{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как продают в B2B?

Правда ли, что многомиллионные сделки начинаются с холодных звонков, а все тендеры куплены? Разберём продажи на примере одной ИТ-компании.

Я посвящаю эту статью специалистам по продажам и желаю, чтобы их перестали называть продавцами. Или хотя бы делали это с уважением.

***
Здесь был бы Крёстный отец,
не будь он слишком мейнстримен.
***

Не звони мне, не звони

Одно дело, когда по телефону обещают невероятный процент по кредиту, а другое, когда предлагают решить проблемы твоей корпорации. Кто способен на такую дерзость?

Знакомьтесь, Телемаркетинговый центр DIRECTUM (ТМЦ) – дамы с самыми приятными голосами, развитым эмоциональным интеллектом и завидной зарплатой.

Часть ТМЦ и коллеги на юбилее компании

Задачи ТМЦ звучат в духе лучших детективов:

  • найти потенциального клиента;
  • установить контакт с ИТ-директором или другим ЛПР;
  • договориться о встрече.

Чтобы провернуть это, надо знать всё о продукте*, выяснить потенциальные потребности клиента, выйти на «решалу» и правильно донести до него перспективы сотрудничества. Легче, когда продукт себя уже зарекомендовал.

* продукт – ECM-система. Если по-русски, это про электронный документооборот, управление корпоративным контентом и взаимодействием.

Какой скилл лучше прокачивается в ТМЦ?
Улыбаться в телефон
Пить валериану
Снимать наушники, прежде чем встать из-за стола
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Встреча

Подготовка

Итак, встреча назначена.

Дальше контакт, установленный ТМЦ или полученный с сайта/ конференции/вебинара, отправляется в Отдел продаж (ОП).

В ОП за новой компанией закрепляется «ваш персональный менеджер». Кто именно, определяют по размеру компании, отрасли, региону.

Закреплённый менеджер изучает:

  • компанию и её культуру;
  • уже выполненные нами или конкурентами проекты в регионе и отрасли;
  • заметки о результатах предыдущего общения, которые хранятся в корпоративной ECM-системе.

Перед личной встречей знакомится с клиентом в переписке или по телефону, уточняет ожидания от системы и первого общения.

В 99% случаев офлайн встречи проходят на территории клиента – в любой точке России и за её пределами. Оформление поездки происходит примерно так: менеджер создаёт электронную заявку на командировку, в ней подсчитывает сумму своих расходов, сообщает направление и цель визита. Пока заявка проходит согласование, бронирует гостиницу, покупает билеты на самолёт или поезд.

Много лет назад бронью жилья и билетов занимались офис-менеджеры, но практика показала, что лучший для себя вариант выберешь только ты сам.

Согласовано.

Заявка на командировку утверждена, компания изучена, костюм наглажен, дело за малым – настрой.

Тут вспоминаем про цель первой встречи – выяснить задачи клиента
и показать, чем мы можем помочь.

Содержание

В диалоге ищем компромисс между задачами клиента, возможностями системы и мировыми стандартами.

Для наглядности менеджер подготовил индивидуальные слайды и настроил виртуальную машину, чтобы продемонстрировать продукт в деле. Создал аккаунт организации, директора, смоделировал бизнес-процессы -- выглядит максимально приближенно к тому, как будет на самом деле.

Для более эффектной демонстрации можно отвезти потенциального клиента в гости к кому-то из текущих – референс-визит. Реальный опыт владения куда авторитетнее, чем презентация менеджера.

Сделка

Даже если демонстрация покорила клиента с первых пикселей, моментальная покупка – это редкость. Цена и бюрократия против импульсивных решений.

Пока клиент думает, у менеджера и команды продолжается работа по проекту: актуализация предложения под уточнённые требования клиента или вообще подготовка документов для участия в тендере. С тендерной и другой документацией менеджеру помогают коллеги из юридической группы.

Следующее общение может длиться от пары недель до месяцев – клиент рассматривает другие продукты, считает бюджеты, занимается своими делами. Задача менеджера – держать руку на пульсе, например, в ритме приятельской переписки.

Далее могут состояться дополнительные встречи разными составами: с директорами и специалистами. Доработки с нашей стороны, уточнения – с их.

Закрытие сделки происходит после поступления оплаты на наш расчётный счёт. «Ура!» – говорит менеджер и плюсом к зп получает процент от продажи.

Говорят, потом менеджер скучает по клиенту. Это как с книгами: прожил жизнь, привязался к героям и стал мудрее.

Адъёс?

Нет, на этом не прощаемся. Эстафету принимают специалисты по внедрению: консультант и руководитель проекта отправляются к клиенту, вместе моделируют бизнес-процессы и параметры системы, с разработчиками и инженерами поддержки внедряют решение, обучают пользователей, пьют чай с конфетками, но это уже другая история.

Затем подключаются специалисты по развитию клиентов, сопровождают развитие системы у заказчика, мониторят её работу, вовремя привлекают поддержку, но это уже тоже другая история.

И да -- не все тендеры куплены.

0
5 комментариев
Алексей Струков
найти потенциального клиента; установить контакт с ИТ-директором или другим ЛПР; договориться о встрече.

Привет, есть несколько вопросов, буду рад если поделитесь инфой:
* какая у вас средняя конверсия на данных этапах?
* какими признаками должна обладать компания, чтобы считаться потенциальным клиентом?
* сколько примерная стоимость привлкчения лида получается?

Ответить
Развернуть ветку
Alyona Strelkova
Автор

Привет! Всего точно не раскрою, частично поделюсь статой в течение рабочей среды

Ответить
Развернуть ветку
Alyona Strelkova
Автор

Итак:
* конверсия в районе 10%. Но тут, как везде, то 1 встреча с 5 организаций, то с 20 ни одной;
* потенциальный клиент – компания любой отрасли, с 101+ компьютеров или
с кучей бизнес-процессов, которые можно автоматизировать. По объёму БП индивидуально;
* стоимость лида звучит конфиденциально, но в человекочасах это точно больше 10.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Спасибо, а через интернет пробовали генерировать заявки? И как вы идентифицируете компании со 100+ компьютерами?

PS
Надеюсь не слишком агрессивно выпытываю инфу)

Ответить
Развернуть ветку
Alyona Strelkova
Автор

Всё норм)

Форма для заказа демонстрации и кнопка связи неплохо генерят лидов с сайта, хотя, казалось бы! Ещё регулярные вебинары и более косвенные штуки вроде внешних экспертных публикаций.

Про 100+ звоним и спрашиваем) А предварительно из открытых данных. Судя по опыту, в компаниях с 500 сотрудников обычно есть 100 компов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда