Грабли для предпринимателей: как наступить на все, запуская своё производство спортивной одежды, и сделать выводы
Есть такая фраза — «Возможности человека определяются уровнем проблем, которые он готов решать». В этой статье сооснователь BarsSport Эмиль Сиразев поделится опытом, как ему с партнёром удалось преодолеть проблемы при запуске производства в Казани и как череда ошибок помогла создать технологичную компанию по выпуску спортивной одежды.
Несколько лет назад мы с моим партнёром Русланом занялись производством и продажей промоодежды с логотипами компаний. И на старте совершили, наверное, все возможные ошибки начинающих предпринимателей. Я бы хотел рассказать, как нам удалось с ними разобраться, какие выводы мы сделали и как пришли к собственному производству спортивной одежды.
Грабли №1. Чрезмерное доверие к подрядчику
Первый наш провал случился, когда мы договорились о партии в 6500 футболок для подрядчика целлюлозно-бумажной компании «Илим». Поскольку своего производства на том этапе у нас не было, мы привлекли к сотрудничеству контрагента, который до этого уже выполнял для нас небольшие заказы.
Он предложил низкую цену, но, видимо, не рассчитал всех нюансов. В итоге им пришлось вписываться в заявленный бюджет. И ребята «вписались». Сэкономили на всём, в том числе и материале, да так, что футболки превратились в элегантные топики. Об этом мы узнали от возмущённого заказчика.
Самим нам попросту не хватило тогда опыта и профессионализма, чтобы оценить соотношение объёмов работы и средств. Кроме того, мы не контролировали производство, а в полученной партии проверили лишь часть образцов, которые были сделаны «показательно» согласно нормам. Это был сильнейший стресс и минус около полумиллиона рублей.
Как мы решили проблему? За полтора месяца без сна и выходных мы переделали корпоративные футболки у другого подрядчика за свой счёт и заодно научились разрешать конфликты, так что довольный клиент вскоре обратился к нам повторно.
Какие выводы мы сделали?
Успешное сотрудничество в прошлом не гарантирует отсутствие косяков в будущем.
Мы поняли, что выполнение работы подрядчиком должно жёстко контролироваться, а для этого надо разбираться в том, что он делает. И главное — пришли к выводу, что если мы хотим быть уверенными в качестве, нам нужно открывать свой цех. Это не просто страховка от подобных случаев, но и перспективы развития. Ведь найти подрядчика, чьё видение совпадает с твоим и кто готов браться за интересные тебе задачи, очень сложно.
Грабли №2. Недобросовестный партнёр
Вторая остросюжетная история случилась немного позже. Мы уже запустили собственное производство и привлекли первых клиентов, когда выяснилось, что предоплату по одной из сделок третий наш партнёр потратил на личные нужды.
Ситуация иная, но причины во многом схожи: как и в первом случае, у нас не было понимания сути бизнеса, отчётности, организации дела. Всё было на доверии и словах, документы и фиксация обязательств казались неважными. Итог — человек просто вышел из фирмы, а нам с Русланом пришлось разбираться с массой проблем.
Как мы решили проблему? Опять же — выплатили все деньги по обязательствам (зарплата швеям, расчёты с поставщиками, текущие заказы) из своих личных средств, как следствие, долги и снова минус.
Какие выводы мы сделали?
Поняли, что в бизнесе нет места вещам вроде «я тебе доверяю без условий» или «боюсь обидеть коллегу просьбой составить отчёт».
Вопросы личного характера здесь должны уходить на второй план. Дружба и партнёрство не исключают контроля, чёткого распределения обязанностей, прозрачности и ответственности. Причём все эти процессы лучше запускать ещё на старте.
Грабли №3. Немасштабное мышление
Открыв свой цех, мы некоторое время продолжали заниматься промотекстилем — брендированная одежда для рекламных кампаний, для персонала, сувенирка. И в какой-то момент поняли, что нам скучно и тесно в этом узком сегменте, где нужно максимально быстро и дёшево шить очень простые вещи. Там не было стимулов и возможностей для развития, кроме простого увеличения объёмов.
Как мы решили проблему? Переориентировались на производство спортивной одежды, которое даёт почти неограниченный простор для развития.
Во-первых, в этом сегменте можно работать для разных видов спорта. Во-вторых, внутри каждой дисциплины тоже есть разные направления: комплекты тренировочные, игровые и парадные, зимние и летние и так далее. В-третьих, у спортсменов другие требования к материалам и функциональности одежды, что позволяет нам расти как профессионально, так и в стоимости заказов.
Поменяв аудиторию, компания ушла от конкуренции на уровне «покупайте у нас, у нас дешевле!» к «давайте поговорим о качестве, бюджете и запросах, мы готовы сделать вам уникальное предложение».
Какие выводы мы сделали?
Чтобы добиться успеха, у бизнеса должны быть перспективы для развития, интересные задачи, которые хочется решать.
Если первоначальная идея оказалась слишком узкой и приземлённой, нужно оглянуться по сторонам и придумать, как можно её трансформировать и масштабировать. И делать это стоит сразу, как только появился дискомфорт. Иначе есть шанс смириться и застрять в тёплом болотце.
Грабли №4. Несовершенство существующих средств контроля
С ростом компании, а значит, и числа сотрудников, заказов, материалов встал вопрос, как всё это контролировать. Сначала мы, как и многие, воспользовались готовой CRM-системой для ведения клиентов. Но её функциональности оказалось недостаточно. Стало очевидно, что нам нужна программа, которая бы включала и производственные процессы, но на рынке ничего подходящего найти не удалось.
Как мы решили проблему? Наняли программиста и начали создавать свою систему. Сегодня у нас в ней выстроена вся работа. Как только клиент оставляет заявку на сайте, он попадает в программу. Дальше идёт контакт с менеджером, утверждение деталей. Без подписанного макета, бланка с размерами и количеством система просто не даст заказу перейти на этап производства.
Заказы маркируются штрих-кодами, а в цехах стоят сканеры, и когда материал передают, например, от раскройщиков к швеям, на приёмке его «считывают», и в программе всё тут же отображается. Это не только держит в порядке наши внутренние взаимодействия, но мы ещё и заказчику всегда можем дать актуальную информацию о ходе работ. Кроме того, мы используем систему в стратегическом планировании.
Какие выводы мы сделали?
На производстве, особенно в фазе роста, когда ставятся более сложные задачи и амбициозные цели, без автоматизации не обойтись.
И если рынок не может предоставить инструмент под твои задачи, то придётся создать его самому, несмотря на то, что это очень и очень непросто.
Научились на ошибках
Путь, усеянный граблями, привёл нас к своей компании BarsSport, которая производит технологичную форму для популярных видов спорта — баскетбола, волейбола, футбола, хоккея — и сотрудничает с такими серьезными партнёрами, как «Академия хоккея АК Барс» и казанский ФК «Рубин».
У нас есть свои дизайнеры, которые помогают разрабатывать логотипы, макеты, фирменные стили команд, а болезненный вопрос с нестандартными размерами решается с помощью системы мерок, которые каждый спортсмен может легко снять с себя сам.
Сейчас перед нами стоит новая цель — за несколько лет выйти в российские лидеры по производству спортивной одежды. И добиться её проще, когда понимаешь, что в любых проблемах кроются новые возможности, а каждая ошибка — это ценный опыт.