{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

2 млрд рублей хотели списать с продавцов WB. Соответствует ли наказание — преступлению?

Мнения экспертов и дискуссия вокруг очередного скандала, связанного с маркетплейсом.

На связи Вик Довнар. Автор бестселлера “Антимаркетплес” и CEO Hooglink.Agency 👉Веду телеграм-канал о большом e-commerce бизнесе и прибыльных товарных нишах. Добавляйтесь

Все уже знают об очередном скандале вокруг Wildberries. На этот раз компания хочет содрать с продавцов 2 млрд. рублей по подозрению в мошенничестве с рекламой.

В Telegram появился специальный бот, предлагавший селлерам Wildberries недорого рекламировать свои товары на площадке. Продавцы воспользовались услугами бота и действительно получили огромный буст на площадке. Ущерб маркетплейс оценивает в 650 млн. рублей.

После вскрытия факта мошенничества, WB начал производить штрафы.

Случай когда 186 миллионов просто исчезло со счета. А ты возможно брал кредиты на товар.
260 миллионов улетают по щелчку пальца. 300 000 осталось на адвоката.

По мнению службы безопасности маркетплейса виновен в организации мошенничества сотрудник или сотрудники компании.

Вчера была осада офиса компании. Митингующие насчитали совокупно более 2 млрд. рублей штрафа. Так же был применен теневой бан или блокировка ЛК подозреваемых. С бизнесом на WB они могут попрощаться.

Я предлагаю обсудить ситуацию, так как она неоднозначная. И хотя сегодня WB приостановил начисления и обещал с каждым случаем разобраться в отдельности, мы все понимаем как умеет “разбираться” Wildberries.

Я с утра давал интервью МоскваFM о ситуации и высказывал свое мнение. Сразу могу сказать: общественность против действий маркетплейса и на стороне митингующих.

Но все не так однозначно!

Что говорят эксперты?

“ Вообще, логика WB понятна. Масштабы – вопрос десятый, но сама логика ясна. Ты товары на WB продвигал? Продвигал. Ты заплатил WB за использование их инструментов? Нет. Сэкономить на серых схемах хотел? Значит, осознавал риски, поэтому держи счет на 2 млрд))

Давайте представим схожую схему с государством: какой-то дядя говорит, что у него есть доступ к базе ФНС, и он может за треть цены списать налоги вашей компании; вы платите, налоги рил списываются, но через год схема вскрывается, что будет дальше?

Правильно, на бутылку посадят и вас, и темщика-организатора, вас заставят всё оплатить заново, накинут еще штрафы и уголовное дело сверху.

Так что, 2 млрд – терпимо. Как в той еврейской мудрости: «Спасибо, Господи, что взял деньгами».“

Юрий Сапожников. Основатель телеграм-канала “из коммерса в e-коммерса"

В целом логика в этом есть. Особенно, если говорить по букве закона.

“Я вижу 2 глобальные проблемы Wildberries в данной ситуации:

1. Отсутствие коммуникации между маркетплейсом и продавцами. Продавцам просто-напросто некому задать вопросы. В условиях, когда изменения в оферте могут происходить по несколько раз в день, подозреваю, что некоторые из продавцов даже не осознавали, что платят деньги за рекламу не маркетплейсу, а мошенникам/сервисам и т.п.

2. На Wildberries до сих пор нет инструмента для легальной мотивации покупателей к оставлению отзывов (на Ozon этот инструмент называется «отзывы за баллы»). Так, продавцы, чтобы у них начались первые продажи, для выхода товаров в ТОП используют различные сервисы, серые и чёрные методы. Ну сделайте вы легальный инструмент и проблема уйдёт. Но, видимо, Wildberries больше денег зарабатывает на штрафах и им не выгоден такой инструмент”

Денис Ветренников. CEO экосистемы SellerDen. Телеграм: SellerDen

Мое мнение:

Надо понимать, что WB своей главной целью ставит краткосрочную прибыль. Уверен, KPI топ-менеджмента завязан исключительно на ней. Это единственный маркетплейс который показал прибыльность в позапрошлом и даже прошлом году (мы писали об этот тут).

И если у Ozon и Я.Маркет в планах вкладывать в развитие, роботизацию и они готовы пока рынок растет не зарабатывать, то WB не готов.

И так как внутри компании не привыкли решать проблемы технологиями и системами, они решают их штрафами. И все равно на кого эти штрафы накладываются - на селлеров, ПВЗ или конечных потребителей.

Вы заметили, что такие случаи растут как снежный ком? Крупные скандалы уже чаще одного раза в месяц. Мелкие - чуть ли не каждую неделю.

Почему 2 млрд. а не 650 млн.? Потому что, видимо, до плана не хватает этой суммы издержек. А еще нужно показать селлерам, что любые “серые” схемы будут караться смертью (зачеркнуть) выходом из бизнеса и долгами.

Напишите в комментариях ваше мнение по ситуации:

👉Права ли компания, должна ли она преследовать селлеров, признавшихся по факту в мошенничестве?

👉Или наказание не соответствует преступлению?

Веду телеграм-канал про прибыльные ниши e-commerce бизнеса. Еженедельные разборы проектов. Залетайте.

0
242 комментария
Написать комментарий...
Leasing-Counsel

По таким схемам картежники и наперсточники раньше работали. Сначала человека вовлекают в ситуацию, а потом называют его действия незаконными и отнимают деньги.

Откуда вы знаете, что это не Вайлдберис сам продавал вам эту рекламу? Приплюсуйте эти деньги к общей сумме. По контексту похоже, что вас намеренно «кинули» по схеме.

Возможно они хотят избавиться от продавцов всеми возможными способами и начать самостоятельно торговать. Очевидно, что уважения к продавцам ситуация не предполагает, а значит они больше не ценны.

В приличной стране их бы исками забросали и посадили за мошенничество судя по тем жалобам от сотрудников, которые тут постили.

Купить рекламу не грех и не должно караться законом. А если рекламу продают незаконно - разбирательства ведутся с организацией рекламных услуг. Сами действия по продвижению своих товаров и услуг никогда не считались незаконными. Пусть Вайлдберис докажет свой ущерб. Пока они только в плюсе от ситуации и в целом сколотили огромное состояние на этих же продавцах 🤷‍♀️

Пишите жалобы в Роспотребнадзор и в Кремлин. Вместе с историями как они работников штрафуют ни за что и товары со склада вывозят.

А вообще народ сам должен понять, что если его не уважают - не нужно нести туда свои деньги. Такие токсичные компании бойкотируют на уровне общественного мнения. Сегодня издеваются над вашим соседом или бедным студентом ищущим работу закидывая его штрафами, а завтра будут издеваться над вами и вашими детьми.

Зло нельзя поощрять на уровне социального сознания и общественного мнения. Это опасно в перспективе на будущее. Сейчас ВБ станет на 2 ярда богаче и сильнее, а завтра ещё раз с вас шкуру содрут. Долго будете терпеть? Вспомните слезы их сотрудников, которые лились на этой же площадке. Вам их не жаль? Мне вот жалко было. Так нельзя с людьми поступать. Это бесчеловечно. Все борются за жизнь и если людям пришлось работать в маркетплейсе - это не повод их унижать и грабить. Наши права и свободы защищены конституцией. Если нет, то мы живем уже не в государстве.

Мошенники жиреют и становятся только сильнее. Этого нельзя допускать. Рубль отданный мошенникам сделает их сильнее.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Petel

Там скорее всего жесткие минусы на счетах, так что врятли это так работает.

Ответить
Развернуть ветку
Leasing-Counsel

Не знаю как это работает и что за договора были заключены у продавцов с ВБ, но минусы делать ни под каким предлогом никто не имеет права. Это равноценно навязыванию кредита, краже, вымогательству и развязывает руки мошенникам.

Мобильная связь оговаривает размеры минуса 700 рублями. Больше уже люди могут не вернуть сославшись на то, что кредит они не брали, а как расчитывать свой бюджет они решают сами. Нет денег - не пополняют счет, например. Это их дело.

Если кому-то пишут минуса и вымогают деньги - это мошенничество.

Ну опять таки возвращаемся к тому, что ВБ минусил своих сотрудников и эти жалобы есть в сети. Люди не знали, что делать и беспомощно писали в интернетах хотя бы в назидание остальным.

Тогда продавцов это не касалось и они продолжали торговать…. А теперь коснулось и их 🤷‍♀️

Думаю и покупателям пора задуматься. У меня висит карта нужно отвязать. Главное чтоб не сохраняли себе где-то данные наших карт и потом не доили по мелочи. Можно не заметить, а с миллионов по тысяче, например, это неслабое усиление для мошенников. Надеюсь это не крышуется властьимущими и будет проведено расследование по всем жалобам. Иначе за мелкие взятки, неуплату налогов или самозащиту людей преследуют и садят, а преступления «жирных» игнорируют.

У ВБ с уплатой налогов вообще все в порядке? Нужно проверить. Судя по жалобам сотрудников они не честны ни в чем.

Ответить
Развернуть ветку
239 комментариев
Раскрывать всегда