{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Интернет-магазин: руководство заказчика. SaaS, фрилансеры или веб-студия?

Очень часто владельцы интернет-магазинов заходят на форумы или в соцсети и спрашивают, не порекомендует ли кто разработчиков. Не самый лучший способ. Дело в том, что на форумах или в соцсетях можно действительно найти массу предложений. Но вы получите «дикие заросли» специалистов всех уровней и мастей, каждый будет настаивать на том, что именно в его компанию или команду нужно прийти на разработку, и попробуйте в них разберитесь.

Чтобы начать выбирать специалистов, нужно сначала понимать, какой именно сайт вам нужен. Для этого придется самостоятельно провести мини-исследование, после чего определить место и способ поиска разработчиков. Как это сделать — давайте попробуем разобраться.

Какой сайт вам нужен?

Начинать нужно с понимания — чем торгует ваш интернет-магазин, в каком регионе, большой ли у него ассортимент. Но самое главное — а у вас уже был когда-нибудь интернет-магазин? Или это ваш первый?

Проблема в том, что, если сайт первый — вряд ли вы сможете внятно рассказать разработчикам, какие функции на этом магазине вам нужны. Потому что вы этого сами не знаете. Даже если думаете, что знаете, вы уже заранее ошибаетесь — в торговле так много нюансов, что даже бывалые эксперты e-commerce постоянно учатся и сомневаются, а уж новичок и подавно.

Наиболее оптимальны для первого сайта два варианта: 1) при наличии приличного бюджета и большого ассортимента идти в веб-студию, где менеджер проектов сможет помочь вам определиться с концепцией; 2) при небольшом бюджете и ассортименте воспользоваться конструктором сайтом.

Итак…

Конструкторы сайтов или SaaS для интернет-магазинов

Для первого интернет-магазина предлагаются так называемые SaaS (Software as a Service) — конструкторы для создания сайтов, выложенные в Интернет для всех желающих. Каждый может зайти на такой сервис как на обычный сайт, зарегистрироваться на нем и получить хороший функциональный интернет-магазин, построенный по шаблонам. Многие сервисы настолько технически развиты, что вас даже спросят при выборе дизайна: «А чем торгует ваш интернет-магазин?» и подберут нужный формат под вашу отрасль.

Естественно, это не бесплатно, но и не дорого. Ежемесячная абонентская плата в зависимости от количества товаров и посетителей обычно колеблется от 1500 до 5000 рублей в месяц. Очень удобно и очень экономично.

Конструкторов сайтов для интернет-магазинов довольно много, каждый из них по-своему прекрасен, но наиболее популярных, пожалуй, лишь три:

- Insales (Insales.ru);

- Advantshop (Advantshop.net);

- Umi (Umi.ru).

Все эти сервисы имеют специфическое устройство, разработанное специально для интернет-магазинов (особенно Insales.RU). Сюда можно загружать прайс-листы, подключать службы доставки и платежные системы, маркетинговые сервисы, счетчики посещений и многое другое. Можно попробовать даже интегрировать 1С и Мой Склад, но, как показывает практика, далеко не всегда такая интеграция может быть стандартной.

Различаются все три сервиса количеством функций и общими дизайнерскими принципами. Расположение товаров, баннеров, текстов и других элементов на всех трех сервисах различно.

Самый продвинутый и полностью приспособленный к коммерции, пожалуй, Insales.RU. А самый простой и понятный — Umi. Однако каждый из них, подчеркну, максимально удобен для организации вашего первого магазина и работы с ним. Платформы Advantshop.net и Umi.RU хороши еще и тем, что вы можете впоследствии выкупить ваш сайт целиком с лицензией, продолжив на нем заказные работы.

Преимущества SaaS сервисов очевидны:

  • Быстрый старт продаж. Выбираете дизайн-шаблон, загружаете товары — и можно начинать давать рекламу и продавать.
  • Наличие всех необходимых функций для интеграций с другими сервисами. Платежные системы, службы доставки, CRM системы, некоторые складские системы — все к вашим услугам.
  • Безупречная безопасность. Будьте уверены, ваш сайт никто никогда не сможет взломать и «задосить» (dDos-атака). Этим обеспокоена служба поддержки SaaS-сервисов — и надежность гарантируется тем простым фактом, что сайты в сервисе связаны между собой единой платформой. Если из-за атак перестанет работать ваш сайт, ляжет весь сервер со всеми остальными сайтами. Поэтому администраторы неусыпно следят за всем своим хозяйством. И, поверьте, такое удобство дорогого стоит!

Недостатки:

  • Сложность или даже невозможность доработок под ваши нужды. Если вам понадобится принципиально другой проект, с другими функциями и дизайном, или вы поняли, что сайт нужно упростить (усложнить), это будет практически невозможно сделать. Хотя некоторые простые элементы внедрить все же реально, так как службы поддержки SaaS часто предлагают за дополнительную плату сделать что-либо конкретно под ваш сайт.
  • Вы будете привязаны к выбранной платформе. В процессе работы вы будете заниматься раскруткой сайта, в том числе SEO. Если вам вдруг захочется поменять сайт или сервис-провайдера, ваши наработанные позиции могут ухудшиться. Точнее, они ухудшатся в любом случае — а как сильно, зависит от того, насколько грамотно будет осуществлен перенос содержимого на новый проект.

Иногда сервисы SaaS используются для проверки гипотез — например, покупается товар или не покупается. Но в последнее время все реже и реже. Дело в том, что продажа товаров — дело само по себе небыстрое, покупатель долго сравнивает новый товар с другими, привыкает к нему, к дизайну сайта, под покупателей выстраивается схема работ. Поэтому, когда вы создали ваш первый сайт, приготовьтесь к тому, что вам с ним жить достаточно долго — уж точно не меньше года, а, может, и больше. Но это и к лучшему — успеете изучить все интересные «фишечки» и возможности электронной коммерции, которые в этих сервисах есть.

Разработка интернет-магазина на фрилансе

Допустим, функционала шаблонного сайта вам стало совершенно не хватать, у вас в голове много идей по дизайну, по новым уникальным «фишкам» для вашего собственного проекта и… вы решаете сделать сайт на заказ.

Здесь тоже два оптимальных решения:

а) можно обратиться в веб-студию;

б) можно к фрилансерам.

Для небольших простых проектов я обычно нанимаю фрилансеров — это быстрее, дешевле и удобнее.

Важно! Никогда не нанимайте фрилансеров, если вам предстоит интеграция каталога с 1С или ERP-системами (Axapta, Navision, Trade-X и т.п.). Для интеграций лучше обращаться сразу в веб-студии, о них поговорим ниже.

Многие напуганы слухами, что фрилансеры — это такой тип людей, который ленится, всегда задерживает сроки работ, делает все кое-как, исчезает с деньгами клиента, и так далее, и тому подобное. Это не совсем так. Среди фрилансеров достаточно квалифицированных исполнителей, но:

А) фрилансер — это человек, которого «ноги кормят». Он работает на скорость, четко выполняя поставленную задачу. Выполнил работу — получил свои деньги. Если вы нечетко поставили задачу и не расписали ее по шагам, вы ставите фрилансера на грань выживания, ведь пока он размышляет над вашим проектом, он сидит без денег. Будьте человеком — не поленитесь и напишите подробно, что и в какой последовательности хотите увидеть и какой ждете результат.

Б) любой фрилансер — это ваш мини-сотрудник на время проекта. Поэтому он подлежит тестированию и контролю. Прежде, чем поручать незнакомому человеку большой проект, дайте ему оплаченное тестовое задание, результатом которого будет какая-то часть вашего будущего проекта.

Разумеется, есть и недобросовестные исполнители — но по моей личной статистике работы на сайте Freelance.RU на 40 штук сделок пришлось всего... 5 неудачных заказов. Неудачных в том смысле, что после теста фрилансер не справился с работой по причине недостатка квалификации или некорректной постановки задачи.

Чтобы работать с фрилансерами-разработчиками, вам придется нанять менеджера проектов или самому выполнить его функции. Предварительно пишется техническое задание на ваш новый интернет-магазин, где максимально подробно описывается, из чего должен состоять ваш проект, как он должен выглядеть и желательно даже описать работу элементов, а также какие технологии предпочтительно применять в его изготовлении.

Не беда, если вы не знакомы с технологиями. В самом крайнем случае в качестве технического задания подойдут нарисованные вами в текстово-графическом редакторе странички вашего будущего сайта со всеми подробностями и кнопочками — причем, их должно быть не 5 и не 10, а намного больше. Обычно в простых магазинах эскизов рисуется до 30-50 штук. Где взять столько страниц? Полистайте сайты крупных магазинов, посмотрите, как они устроены и какие страницы на них есть — у вас появится множество идей.

Внимание! Рисовать эскизы нужно не от руки, а именно в редакторе — Word, Axure, Photoshop, Sketch, Figma и т.п. Так понятнее исполнителям. Расположение элементов необходимо максимально подробно изобразить на эскизе. Приготовьтесь отвечать на многочисленные вопросы разработчиков. Иначе… может, лучше поискать менеджера проектов? Ваш магазин уже под угрозой срыва. 😊

Стандартные интернет-магазины по этапам разработки делятся на:

— дизайн

— HTML/CSS-верстка шаблонов дизайна

— программирование

— установка в систему текстов и товаров

— подключение систем аналитики

Чтобы с фрилансерами возникало минимум накладок, необходимо каждый этап вашего большого проекта разбивать на мелкие подзадачи, каждая из которых — завершенный оплаченный контракт. Например:

— дизайн можно поделить на: «дизайн главной страницы», «дизайн списка товаров каталога и карточки товара», «дизайн блога и списка статей в нем», «дизайн личного кабинета» и т.п. Аналогичная процедура — с программированием, аналогично — с версткой. Только не переборщите делить, контроль тоже имеет пределы. Не забудьте разработать внешний вид сайта на мобильных устройствах.

Подобная стратегия позволяет вам на каждом этапе заказа получать мини-результат, который вы можете сразу применить: например, дизайнер нарисовал главную страницу — отдавайте ее на верстку верстальщику, и т.п. К тому же, если вдруг фрилансер «исчез», «заболел» или не справился с вашей задачей, вы можете с минимальными потерями заменить его другим специалистом.

Прежде, чем принять каждый этап работ у фрилансера, тщательно сверяйте его с поставленной задачей (техническим заданием). Все должно соответствовать. Не стесняйтесь просить исправить недостающее — фрилансеры спокойно доделывают правки, однако по понятным причинам очень злятся, когда требования к задаче меняются на ходу («мы просили сделать красным… а теперь покрасьте это зеленым»).

Где искать таких специалистов:

— неплохо зарекомендовал себя сервис Freelance.RU. Вы загружаете свою задачу в систему, на нее откликаются фрилансеры, вы выбираете себе исполнителя. На сервисе Freelance.RU существует функция «безопасная сделка» — когда вы вносите оплату не фрилансеру, а на депозит. Фрилансер не получит эти деньги, пока не сдаст вам работу. Но при этом фрилансер уверен, что оплата точно есть, и она обязательно поступит после успешного окончания. Если что-то пошло не так, средства можно вернуть до завершения сделки — разбор жалоб проводится строго под контролем персонала Freelance.RU, который рассматривает каждый такой случай максимально объективно. Бухгалтерские документы предоставляются по окончании каждого этапа.

— функции фрилансера может заменить небольшая симпатичная веб-студия из числа уже имеющих опыт, но не слишком дорогих. Вот здесь как раз будет уместно воспользоваться рекомендациями коллег и знакомых — у вас уже есть понимание, какой сайт вы хотите, поэтому исполнителя будет легче подобрать. Однако веб-студию сложнее контролировать, так как в ней собственные процедуры. Не забудьте предварительно заключить письменный договор!

Идем в веб-студию

А теперь поговорим о случаях, когда работы с веб-студией в принципе не избежать.

Все меняется кардинально, если в вашем проекте предусмотрены сложные интеграции, в частности, с ERP и 1C.

В интеграциях с ERP (Axapta, Trade-X, Navision и т.п.) от постановщика задачи потребуется если не знать заранее, то изучить в процессе работы схему обмена данными между ERP и сайтом (иными словами, API) — это действие требует не только квалификации, но и времени, и желания вникать в процесс.

У фрилансеров даже при наличии квалификации такого времени нет и никогда не будет — они выполняют заранее определенный пул задач. Им некогда сидеть и размышлять над вашей особенной задачей. В итоге вас ждет горчайшее разочарование и остановка работ.

С 1С все еще интереснее. Проблема в том, что несмотря на то, что есть некое понятие «стандартная интеграция», при обмене с 1С стандартных вариантов практически никогда не случается. Всегда и при любой погоде интеграцию придется приспосабливать под нужды клиента (ваши нужды). В каждом складе — свои нюансы.

Плюс к тому, при интеграции 1С вам понадобится как минимум:

а) 1С-программист;

б) программист со стороны системы управления сайтом для обработки и подключения выгрузки на сайт.

С ERP примерно та же ситуация — у вас наверняка уже есть технический специалист, который обслуживает вашу систему. Именно ему и придется общаться с программистами сайта.

В случае с фрилансерами существует риск, что ваш ERP-мастер не cумеет правильно поставить задачу программисту сайта для конкретной выбранной CMS. Плюс нет уверенности, что два незнакомых специалиста сработаются как команда, и все пройдет хорошо. Для «паззла» под названием «сборка квалифицированных подрядчиков в одну команду» необходим серьезный опыт разработки и управления проектами, а также организаторские навыки.

Итак, в вашем случае неизбежен поход в веб-студию. Причем, не просто в «некую веб-студию», но в одну из ТОПовых — из тех, что на слуху, есть в рейтингах, имеют большое портфолио работ, и которые вам рекомендовал кто-то из знакомых (коллег). В небольших веб-студиях не всегда есть специалисты нужного вам уровня, рисковать и проверять дороже обойдется.

Преимущества ТОПовых веб-студий:

  • Есть пул специалистов высокой квалификации как в штате, так и в кадровом резерве. Но самое главное — все эти специалисты сработаны друг с другом, а новые сотрудники включаются в проект по единым процедурным стандартам веб-студии. У фрилансеров такой опции, сами понимаете, нет и никогда не будет.
  • На проект выделяется менеджер, который при необходимости проектирует ваш сайт целиком, и особенно интеграции к нему. Затем координирует работу проекта, планирует ресурсы, ставит программистам задачи (вам не нужно будет этого делать), контролирует сроки и презентует вам ход работ. Он же позаботится и о бухгалтерских документах. В некоторых веб-студиях над проектом работает сразу несколько менеджеров, каждый из которых отвечает за свою сферу — аккаунтинг, маркетинг, юзабилити (удобство сайта), техническая часть.
  • Проект будет сделан максимально качественно. Я подчеркиваю слово «максимально», потому что у вас могут быть собственные представления о том, как проект должен работать, но все познается в сравнении. То, что может показаться вам «как-то не очень…» — в других местах вообще реализовано не будет по причине сложности. Самое главное — в исполнении ТОПовой веб-студии ваш сайт будет работать как часы, и интеграции на нем — тоже.

А теперь недостатки, как же без них:

  • Высокая стоимость разработки. Смета веб-студии обычно формируется по количеству часов, затраченных на ваш проект. В часы входит не только чистая работа специалистов (программистов, дизайнеров, верстальщиков), но и время менеджера, потраченное на выяснение ваших потребностей, написание технического задания и рабочие коммуникации с вами. И да, в данном случае, менеджер — это must have, без него вы абсолютно точно обойтись не сможете. На какие суммы ориентироваться? При наличии интеграций со складом или ERP цены начинаются от полутора миллионов рублей — а далее все зависит от сложности проекта.
  • Длительные сроки разработки. Разработка одного проекта может длиться месяцами и даже годами. Не удивляйтесь, дело не только в сложности вашего проекта. Дело в графике работ веб-студии. Ресурсы специалистов приходится распределять между многими клиентами — и они ранжируются согласно большому числу факторов, начиная от стандартности-нестандартности выполняемых работ и общего бюджета на проект и заканчивая заказанной срочностью и именитостью заказчика. Иными словами, приготовьтесь к тому, что ваш проект будут разрабатывать намного дольше, чем вам хотелось бы…

Чем подсластить «пилюлю»? Наверное, тем, что технически сложный сайт — это настоящая бизнес-машина для вас, которая будет приносить вам доход долгие годы. И для ее построения действительно требуется много времени и ресурсов, но будущая прибыль стоит того. Плюс иногда бывает, что по мере погружения в проект и выяснения потребностей вашего бизнеса приходится менять технические требования к проекту — и хорошо, что его не выпустили «второпях».

Где взять таких разработчиков:

  • Рейтинги веб-студий. Их достаточно много, но основных всего три. Особенно чудесно, если выбранный вами разработчик фигурирует во всех трех сразу:
  1. Ruward.RU
  2. Ratingruneta.RU
  3. Tagline.RU
  • Рейтинги платформ для создания сайтов. Каждая система управления сайтом имеет собственный рейтинг разработчиков, где вы можете найти аттестованные студии, увидеть ТОП партнеров и т.п. Полезно посмотреть количество аттестованных специалистов в штате партнера, количество проектов, затем вернуться к пункту 1 и убедиться в том, что партнер есть также в одном из рейтингов.

Если вы рассчитывали на блиц и очень торопитесь, рекомендуется все же иметь запас финансовой прочности на период разработки сложного сайта. Либо подумайте про более простые варианты, которые описаны в начале статьи.

Немного скучных технических подробностей

Во всех случаях, кроме SaaS-сервисов, «на сцену» выходит проблема выбора системы управления сайтом (CMS) — программного обеспечения, на котором вы будете разрабатывать ваш новый интернет-магазин. Их достаточно много. Даже среди популярных CMS можно назвать как минимум пяток самых востребованных и достаточно удобных лицензионных систем (на самом деле их десятки), а некоторые только входят в моду: Bitrix, Umi CMS, Cs-Cart, Advantshop, Magento и другие.

Если у вас был магазин на SaaS, см. выше, то можно выкупить лицензии для интернет-магазинов на Advantshop.net или Umi.CMS — и вам не придется вкладываться в разработку с нуля, доработав то, что уже имеется. Но, допустим, вам эти системы не понравились и хочется чего-то иного. Чего?

Все будет зависеть от того, насколько вы готовы погружаться в техническую часть своего магазина. Чем популярнее CMS, тем проще найти на нее и разработчиков, и обслуживающий персонал.

Поэтому нет смысла выбирать CMS исключительно по техническим характеристикам. Выбор системы управления сайтом — это не только техническое, но и управленческое решение. И зависит оно от следующих факторов:

  • Много ли программистов у вас в штате. Насколько технически продвинут владелец интернет-магазина, насколько высоки требования к персоналу при приеме на работу;
  • Насколько большой и сложный ваш интернет-магазин;
  • Вы — иностранная или российская компания?

Все очень просто. После создания сайта вам его обслуживать. Вам — нанимать персонал с определенными навыками. На рынке — ограниченное число специалистов по тем или иным CMS, все они стоят разных денег и требуют разное время на поиск и адаптацию. Одна из самых популярных — Bitrix. Ее можно любить или не любить, но платформа как была, так и остается лидером рынка — и люди ей пользуются.

Взяв за основу модную и «очень шуструю», по мнению консультанта-программиста систему, вы столкнетесь с тем, что обслуживать ее некому, так как нет нужных специалистов. Ваши контент-менеджеры и маркетологи плачут и разводят руками, не в силах разобраться сходу с незнакомым функционалом. Плюс в незнакомой CMS может отсутствовать множество привычных маркетинговых инструментов, их придется программировать дополнительно. Готовы к такому?

Bitrix имеет настолько много встроенных инструментов, что способна покрыть большинство нужд практически любого интернет-магазина России. Огромное количество разработчиков специализируются на обслуживании сайтов на Bitrix, у вас будет выбор подрядчиков.

Из платных лицензионных платформ за Bitrix по популярности с большим отрывом следуют:

  • UMI CMS
  • AdvantShop.NET
  • CS-Cart

Отдельно (и особенно любимы иностранными компаниями):

  • Magento
  • ShopScript
  • PrestaShop

Поэтому, если ваша компания не занимается веб-разработкой и не держит в штате программистов, лучше не рискуйте. Берите самое популярное, надежное и проверенное надежное решение.

Удачной вам разработки!

0
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elena Lebedeva
Автор

Дуров - программист, а не заказчик, и рисует изначально максимально грамотно :) И руководит он командой программистов :)
Когда обычный заказчик к программистам идет, его эскизы еще 100500 раз корректировать будут. Вот и перерисовывайте это от руки на салфетке еще 100500 раз. :)

Ответить
Развернуть ветку
Piter Grill

Зачем изобретать велосипед. Для торговли сейчас конструкторы - лучшее решение. Бюджетно и быстро. Изобилие конструкторов зашкаливает. Я сам несколько перепробовал, пока на сайтроссия.рф остановился. Пока максимально оптимальный ресурс и без заморочек.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Коденцев

Согласен, но о СайтРоссия.рф не слышал, надо посмотреть будет.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Lebedeva
Автор

В целом, да :) Но когда вы начнете собственные фишечки изобретать и придумывать - непременно сайт захочется.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда