Что ждёт бизнес после введения обязательной маркировки товаров
Скоро почти все товары будут продаваться с зашифрованным кодом. Это называется «маркировка». С 1 июля 2019 года под закон о маркировке попадают компании, которые производят или продают обувь. Так государство борется с подделками и уходом от налогов.
Тех, кто думает, что всё делает по правилам, ждут большие проблемы из-за неправильных или устаревших настроек в «1С» или «серого» грузоперевозчика.
Введение маркировки отразится на всей цепочке: от фабрики до магазина. Как именно изменится и где риски для честного бизнеса — разбираем вместе с Екатериной Андрющенко, руководителем отдела внедрения компании «Первый Бит», которая знает о маркировке примерно всё.
Смысл маркировки. Вершина айсберга
Теперь информация про обувь будет храниться в системе «Честный знак». У «Честного знака» есть бесплатное приложение для смартфона, где можно отсканировать данные о любом промаркированном товаре.
Теперь нас (и налоговую тоже) будет не обмануть: всем известно, где сейчас находится обувь — вплоть до момента «списания» на кассе конечному покупателю. Код покажет, что обувь на производстве, у грузоперевозчика или в магазине. После продажи обуви в магазине конечному покупателю код исчезнет из системы.
Информация о товаре будет доступна до момента продажи на кассе. Если физически товар исчез, а продажа конечному потребителю ещё не состоялась, то у налоговой могут появиться подозрения: нет ли у компании серых схем по сбыту. «Потерять» обувь нельзя, и с воровством придётся бороться жёстче, чтобы не нарваться на дополнительные проверки.
Было — стало: как маркировка всё изменила
Рассмотрим путь обуви от производителя до конечного покупателя по старым правилам и по новым, которые начнут действовать с 1 июля 2019.
Производство
Было. На фабрике сшили туфли. Когда они вышли из цеха, их переместили на склад. Оператор внёс данные в систему (чаще в «1С»), и теперь у компании числится пара обуви на складе.
Стало. После того как сшили туфли, на них нужно нанести специальный QR-код, который несёт в себе информацию о товаре — это часть производственного процесса. В будущем по коду любой участник цепочки покупки (оптовая компания, розничный магазин или конечный потребитель) узнает о товаре.
Такие коды будет генерировать Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), он уже работает в системе маркировки в табачной отрасли. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, создаёт и защищает цифровые коды. Производителю придётся заплатить: с 1 июля 2019 за генерацию одной метки заявлена цена 50 копеек без НДС.
Отгрузка товара
Было. Отдел продаж продал обувь и позвонил кладовщикам, чтобы те отправили товар клиенту — оптовому складу. Они находят подрядчика с машиной. Водитель принимает товар, документы и отвозит оптовику.
Стало. Отдел продаж продал обувь и выписал документы на определённые пары обуви, которые имеют свой уникальный код. Кладовщик в системе видит, какой именно товар нужно отправить, и находит ту самую обувь с нужным кодом. Если склад хранит товар в ячейках, а в «1С» прописан адрес товара, то для кладовщика найти товар и поставить в зону отгрузки — простая задача.
Далее логист нанимает перевозчика, отдаёт ему товар, документы на него и отправляет к клиенту. Перевозчик, принимая товар в машину, также сканирует QR-коды, и в «Честном знаке» появляется информация о перевозке.
Нелегалы не смогут теперь конкурировать ценой: закупка оборудования для считывания штрих-кодов, продумывание маршрутов — всё это увеличит затраты и усложнит работу. Если предприниматель перевозил товар незаконно в тайне, то теперь утаить свою деятельность он не сможет: он либо регистрирует юридическое лицо и получает лицензию на перевозку, либо уходит с рынка перевозок.
Разгрузка и приём товара
Было. Разгрузили, отдали документы, машина уехала. Приёмщик оптовой компании посчитал, сравнил факт с тем, что указано в документах. Если есть расхождения по количеству или модели, можно передоговориться с заводом. Оператор вносит информацию в базу данных (чаще в «1С») в течение дня. Если не успевает, то доделывает на следующий день.
В случае недостачи, в том числе воровства сотрудниками, компания перекрывала убытки прибылью. Таким образом все недочёты оставались в стенах компании.
Стало. Разгружать нужно именно тот товар, который указан в документах. Например, вся машина загружена красными «Лабутенами» 38 размера, но выгрузить нужно именно те партии (коробки с парами обуви), которые обозначены в документах данному оптовику — у него уже свой комплект документов, и он сможет принять только те пары обуви, которые обозначены в счетах.
Допустим, при погрузке товара в машину никто не учёл транспортный маршрут: в самый дальний угол разместили тот товар, который нужно привести в первый пункт разгрузки. Это нарушит рабочий процесс и у логистов, и у оптовиков.
Водителю придётся потратить дополнительно время на разгрузку, поиск нужной пары обуви и обратную загрузку товара. А оптовая компания будет терять время в ожидании, пока грузчик найдёт и выгрузит товар.
Если к оптовику должно приехать несколько машин, задержка разгрузки одной машины может повлечь задержку разгрузки следующих машин.
Грузчик выгрузил товар из машины. Кладовщик оптовой компании принимает товар, сканируя каждую коробку специальным терминалом — так данные о товаре появляются в «1С» незамедлительно.
Теперь обувь надо перевести на склад. Здесь процедура хранения и отгрузки повторится.
Розничный магазин
Было. Приём товара и хранение происходит так же, как у оптовика. Далее обувь перемещают в торговый зал. Покупатель, померив туфли, идёт на кассу и оплачивает покупку. Часто касса и «1С» не синхронизированы, и тогда информацию о продаже обуви надо зафиксировать в специальную тетрадь. По окончании смены сотрудники магазина пересчитывают количество обуви в торговом зале, чтобы доложить необходимое.
Стало. Магазин должен принять товар в той же процедуре, что и оптовый склад. Перемещая туфли на баланс магазина, мы сканируем QR-код и автоматически загружаем данные в «1С», которая находится в связке с кассой.
Покупатель подходит к кассе, продавец специальным терминалом сканирует обувь, покупатель оплачивает покупку, и товар выбывает из системы магазина. В этот момент QR-код исчезает из системы «Честный знак» и более нигде не фигурирует.
Если при сканировании на кассе товар «не бьётся», то касса не сможет пробить товар. Это значит, что покупатель не сможет заплатить за товар и не получит его. В такой ситуации магазин в лучшем случае не получит деньги от покупателя и не заработает. В худшем — нарвётся на проверку и штрафы около 40 тысяч рублей.
Что же делать с маркировкой честному бизнесу
Производитель, оптовик и магазин будут обязаны:
- Наладить хранение по ячейкам, чтобы избежать пересортицы одного и того же товара с разными кодами.
- Отразить адреса в системе данных (например, в «1С»), чтобы кладовщик сразу нашёл товар, который необходимо отправить клиенту.
- Увеличить площади для отгрузки и приёмки товара, чтобы сканировать и принимать товар «здесь и сейчас» — или осознанно увеличить время и персонал на эту процедуру.
- Придумать новые методы по борьбе с воровством, так как теперь воровство не утаишь, и за каждый QR-код придётся отчитаться — это самый сложный пункт, так как однозначного универсального решения нет.
Логисту придётся:
- Продумать заранее маршруты для своих водителей, чтобы те разгружали товар в нужной последовательности.
- Научиться загружать товар так, чтобы его легко можно было достать, возможно, потребуется сменить часть машин.
Переход на маркировку — это не только закупка и настройка сканеров. Это изменение бизнес-процессов компаний. Если вопросы по маркировке остались, посмотрите вебинар.
обувь значит маркируют, а как к примеру производство оборудования будут маркировать? всеж почти из Китая прут, красят и свой ярлык вешают... просишь производство показать или хоть адрес завода назвать и начинаются отмазки... зато все на подсосе у государства... купил блин гильотину хоть сам под нее теперь ложись "завод" триста штук отозвал уже
Гильотину купили? Я тоже, только единственно я изучив рынок стоял под выбором купить в Китае напрямую или заказать здесь, но 100% не китайскую, есть 2 производителя, в Рыбинске и в Саратове (по небольшого формата агрегатам) остальное перелицованный Китай, я в итоге в Саратове не стал покупать по причине полного распиздяйства их сэйлзов. Купил механический Китай здесь в РФ и не парюсь, думаю "пока не парюсь" хD но особо не пугаюсь... Ножи похоже говно, а так чугунная станина, вроде норм, надеюсь не из хуевого чугуна, ибо я ее нагрузить хочу толщиной реза...
ждите, время все решит...
Про Китай забыл еще упомянуть , цена :2 от наших :) а вы если купили китайскую в РФ, и дорогую, не механику а электро или пневму, ну просто посредникам переплатили и всё...
ну да
Печально, а почему не изучили рынок предварительно? И в чем суть проблемы, там в принципе простейшие PLC установлены если это гильотина с задним упором регулируемым, ну ножи говно могут быть, или рассогласовывание цилиндров по сторонам, косые могли линейки цифровые и не поставить...
а вы верите всему , что в топе яндекса по жизни.... я верил, пока не узнал, что за бабки, етот завод уже год, как, хотя я дурак не вчитался, иам же написано, что многие гильотины с первого раза не режут....
Не понял ответа вашего :)
А вот, теперь понял когда дополнили :)
на самом деле не одну купил, потому, столько эмоций
Могу вам скинуть цены от хороших китайцев, если вопросы по ВЭД будут, спрашивайте :)
Вот так бизнес и открывается) Сначала изучаешь рынок для себя, потом рекомендуешь, а потом консолидируешь опыт и вперед.
Екатерина, тяжело все это, даже с багажом знаний за спиной...Клиенты в массе своей весьма необразованные, что то им доказать или обьяснить, ооочень тяжело, но пообщавшись с российскими производителями, конечно дыры выяснились в продажах очень серьезные. Когда сэйлз не может сказать из какой стали и какая закалка у ножей гильотины, ну это эпик фэйл я считаю.
У меня все режет, но я по неопытности начал ножи настраивать, и столкнул их случайно, их же надо настраивать по щупу...А так я уже и угол ножа прикинул, с тангенсами высчитал какое усилие нужно для резки 3мм, пневму отмел как апгрейд механики, тупо рычаг увеличу :) по сравнению с пневмо или гидро это бесплатно выйдет :) Гидро можно через треугольник на 1м цилиндре сделать, но лень :)