в ближайшие годы ворвётся в жизнь к рядовым гражданам.
Вместо послесловия
Сейчас в магазинах крупных ритейлеров — «Окей», «Глобус», «Лента» — точечно тестируют железные решения. На входе установлены сканеры товаров, которые предлагается взять и самому пройтись с ними вдоль полок.
Как вариант: на пороге прорыва это выглядит неплохо и задачу выполняет. Но решение со сканерами не масштабируется: аппарат в рознице стоит около $1000 (например, Zebra MC18), а в одном магазине надо поставить не менее 100 штук.
За безопасность в магазинах с терминалами отвечает алгоритм, который вычисляет поведенческие особенности людей. То есть заложено среднее время от входа в магазин до первого сканирования, количество сканированных товаров, паузы между использованием терминала.
Если что-то не совпало по количеству продуктов или требуется отмена, то вся корзина аннулируется, грустный покупатель отправляется в конец очереди, на кассу.
Итак, мы поверхностно прошлись по трём самым доработанным решениям в области Scan&Go в России. Можно сделать следующие выводы:
- Через три–пять лет формат Scan&Buy станет нормой. Население концентрируется в городах, очередь на кассе в выходные напоминает толпу на входе в Эрмитаж.
- Скорее всего, нами займутся нейросети. Но это не точно, пока их можно обмануть.
- Сканировать будем через смартфон. Надстройки в виде сканеров, стоек с QR-кодами, скорее всего, уйдут как ненужный костыль.
- Нашим покупательским поведением будут управлять более точно и незаметно. Через акции и промо, нативно встроенные в приложения.
- Все, что мы покупаем, будет собираться в большие данные и наши клиентские профили. Данные будут использоваться «во благо», чтобы мы покупали ещё больше.
Помимо Pay Z, «Суперчека» и Briskly на рынке есть пилотируемые продукты, которые мы незаслуженно пропустили.
Я надеюсь, что эта статья помогла собрать общее впечатление о будущем самообслуживания в foodtech. И приглашаю вас к дискуссии. Насколько описанное выше — реально?
Просто им лень открыть вторую кассу вот и изъе-ся - машин леарнинг, биг дэйта, где карточку офор... ой не то.
А по факту какая - то двойная задница - я сканирую, оплачиваю, а кассир потом еще все проверяет, взвешивает (вдруг я на одну картофелину больше положил) и т.д. зачем же это все нужно?? Опять же неудобно стоять и пытаться отсканировать телефоном мокрый штрихкод на курице ( помните как продавец пытается отсканировать 5 раз а потом: лена а у вареников какой код?)
К чему все идет? После работы вы будете ехать 20 км до единственного загородного склада - магазина, там запускаете приложение, берете рохлю, и набираете килограммы еды по розничным ценам - экономия на продавцах, грузчиках, магазинах...
Не чувствуете как сами себе противоречите? При такой экономии на человеческих ресурсах, как ритейл может скатиться до единого склада на окраине? Сейчас в каждом новом микрорайоне пятерочки и магниты открываются раньше, чем жильцы успевают заселиться, а поставить автономную коробку для кого-то составит сложность?
Пытаться на курочке штрих-код найти вовсе не обязательно, этот же штрих-код можно спокойно печатать на ценнике, это позволит производить покупки одной рукой, что логично, второй надо держать корзинку, наверняка это продумают.
Но, ключевой момент, что для реализации таких гениальных задумок нужен определенный уровень сознательности среди граждан. В нашей стране, к сожалению, сознательность, как правильно, проявляется только под давлением, как только человек чувствует безнаказанность - его сразу тянет во все тяжкие. По этой причине достаточно сложно представить, что в ближайшем будущем эти технологии получат широкое распространение, а если и получат, то от костылей для защиты продавцов мы еще очень долго не сможем отказаться.
Комментарий недоступен
Негативный сценарий имеет место быть) но
Я думаю решение Scan&Go реально будет популярно не у крупных магазинов-складов, а в каких-нибудь локальных "продуктах" в бизнес-центрах, где с часу до двух обед, и не хочется тратить законный перерыв на простой в очереди. Вот там бы зашло - просканировал и вышел. А в очереди пусть бухгалтер Света стоит
А добавим сюда еще и маркировку/егаис и прочую продукцию с 2-мя ШК. Как контролировать, что покупатель точно с этого экземпляра второй шк считал?
Это что, больше нельзя будет украсть ничего?(((
90% воровства в магазинах делается сотрудниками магазинов
Да что вы! Ритейлер удавится от жадности, чтобы давать бесплатный пакет.
Весь цивилизованный мир в ритейле даёт пакеты людям бесплатно. И только в России нас опять держат за лохов и дерут деньги за эти однорозовые рвущиеся авоськи.
В цивилизованном мире пластиковых пакетов нет или они тоже платные. Попытка отучить людей вредить экологии, бесконечно размножая неразлагающиеся пакеты
С хуя ли баня-то сгорела? Бесплатные пакеты во всем цивизованном мире. Обожаю таких комментаторов, приехал куда-то, зашел в магаз, увидел пакет бесплатный - и докладывает: "весь цивилизованный мир пакеты бесплатно выдает".
Пакет - самый маржинальный продукт магазина. Никакой ритейлер нихуя бесплатно не даст ни в России, ни где-то еще. Это "бесплатно" всегда заложено в цену продуктов, потому что есть норма прибыли. Воистину, люди всегда готовы переплачивать за "бесплатно".
Боюсь наврать, но ЕМНИП в Калифорнии в универсамах берут деньги за пакет, это вроде как закон.
Вы серьезно считаете, что в этом мире что-то бывает бесплатно? Боюсь Вас огорчать, но сетевые магазины даже потенциальное воровство закладывают в наценку, не говоря уже о "бесплатных" пакетах.
Идея для статьи хорошая, но непонятные шутки и следующие перлы портят впечатления
само приложение мне скачать не удалось. Оно не доступно в AppStore, только в Google PlayВам скинуться на смартфон за 4-5 тыс?
чувство юмора автора может не совпадать с реальностью)
да, скиньтесь пожалуйста.
Пользовался на днях сканером. С детства мечтал почувствовать себя кассиром. Но с телефона конечно удобнее. Жду с нетерпением, когда Яндекс родит суперчек.
Удобство автономных касс в тех же перекрестках компенсируется чрезмерно бдительностью охранников, которые однозначно дают тебе понять, что для них ты потенциальный ворюга и скам, и лучше бы тебе пройти в обычную кассу
Вижу это промежуточным решением. Пока никто не вложится хорошо в машинное зрение. Только не в масштабе магазина, а в масштабе объема товарной тележки. И решать можно не задачу распознования товара, а более простую - распознавания факта сканирования и укладки товара в корзину. Кому интересно, могу пояснить.
Кассиры уйдут со своих рабочих мест, но судя по всему, появятся места для большого количества охраны. Кассиры, переобувайтесь.
Охраннику проверять QR код на выходе, ахахах
Я уже один раз воспользовался. Очень жду когда пойдет запуск технологии в гипермаркетах. Особенно в предверии праздников без этих приложений в гиперы лучше не соваться
А теперь вспомним про регионы нашей большой страны. Дойдут туда такие технологии? Лет через 20 и то не факт. Да и будут ли ими пользоваться на стадии тестирования?
Briskly box скоро будет стоять в Ярославле и ещё нескольких регионах России.
Конечно в начале это будут тестирования, но в этом году мы сделаем их публичными.
Ага, "машинное зрение".
А если просто в приложении выбирать продукты и получать их как из вендинг автомата и в конце просто все оплачивать? Никто ничего не украдёт тогда же
я надеюсь, что скоро эти системы заработают. в моем городе к сожалению даже касс самообслуживания нет. а вот был на отдыхе и в одном магазине встретил такую услугу - какая благодать. очереди нет (люди не доверяют сами себе), по быстрому все просканировал, переважил (по весу определяет количество товара), картой оплатил и свободен
Подскажите, пожалуйста, из какого фильма гифка с Деревянченко к Бриксли.
Павел Деревянко актера зовут)))), а не Деревянченко
https://www.pernod-ricard-rouss.com/chivaschallenge/video/12
В ОКее Scan&Go работает интересней, он во первых привязан к карте лояльности, которая оформлена на паспорт, а во вторых - считает рейтинг надежности для каждого покупателя.
Иногда (обычно по первости) можно попасть на выборочную проверку - когда кассир на выходе берет точно такой же терминал и сканирует случайных 5-10 позиций товара которые лежат в пакете, если все позиции есть в чеке - все ок.
А система рейтинга похоже работает так:
Если пробиваешь дорогие или весовые товары - рейтинг растёт.
Как по мне - очень удобно, на входе взял коляску и терминал с пакетами и сразу пакуешь всё, на выходе оплатил через Apple Pay без очереди и пошёл на парковку с уже сложёнными товарами в пакетах.
Тем временем в Швейцарии... https://www.bbc.com/russian/vert-cap-48040951
Комментарий недоступен
Технические новинки волнуют скорее магазины, а не покупателей, потому что при текущих возможностях - все что отделяет их от разграбления это старая добрая охрана и камеры. Ну и совесть покупателей)
Кто нибудь объяснит экономическую (иную) выгоду для ритейла и для потребителя?
На сегодня рабочая сила намного дешевле, даже по сравнению внедрения чат-бота
С Pay Z так и не понял где находится касса (ккм с памятью, в смартфоне точно его не может быть, в терминале то что на фото, там тоже его нету), как все с законом все вяжется?
С Briskly "захлопнется дверь с электронным замком" - это мне там умереть оставят если не получится оплатить или станет плохо, и еще куча вариантов, вообще законно? смысл не понятен, зачем придумывать велосипед, давно уже есть автоматы, понаставили бы и все. гораздо дешевле и удобнее в обслуживании.
С яшой все проще будет, для них отдельный закон примут и все
"В России же только в 2018 году покупатели наворовали на миллиард рублей"
Рили? Это же копейки в разрезе их оборотов.
Добрый день, нашей компанией разработана и запатентована уникальная технология которая позволит совершать покупки без участия Кассиров, при этом для Владельцев магазина самообслуживание покупателей будет полностью безопасно ( хищение товара исключено!) мой эл адрес [email protected]
Здравствуйте!
Занимаемся интеграцией технологии Scan&Go (Москва) в розничные торговые сети.
Если интересует, напишите мне на действующий email: [email protected] (или телефон 89175882921).
Ответим на все вопросы, проведем демонстрацию, как осуществляется сканирование в действии.