{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

80% прибыли на штрафах. На чем на самом деле зарабатывает Wildberries?

Как бы ни удивительно было то, о чем я пишу в этой статье, но с цифрами не поспоришь. Давайте разберемся зарабатывает ли WB на штрафах (спойлер, да) и почему такой % прибыльности занимают штрафы селлеров в структуре компании.

Статья на основе данных Forbes.

Меня зовут Вик Довнар. Я основатель Hooglink.Agency. Автор бестселлера “Антимаркетплейс” финалиста премии “деловая книга года”. Веду телеграм-канал о большом товарном бизнесе и свободных нишах vikenot.

WB неоднократно заявлял что они не зарабатывают на штрафах селлеров.

Но в 2022 году в отчетности компании, появилась отдельная строка заработка на штрафах и неустойках и мы увидели в цифрах, есть заработок или нет.

Напомним что за 2022ой год при выручке 317,2 млрд рублей, чистая прибыль маркетплейса составляла 10,1 миллиард рублей.

👆При этом как мы видим из картинки сверху на поборах маркетплейс заработал 8,4 млрд. рублей

Погодите, погодите, это что значит что 80% прибыли WB - это штрафы и поборы 🤦‍♂

Ну данные Forbes прямо об этом говорят. И если бы этих денег не было, они бы заработали жалкие 1,7 млрд (я говорю, жалкие, потому что для такой большой компании, это действительно не много).

Я правильно понимаю - чтобы зарабатывать деньги “Бакальчук и co” нужно кого-то штрафовать. Так работает система?

Тот факт, что пришлось выделить отдельную строку, а не включить в прочую выручку, намекает, что штрафные нововведения стали полноценным источником дохода компании.

Из 10,1 миллиарда прибыли (8,4 миллиарда - это штрафы и поборы)

Просекли фишку

Некоторые селлеры просекли фишку и решили не размещатся на маркетплейсе. В январе 2023 года только 41% продавцов выбрали Wildberries для запуска своего бизнеса. В августе 2022 года этот процент составлял 76%, согласно данным Tinkoff Data. Главный конкурент, Ozon, нарастил этот показатель на 31%.

То есть, количество продавцов, предпочитающих Wildberries, сократилось на 35% за указанный период.

Какие штрафы дали в сумме эти 8,4 млрд?

Почти каждый штраф WB вводит под лозунгом борьбы с вредителями или мошенниками.

Первую реформ они провели для борьбы с “шопоголиками” в декабре 2021 года. Маркетплейс заявил, что покупатель заплатит 100р за каждую единицу товара при возврате или отказе. Программа нацелена на заказчиков, которые заказывают на сумму ниже 10 000 рублей или оплачивают менее 20% от общей стоимости заказа. .

WB заявил, что меры затронул только 5% клиентов. В итоге новые правила коснулись практически всех. В мае 2022 даже те, у кого раньше не было отказов столкнулись с платными возвратами.

Другое новшество внедрили осенью 2022 года. Маркетплейс стал удерживать 10к руб за транспортировку, если его габариты не совпадают с указанными в карточке.

Wildberries начал удерживать по 10 000 рублей за каждую товарную позицию, чьи габариты не соответствовали товарным карточкам. Маркетплейс поменял правила логистики. Фиксированную плату заменили на коэффициенты, которые зависят от объема упаковки товаров в литрах.

Много случаев, когда влепили штрафов на миллионы рублей за якобы неверно указанные габариты.

В сентябре 2022 г. WB ввел гарантийный взнос в размере 10 000 руб. Объяснили эти меры борьбой с мошенничеством и контрафактом. Затем подняли до 30 тыс рублей, аргументируя тем, что 10 тыс вполне подъемная сумма для мошенников.

👉👉👉Недавно снова понизили до 10 тыс. Все таки неподъемная?

Может быть мы что-то не знаем?

Вы скажите, штрафы нужны чтобы не терять еще больше на процессах, чтобы селлеры боялись косячить. Но, ведь можно решать вопросы техническими способами, роботизацией как это старается делать Ozon и Я.Маркет, Сбер и т.д.

Да и какой смысл WB останавливаться в штрафах, если он держит большую часть e-commerce рынка, меняет оферту каждый месяц и делает деньги на селлерах. Такая вот бизнес-модель.

Напишите в комментариях, чем вы думайте все это закончится?

Ну и подписывайтесь на телеграм-канал, там вчера был горячий пост, который объясняет откуда на WB столько селлеров и почему они спят спокойно

0
224 комментария
Написать комментарий...
Бот ЦИПсО #66213

Слушайте, ну это дешевая манипуляция. Так можно было бы написать, что с агентских вознаграждений WB зарабатывает 1000% прибыли — бред же.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ну, так уберите эти 8,4 ярда и что останется?

У других то, нет таких штрафов. WB единственный маркетплейс который в плюсе и у него единственного есть такие штрафы.

Если вы думайте что у них самый большой оборот, так сравните по оборотам ритейлеров классических, тоже нет таких штрафов. Леруа Мерлен тоже сравните. Нет штрафов, они на другом зарабатывают.

Так в чем манипуляция?

Ответить
Развернуть ветку
Бот ЦИПсО #66213

Я написал, в чем. Вы взяли две не связанные друг с другом цифры и посчитали процент одной от другой.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я взял общую статистику по выручке и прибыли и сделал акцент на необязательном факторе в отчете, которого могло и не быть. И сделал выводы.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

А вы не думали, что штрафы возникают не из воздуха, и штрафуют за вполне реальные неадекватные действия, сказывающиеся на выручке? Без необходимости штрафовать эта сумма просто была бы в других статьях доходности.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Да, но они есть у всех игроков на рынке. Почему у других их в 10 раз меньше.

И как это соотносится с тем что другие не прибыльны кроме WB?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Я конечно не знаю всей кухни, но для меня ситуация выглядит следующим образом: ВБ быстро расширялся, и до поры до времени не сильно был обеспокоен разного рода абузами системы - выгоднее было не шуметь и продолжать расти. Когда расширяться стало некуда, а профитность упала из-за конкуренции, стали подчищать и брать за яйца абузеров - горячо одобряю подобные действия. Много раз видел нытьё по поводу действий ВБ, но из всего этого нытья реальной претензией было только небрежное обращение с товарами.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шеловских

Основные доходы штрафов ВБ это невыполненные заказы, до вчера это было 35% от заказа, теперь 50%, на всех остальных Маркетплейсах это в худшем случае стоимость обратной логистики

Ответить
Развернуть ветку
221 комментарий
Раскрывать всегда