{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать маркетплейсам, если селлеры гробят их репутацию негативными отзывами и антикейсами

На связи КБ «Хорошая история». В прошлом материале мы выделили 3 проблемы, которые мешают маркетплейсам выстраивать взаимовыгодные отношения с продавцами: нет интереса к конкретной площадке, нет обучения на старте и нет поддержки в процессе.

За 2021–2022 общее количество селлеров на маркетплейсах увеличилось в 3 раза. Основной приток приходится на Ozon и Wildberries. На остальные площадки выходят в качестве масштабирования: «Здесь я уже собираю столько заказов, сколько позволяет спрос — надо находить дополнительные платформы», — размышляют продавцы.

А вместе с популярностью маркетплейсов растет и негатив. Одни продавцы не могут выйти на прибыль, вторые жалуются на высокие комиссии и необоснованные штрафы, третьи не могут добиться помощи от техподдержки. Как итог — торговые платформы имеют десятки тысяч недовольных селлеров.

Мы несколько лет работаем с крупными маркетплейсами РФ на привлечение и онбординг селлеров. В статье продолжаем делиться опытом, почему растет негатив среди продавцов и как маркетплейсы могут эту проблему решить.

План такой:

1. Покажем статистику активности селлеров.

2. Объясним, почему растет негатив к маркетплейсам.

3. Предложим решения, которые помогут маркетплейсам улучшить репутацию и получить больше лояльных продавцов.

50% селлеров не приносят доход маркетплейсам

Если смотреть только на количество регистраций продавцов, то проблемы не видно. Но если учесть отток, количество тех, кто не торгует или торгует с небольшими оборотами, картинка помрачнеет.

30–40% продавцов уходят с маркетплейсов спустя год работы. Ozon и Wildberries остаются лидерами и с точки зрения доли зарегистрированных продавцов, и с точки зрения их удержания. А вот небольшим сервисам приходится нелегко — они проигрывают гигантам рынка по доле пользователей и ежегодно теряют 40–45% своих продавцов.

Источник: tinkoff-ecommerce-research.pdf

Около 30% селлеров неактивны. Некоторые из них зарегистрировались, но так и не создали ни одной карточки товара, другие — долгое время ничего не продавали. В любом случае для маркетплейсов это горячая аудитория, которая готова была работать и, соответственно, приносить доход площадке, но по каким-то причинам не смогла этого сделать.

В СМИ маркетплейсы отмечают только количество зарегистрированных пользователей. Какой процент из них активен, показывают сервисы аналитики. Так, из 840 000 селлеров Wildberries, только у 240 000 есть товары. Из 120 000 селлеров Ozon, активны 98 000

50% селлеров ничего не зарабатывают или зарабатывают на уровне средней з/п в России. По данным Data Insight, у 50% продавцов объем продаж на маркетплейсах составляет менее 500 тыс. рублей. С учетом всех расходов: комиссии, налогов, логистики, закупа товара — селлеры получают с этих денег 10–20%. Как итог, чистый доход половины селлеров не превышает и 50 тыс. рублей. Из-за этого маркетплейсы проигрывают по двум фронтам: получают меньше прибыли и теряют спрос у продавцов.

Вот и получается, что из 100% селлеров, реальный профит маркетплейсам приносит только половина. Остальные в лучшем случае просто не приносят прибыль площадке, а в худшем — несут негатив в массы, обвиняя сервис в своих неудачах.

Основная проблема в том, что селлеры не понимают особенности площадки и допускают ошибки в ведении бизнеса

По данным «Тинькофф Data», 80% селлеров не имели опыта ритейла до регистрации на маркетплейсе. В ходе опроса продавцов Тинькофф выделил топ проблем, с которыми они сталкиваются:

1. Высокая конкуренция — 51% опрошенных селлеров.

2. Сложности с продвижением — 49%.

3. Неподъемные комиссии — 44%.

На первый взгляд кажется, что все дело исключительно в площадке. Но если копнуть глубже, окажется, что проблемы связаны с нехваткой знаний и опыта, неумением вести бизнес: и в целом, и на конкретной платформе.

Вот только пара примеров, как предприниматели прогорали на маркетплейсах из-за собственных ошибок:

А теперь добавьте сюда селлеров, которые пришли на маркетплейс после вводных уроков курсов с «секретными секретами». Как правило, эти люди далеки от предпринимательства и не знают даже азов ведения бизнеса. На бесплатных уроках им дают поверхностные советы и обещают легких денег. По итогу селлеры сталкиваются с суровой реальностью: проблемами с продвижением, штрафами за неверную маркировку, пересортом товара — и винят в неудачах маркетплейс.

Решить проблему можно с помощью качественного онбординга продавцов

Привлечь селлеров на маркетплейс и отпустить их в свободное плаванье — сомнительная тактика. Многие из них не доберутся до берега и обвинят площадку в том, что не бросила им спасательный круг.

Если маркетплейс сделает ставку на онбординг селлеров, получит мощное конкурентное преимущество. Продавцы начнут работу уже с хорошим багажом знаний, а значит, совершат меньше досадных ошибок и быстрее выйдут на доход. Более того, повысится уровень доверия и лояльности к площадке. Поразмышляйте, с кем охотнее работать: с тем, кто поддерживает на каждом этапе или с тем, кто бросил разбираться со всеми проблемами самостоятельно.

Первый инструмент онбординга селлеров — база знаний. Это своего рода путеводитель для продавцов, который закрывает все вопросы новичков: от регистрации на площадке до особенностей продвижения товаров и аналитики. При возникновении проблем им не придется скакать по форумам или ждать часами помощи от техподдержки — большинство ответов они самостоятельно найдут в базе знаний.

За основу базы знаний можно взять вопросы, которые чаще всего прилетают операторам. Но если просто выгрузить весь пул вопросов и ответов из техподдержки, пользы это не принесет ни маркетплейсу, ни селлерам. Операторы зачастую отвечают «своим языком», используя сложные термины и завуалированные формулировки. Ответ вроде и есть, но селлер его не понимает и не может решить свою проблему.

Чтобы база знаний работала, ответы нужно адаптировать под продавцов, выстроить систему, в которой можно быстро разобраться и легко найти нужную тему. В этом плане можно перенять опыт Ozon. Маркетплейс активно прорабатывает базу знаний. И это приносит плоды. В январе 2023 доля продавцов, которые получили первые выплаты на Ozon, впервые обогнала Wildberries: 47% против 41%.

Второй инструмент — обучающий контент. В отличие от базы знаний, здесь основной фокус направлен не на то, как работать с конкретной площадкой, а как вести бизнес в целом: выбрать нишу, поставщика, выстроить воронку продаж. Также можно обучать смежным профессиям: фотографии, дизайну, копирайтингу — всему тому, что косвенно связано с продвижением. По сути, так маркетплейс «взрастит» себе перспективных и лояльных продавцов. Они смогут успешнее торговать, а значит, будут приносить больший доход площадке и меньше негативить в сети.

Учитывая, что условия торговли плюс-минус одинаковые на всех маркетплейсах, уровень клиентского сервиса и поддержки — один из главных факторов, который позволяет склонить выбор селлера в пользу той или иной площадки. Да, продавец может изначально повестись на популярность маркетплейса и попытаться начать с ним работать. Но если на «входе» его не встретить нормальным онбордингом, не решать его проблемы в процессе, то он не задержится и быстро уйдет к конкурентам.

Подытожим:

  1. На маркетплейсах регистрируются десятки тысяч селлеров, но почти 50% из них остаются недовольны. Часто это происходит потому, что у продавцов нет понимания, как работать с маркетплейсами. Одни не могут разобраться в требованиях сервиса. Другие — новички в ритейле, и не знают тонкостей ведения бизнеса.
  2. Торговые площадки теряют лояльность продавцов и упускают потенциальный доход. Чем хуже у селлеров идут дела, тем острее они реагируют на любую проблему. Недовольство вытекает в негативные отзывы, скандалы в СМИ и даже в судебные иски. Все это отпугивает потенциальных селлеров, а в головах зарегистрированных укореняет мысль: «Раз не у меня одного проблемы, значит, точно с площадкой что-то не так — нужно выходить на другую».
  3. Маркетплейсы могут решить проблему, сделав ставку на онбординг селлеров. Если на старте подробно объяснить продавцу, как и что делать, он допустит меньше ошибок и избежит ряда проблем. Начать можно с подготовки базы знаний, чтобы объяснить, как работать с конкретной площадкой. Еще лучше — проделать комплексную работу и добавить обучающий контент по ведению бизнеса. Так маркетплейс получит лояльных продавцов, которые успешно торгуют и приносят прибыль платформе.

КБ «Хорошая история» более 3 лет помогает маркетплейсам привлекать и онбордить селлеров. Результатами делимся в кейсах на нашем сайте

0
1 комментарий
Винсент Вега

Какой онбординг? ) уже есть 500к видосов от инфоциган на то как распечатать любую этикеточку.
Чтобы селлеры не уходили и не писали негатив не надо вести себя не как сказал бы я кто, вот и всё. Простые примеры с озона:
1. Нет запрета на продажу в еаэс, все ноют, всех посылают, и даже при этом нет отчёта по продажам за пределы рф. Поддержка предлагает в отчёте по заказам самим смотреть по городам. Не могут сделать табличку табличку КАРЛ!
2. Платная аналитика
3. Задержка денег на две недели минимум, либо плати процент за вывод
4. Потери заказов, потом надо ждать 60 дней, самому отслеживать, присылать видосы и межет быть чёта возместт
5. Отказ от ответственности за херовую доставку
....
Могу накидать ещё 15-20 пунктов, поэтому ещё раз скажу, ваще не в онбординге дело, а в том что ребята делают собственный бизнес, а селлеры кормовая база. А вот что интересно, так это то что начали появляться статьи, типа ай яа йай, на нас стал литься негатив, значит начинается переломный момент, когда кроме метрик прибылей, продактам мп придётся таки следить и за метриками оттока селлеров :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда