2 млрд рублей хотели списать с продавцов WB. Соответствует ли наказание — преступлению?
Мнения экспертов и дискуссия вокруг очередного скандала, связанного с маркетплейсом.
На связи Вик Довнар. Автор бестселлера “Антимаркетплес” и CEO Hooglink.Agency 👉Веду телеграм-канал о большом e-commerce бизнесе и прибыльных товарных нишах. Добавляйтесь
Все уже знают об очередном скандале вокруг Wildberries. На этот раз компания хочет содрать с продавцов 2 млрд. рублей по подозрению в мошенничестве с рекламой.
В Telegram появился специальный бот, предлагавший селлерам Wildberries недорого рекламировать свои товары на площадке. Продавцы воспользовались услугами бота и действительно получили огромный буст на площадке. Ущерб маркетплейс оценивает в 650 млн. рублей.
После вскрытия факта мошенничества, WB начал производить штрафы.
По мнению службы безопасности маркетплейса виновен в организации мошенничества сотрудник или сотрудники компании.
Вчера была осада офиса компании. Митингующие насчитали совокупно более 2 млрд. рублей штрафа. Так же был применен теневой бан или блокировка ЛК подозреваемых. С бизнесом на WB они могут попрощаться.
Я предлагаю обсудить ситуацию, так как она неоднозначная. И хотя сегодня WB приостановил начисления и обещал с каждым случаем разобраться в отдельности, мы все понимаем как умеет “разбираться” Wildberries.
Я с утра давал интервью МоскваFM о ситуации и высказывал свое мнение. Сразу могу сказать: общественность против действий маркетплейса и на стороне митингующих.
Но все не так однозначно!
Что говорят эксперты?
В целом логика в этом есть. Особенно, если говорить по букве закона.
Мое мнение:
Надо понимать, что WB своей главной целью ставит краткосрочную прибыль. Уверен, KPI топ-менеджмента завязан исключительно на ней. Это единственный маркетплейс который показал прибыльность в позапрошлом и даже прошлом году (мы писали об этот тут).
И если у Ozon и Я.Маркет в планах вкладывать в развитие, роботизацию и они готовы пока рынок растет не зарабатывать, то WB не готов.
И так как внутри компании не привыкли решать проблемы технологиями и системами, они решают их штрафами. И все равно на кого эти штрафы накладываются - на селлеров, ПВЗ или конечных потребителей.
Почему 2 млрд. а не 650 млн.? Потому что, видимо, до плана не хватает этой суммы издержек. А еще нужно показать селлерам, что любые “серые” схемы будут караться смертью (зачеркнуть) выходом из бизнеса и долгами.
Напишите в комментариях ваше мнение по ситуации:
👉Права ли компания, должна ли она преследовать селлеров, признавшихся по факту в мошенничестве?
👉Или наказание не соответствует преступлению?
Веду телеграм-канал про прибыльные ниши e-commerce бизнеса. Еженедельные разборы проектов. Залетайте.
По таким схемам картежники и наперсточники раньше работали. Сначала человека вовлекают в ситуацию, а потом называют его действия незаконными и отнимают деньги.
Откуда вы знаете, что это не Вайлдберис сам продавал вам эту рекламу? Приплюсуйте эти деньги к общей сумме. По контексту похоже, что вас намеренно «кинули» по схеме.
Возможно они хотят избавиться от продавцов всеми возможными способами и начать самостоятельно торговать. Очевидно, что уважения к продавцам ситуация не предполагает, а значит они больше не ценны.
В приличной стране их бы исками забросали и посадили за мошенничество судя по тем жалобам от сотрудников, которые тут постили.
Купить рекламу не грех и не должно караться законом. А если рекламу продают незаконно - разбирательства ведутся с организацией рекламных услуг. Сами действия по продвижению своих товаров и услуг никогда не считались незаконными. Пусть Вайлдберис докажет свой ущерб. Пока они только в плюсе от ситуации и в целом сколотили огромное состояние на этих же продавцах 🤷♀️
Пишите жалобы в Роспотребнадзор и в Кремлин. Вместе с историями как они работников штрафуют ни за что и товары со склада вывозят.
А вообще народ сам должен понять, что если его не уважают - не нужно нести туда свои деньги. Такие токсичные компании бойкотируют на уровне общественного мнения. Сегодня издеваются над вашим соседом или бедным студентом ищущим работу закидывая его штрафами, а завтра будут издеваться над вами и вашими детьми.
Зло нельзя поощрять на уровне социального сознания и общественного мнения. Это опасно в перспективе на будущее. Сейчас ВБ станет на 2 ярда богаче и сильнее, а завтра ещё раз с вас шкуру содрут. Долго будете терпеть? Вспомните слезы их сотрудников, которые лились на этой же площадке. Вам их не жаль? Мне вот жалко было. Так нельзя с людьми поступать. Это бесчеловечно. Все борются за жизнь и если людям пришлось работать в маркетплейсе - это не повод их унижать и грабить. Наши права и свободы защищены конституцией. Если нет, то мы живем уже не в государстве.
Мошенники жиреют и становятся только сильнее. Этого нельзя допускать. Рубль отданный мошенникам сделает их сильнее.
Там скорее всего жесткие минусы на счетах, так что врятли это так работает.
Не знаю как это работает и что за договора были заключены у продавцов с ВБ, но минусы делать ни под каким предлогом никто не имеет права. Это равноценно навязыванию кредита, краже, вымогательству и развязывает руки мошенникам.
Мобильная связь оговаривает размеры минуса 700 рублями. Больше уже люди могут не вернуть сославшись на то, что кредит они не брали, а как расчитывать свой бюджет они решают сами. Нет денег - не пополняют счет, например. Это их дело.
Если кому-то пишут минуса и вымогают деньги - это мошенничество.
Ну опять таки возвращаемся к тому, что ВБ минусил своих сотрудников и эти жалобы есть в сети. Люди не знали, что делать и беспомощно писали в интернетах хотя бы в назидание остальным.
Тогда продавцов это не касалось и они продолжали торговать…. А теперь коснулось и их 🤷♀️
Думаю и покупателям пора задуматься. У меня висит карта нужно отвязать. Главное чтоб не сохраняли себе где-то данные наших карт и потом не доили по мелочи. Можно не заметить, а с миллионов по тысяче, например, это неслабое усиление для мошенников. Надеюсь это не крышуется властьимущими и будет проведено расследование по всем жалобам. Иначе за мелкие взятки, неуплату налогов или самозащиту людей преследуют и садят, а преступления «жирных» игнорируют.
У ВБ с уплатой налогов вообще все в порядке? Нужно проверить. Судя по жалобам сотрудников они не честны ни в чем.