Кейс: «Гипер Грузовой» — новый формат автомагазина
Опередели тренды в розничной торговле на 10 лет. Как мы с командой создали уникальный формат в узкой нише грузовых автозапчастей.
Меня зовут Варфоломеев Максим — я основатель компании VMG-RetailSolution, эксперт по разработке и запуску современных ритейл-форматов.
За 20+ лет практического опыта я прошел путь от мерчандайзера до руководителя крупных розничных сетей, а еще запустил и трансформировал с командой более 200 прибыльных магазинов по всей России. Здесь я делюсь нашими кейсами, опытом и полезной информацией в сфере розничной торговли.
С чего все начиналось?
В недавнем прошлом у нас была четкая ассоциация с автомобильными магазинами — лежит груда чего-то, довольно грязно, а разобраться может только специалист. Потом появились супер и гипер маркеты — магазины, в которых был представлен большой спектр товаров, в том числе сопутствующего спроса. Но а мы пошли дальше. Задачей в новом проекте было создать магазин грузовых автозапчастей.
На фоне активно развивающихся форматов торговли, огромной конкуренции и скорости окружающих перемен любая торговая компания сталкивается с проблемой выбора направления своего развития. Своего концептуального пути. Так как у каждой компании должен быть свои не только не забываемый образ, но и самое главное — это четкая и понятная концепция, в рамках которой строится все остальное, как составные части единого целого.
Первый этап: подготовка концепции
Мы проанализировали множество примеров подобных магазинов в мировой практике. Специально было организованно несколько командировок.
Только после этого начался процесс описания концепции магазина и формата в целом. Мой подход заключается в том, что нужно жить не завтра, а после-после завтра, чтобы твоя концепция в чем-то была не приемлема в текущем времени, зато в будущем она была уже лидером, а ты первым, кто ее применил.
На презентации проекта была представлена планировка будущего торгового зала. Движение по залу выполнено в стиле классической петли. Покупатель заходит в одной стороне и проходя через весь торговый зал выходит в другой стороне.
Вся планировка выполнена так, что нет вообще мертвых зон. Все зоны просматриваемые, и в каждой части торгового зала есть свои визуальные маркеры.
При входе в торговый зал покупатель видит перед собой первую акцентную зону, которая располагается на противоположной стене. Она манит и не дает возможности оторвать взгляд.
Она массивна, выполнена из глянцевого материала и имеет подсветку, а выставлены там огромные грузовые шины. Я специально применяю такие визуальные приемы. Это является само собой интересным магнитом, чтобы пройти зал. При таких переодических акцентах покупателю интересно ходить по торговому залу.
Брендинг и рекламные материалы
В основном акцентном цвете был выбран красный. Когда мы только обсуждали идею проекта, у многих в нашей команде, да и у заказчика было опасение, что красный слишком агрессивен и поэтому его не должно быть много. Я же настаивал на обратном. Красный именно в такой подаче именно с глянцем.
Расскажу еще немного о концепте, чтобы стало понятно следующее заключение по применяемым цветам. Нашей задачей было создать современный магазин автозапчастей, именно запчастей как на авто разборке — ну вы знаете, а не паркетный магазин.
При этом, данный магазин представляет оригинальные запчасти таких гигантов как КАМАЗ, УАЗ, УРАЛ, ГАЗ — и поэтому, в том числе, хотелось чтобы это был не просто магазин сарай-гараж, а салон. Это же серьезные бренды.
При этом компания не просто позиционирует, а на самом деле продает запчасти напрямую и дешевле, чем другие. Поэтому задачей еще было не создать у покупателя слишком дорогого ощущения от магазина. По ощущениям мы должны показать что у нас НЕ дорого. Поэтому намеренный уход в спектральный цветовой акцент был оправдан. Но тут есть одна маленькая хитрость…
Дело в том, что красный цвет был выбран как фон, а чтобы он не был таким агрессивным, мы добавили белые буквы, белые конструкции и дополнительный фон, а также, внимание, мы предложили использовать рекламные поверхности на сером фоне, ну или в стиле нуар. Тем самым агрессивный красный цвет, как бы тушится, при этом оставляя не забываемую и четко отделимую от всех свою собственную стильную часть.
К представлению рекламных материалов мы подошли так же не стандартно как и делаем все. Тоня (мой давний партнер и соратник по проектам — наш сотрудник) предложила соединить в рекламных материалах дух наших брендов и показать природу, сущность запчастей как характер животных.
Получилось очень стильно и правда незабываемо.
Интеграция кофе-зоны
Мы понимаем, что в магазине подобного формата не только приходят за мелкой покупкой, но и приходят корпоративные клиенты, клиенты которые покупают оптом или которые должны подождать пока их покупку соберут и оформят. Поэтому в современном магазине не обойтись без кофе-зоны. Там клиент может отдохнуть в ожидании своего заказа, а менеджер может обсудить с клиентом условия работы или предложить для изучения каталог товаров.
Фасад здания
Отдельно хочется сказать о фасаде. Изначально его дизайн не в ходил в план работ. Но потом заказчик устроил конкурс: чей проект фасада больше понравится, та компания и будет его воплощать.
Я скажу честно, фасад я видел с момента, как зародилась идея проекта в голове. А как по другому? Ведь фасад — это лицо, и это лицо должно полностью передавать тот дух, что заложен в магазине внутри. Я сел и нарисовал эскиз от руки. Скинул дизайнеру и говорю, что я вот так это вижу. У нас сильные и независимые бренды, они должны кричать — «МЫ САМЫЕ САМЫЕ! МЫ ГИПЕР грузовой! МЫ САМЫЕ мощные».
Наша дизайнер Аня моментально подхватила мою идею и через несколько часов скидывает мне вариант. Я говорю: «Аня, ты читаешь мои мысли!»
Это было в точку. Это был успех. Мы выиграли конкурс и реализовали нашу задумку по этому магазину от А до Я.
Результаты
В рамках проекта была проделана такая огромная работа как:
- Разработка концепции;
- Планировка торгового зала и подсобных помещений;
- Организация путей движения товаров и людей (в том числе сотрудников);
- Разработка системы безопасности потоков;
- Подбор и заказ оборудования и мебели;
- Дизайн торгового отдельного оборудования;
- Просчет и подбор освещения;
- Разработка всего альбома чертежей и материалов для реализации проекта;
- Описание технологии работы персонала, разработка форменной одежды и бейджей и прочего.
В итоге магазин получился на самом деле очень запоминающимся и не на кого не похожим. А сегодня он успешно существует, приносит радость покупателям и прибыль владельцам.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам интересные конкретные темы или есть вопросы по статье, обязательно пишите их в комментарии!
Задать вопрос, обсудить проект, узнать про обучение для вас и ваших сотрудников можно тут — наш сайт и контакты для связи.
Подписывайтесь на эту страницу, мой ТГ-канал и следите за другими полезными статьями.